В Госдуму 27.12.2021 был внесен правительственный законопроект о применении обеспечительных мер после составления акта камеральной налоговой проверки или после вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки. Это законопроект № 47595-8 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (о порядке наложения предварительных обеспечительных мер на имущество налогоплательщика)» (далее — законопроект). Профильный комитет Госдумы предложил принять его к рассмотрению. До 15.02.2022 будут приниматься отзывы и замечания.
Обеспечительные меры после акта камеральной проверки
В законопроекте предусмотрено, что руководитель налогового органа или его заместитель после составления акта налоговой проверки с согласия руководителя вышестоящего налогового органа или его заместителя будет вправе принять предварительные обеспечительные меры в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества без согласия налогового органа. Речь идет об имуществе компаний и индивидуальных предпринимателей.
Совокупная стоимость имущества, в отношении которого могут быть приняты такие предварительные обеспечительные меры, не может превышать сумму налогов, сборов, страховых взносов, неуплата которых установлена в ходе проведения камеральной налоговой проверки (п. 5.1 ст. 88 НК РФ в редакции законопроекта).
Запрет на продажу после решения о проведении выездной проверки
Также предварительные обеспечительные меры смогут наложить после вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки (п. 14.1 ст. 89 НК РФ в редакции законопроекта). В этом случае запрет на отчуждение имущества или передачу в залог производится последовательно в отношении следующих групп имущества:
недвижимое имущество, в том числе не участвующее в производстве продукции (работ, услуг);
-
транспортные средства, предметы дизайна служебных помещений;
-
иное имущество, за исключением ценных бумаг и готовой продукции, в том числе товаров, предназначенных для перепродажи, сырья и материалов;
-
ценные бумаги.
При этом запрет на отчуждение имущества или передачу в залог каждой последующей группы налагается в случае, если совокупная стоимость имущества из предыдущих групп меньше совокупной стоимости имущества, в отношении которого может быть наложен запрет. При наличии в одной группе нескольких объектов имущества предварительные обеспечительные меры в первоочередном порядке налагаются на имущество с меньшей стоимостью.
Совокупная стоимость имущества, в отношении которого могут быть приняты предварительные обеспечительные меры, не может превышать сумму, определяемую как положительная разница между совокупной суммой налогов, сборов, страховых взносов, рассчитанных исходя из среднеотраслевой налоговой нагрузки в соответствии с методикой, утвержденной Правительством РФ, и совокупной суммой налогов, сборов, страховых взносов, уплаченных за период, проверяемый в рамках выездной налоговой проверки.
При этом стоимость имущества определяется одним из способов, каждый следующий из которых применяется при отсутствии у налогового органа информации о предыдущем, исходя из:
-
отчета об оценке, проведенной в срок не позднее чем в течение шести месяцев до даты вынесения решения о принятии предварительных обеспечительных мер, в случае представления такого отчета;
-
кадастровой стоимости имущества;
-
стоимости имущества, определяемой по данным бухгалтерского учета на момент, когда организация, индивидуальный предприниматель узнали или должны были узнать о назначении выездной налоговой проверки.
Кому обеспечительные меры не будут грозить?
Решение о принятии предварительных обеспечительных мер не вынесут в следующих случаях:
-
если сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три предшествующих года, составляет не менее 2 млрд руб.;
-
проводится налоговый мониторинг налогоплательщика;
-
отклонение от среднеотраслевой нагрузки не превышает 10% от совокупной суммы уплаченных налогов, сборов, страховых взносов за период, проверяемый в рамках выездной налоговой проверки, либо 3 млн руб.;
-
отклонение от среднеотраслевой нагрузки не превышает 1/12 совокупной суммы налогов, сборов, страховых взносов, уплаченных за три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки;
-
отклонение от среднеотраслевой нагрузки менее 1/10 кадастровой стоимости недвижимого имущества налогоплательщика, не обремененного залогом на дату вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки;
-
в отношении имущества индивидуальных предпринимателей, на которое в соответствии со ст. 446 ГПК РФ не может быть обращено взыскание по исполнительным документам (п. 14.2 ст. 89 НК РФ в редакции законопроекта).
Замена обеспечительных мер
По просьбе лица, в отношении которого было вынесено решение о принятии предварительных обеспечительных мер, налоговый орган вправе:
1) заменить запрет на отчуждение (передачу в залог) одного имущества на запрет на отчуждение (передачу в залог) другого имущества в пределах той же группы;
2) заменить предварительные обеспечительные меры на банковскую гарантию, залог ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, или залог иного имущества, поручительство третьего лица (п. 14.3 ст. 89 НК РФ в редакции законопроекта).