Итоги-2020 крупнейших золотодобывающих компаний России: «грех жаловаться»

| статьи | печать

Такую оценку результатам их работы в прошлом году дал в исследовании PwC один из опрошенных представителей отрасли. Участники рынка оценивают текущие мировые цены на золото как весьма благоприятные и стимулирующие к дальнейшему развитию.

В 2020 г., говорится в исследовании PwC, под влиянием продолжающегося роста цен на золото на мировых рынках крупнейшие в России компании сектора — «Полюс», «Полиметалл», Nordgold, ГК «Петропавловск», Kinross (Россия), «Селигдар» и GV Gold — показали существенный рост выручки, в среднем +30% относительно 2019 г. Лидерами роста стали GV Gold (+40%), «Селигдар» (+35%) и ГК «Петропавловск» (+33%). Суммарная выручка семи данных компаний составила 12,5 млрд долл. США.

Средняя цена реализации золота в 2020 г. составила 1770 долл. за унцию, что на 27% выше, чем в предыдущем году. Интересно, что при этом мировой спрос на золото сократился в 2020 г. на 14%.

Мощности и эффективность производства

Авторы исследования отмечают, что Россия второй год подряд занимает второе место в списке стран — лидеров по добыче золота с объемом 10,64 млн унций, сразу после Китая (11,84 млн унций), опережая Австралию (10,54 млн), США (6,12 млн) и Канаду (5,49 млн унций).

В 2020 г. общемировой объем добычи золота составил 111,8 млн унций, сократившись на 3,3% в годовом сопоставлении. При этом в пятерке лидеров рост объемов добычи показали только Россия (+0,5% к 2019 г.) и Австралия (+0,8%). Остальные страны продемонстрировали заметное снижение: Китай (–4%), США (–5,1%) и Канада (–6,7%).

Сырье, материалы и ТОиР в составе операционных расходов занимают самую большую долю в структуре затрат. В среднем по компаниям отрасли в 2020 г. она составила 37%. Максимальное значение среди анализируемых PwC компаний — у «Полиметалла» (46%), минимальное значение — у «Полюса» (14%). Еще порядка 7% общих затрат расходуется на топливо и электроэнергию.

Следующими по величине в 2020 г. являются расходы на персонал, которые в среднем составляют 22%. Существенное отклонение в меньшую сторону наблюдается у Nordgold (всего 15%). У «Полюса» расходы на персонал занимают первое место в структуре расходов (28%).

Закономерно, отмечают аналитики PwC, что в золотодобывающих компаниях большую долю в структуре затрат занимает амортизация, которая составляет 14—27%, за исключением «Селигдара», где доля амортизации составила 11%.

На долю налогов и лицензионных платежей в среднем приходится 8% в структуре расходов.

В 2020 г. денежные затраты на унцию золота оставались стабильными для большинства компаний, отклоняясь от уровня 2019 г. не более чем на 4% в обе стороны. Единственной компанией, показавшей существенный рост затрат, была ГК «Петропавловск» (+38% к 2019 г.). Такой скачок аналитики PwC объясняют сокращением объемов продажи золота из своей руды на 18%, ожидаемым снижением содержания золота в переработанной руде на Албыне, который был истощен в 2020 г., более низким содержанием в неупорной руде Маломыра и увеличением налога на добычу полезных ископаемых в связи с истечением срока субсидий на Албыне и Маломыре.

Совокупные удельные затраты в 2020 г. показали схожую динамику: существенный рост наблюдался только у ГК «Петропавловск» (+29%). Заметное снижение произошло в GV Gold (–12%) в результате сокращения расходов на капитальные вскрышные работы для поддержания производства на 23%.

В 2020 г. динамика удельных затрат на амортизацию была разнонаправленной. Четыре компании показали рост: «Полюс» (+19%), Nordgold (+9%), «Селигдар» (+4%), Kinross (+2%); три компании — снижение: «Полиметалл» (–21%), GV Gold (–11%), ГК «Петропавловск» (–8%).

Аналогичным образом выглядит динамика затрат на оплату труда. Двузначный рост показали «Полюс» и Nordgold (+21% каждая), заметное снижение расходов на оплату труда отмечается у GV Gold (–11%), ГК «Петропавловск» (–15%) и «Полиметалла» (–7%).

Большинство анализируемых PwC компаний показали существенный рост операционной прибыли в 2020 г., исключение составила ГК «Петропавловск», операционная прибыль которой снизилась до 15 с 20% в 2019 г. в результате роста себестоимости и прочих расходов.

Высокие цены на золото стали положительным фактором, повлиявшим на рост операционной прибыли во всех остальных компаниях. В среднем в 2020 г. операционная прибыль по анализируемым компаниям составила 41% от выручки (29% в 2019 г.).

Собеседники PwC отмечают общий тренд сокращения объема льгот, предоставляемых государством для ведения бизнеса (ужесточение критериев для получения льгот, повышение налоговых ставок по уже предоставленным льготным режимам), на фоне высоких рыночных цен на металл и усиление контроля за соблюдением компаниями условий для использования льготных режимов.

Кроме того, респонденты PwC озабочены неоднозначностью в имеющемся законодательном регулировании налога на добычу полезных ископаемых в части золотосодержащих концентратов, которое на текущий момент никак не дифференцировано от налого­обложения золота лигатурного, в то время как производственные процессы данных продуктов и их маржинальность существенно различаются.

Инвестиции

В 2020 г. все анализируемые компании нарастили инвестиции. Средний прирост по ним составил 16%. Максимальное увеличение показали «Полиметалл» (41%), «Селигдар» (29%) и «Полюс» (18%).

В структуре инвестиций большинства компаний преобладали вложения в основные средства и нематериальные активы (представленные в основном капитализированными затратами на разведку и оценку полезных ископаемых). В среднем их доля составила 85%.

Кроме того, в 2020 г. компании отрасли активнее инвестировали в приобретение долей в акционерном капитале. Со слов представителей компаний, в ближайшие годы направления инвестирования будут определяться тремя основными факторами.

Первый заключается в том, что большинство компаний продолжают работать на старых месторождениях и сталкиваются со снижением содержания золота в руде и понижением горизонтов для отработки. В результате все компании вынуждены модернизировать и «разгонять» фабрики, чтобы компенсировать уменьшение содержания золота в руде и связанный с этим рост затрат на извлечение.

Второй — поиск способов переработки промышленного продукта, накопленного в отвалах и на хвостохранилищах, для чего требуется вносить изменения в производственные процессы, модернизировать оборудование, использовать новые реагенты.

Третий — это затраты на геологоразведку для замещения выбывающих месторождений.

Что касается активности M&A, то собеседники PwC отмечают, что она есть и продолжится, однако, вероятно, будет связана с борьбой за новые лицензии, в том числе с участием новых в отрасли игроков, и в меньшей степени с классической схемой M&A, так как текущий уровень цен на золото затрудняет переговорный процесс из-за существенной разницы в ценах спроса и предложения, в результате чего потенциальные продавцы предпочитают разрабатывать месторождения самостоятельно.

В 2020 г. пять компаний показали рост капитальных затрат.

Увеличение своих капзатрат на 34%, до 583 млн долл., «Полиметалл» объясняет ускоренными инвестициями в проекты для устранения влияния пандемии коронавируса на график их реализации и ростом капитализированной подземной проходки и вскрыши для обеспечения операционной гибкости на фоне возросших эпидемиологических рисков.

Капитальные затраты ГК «Петропавловск» выросли на 13%, «Селигдара» — на 10%, GV Gold — на 7%, «Полюса» — на 4%.

Снижение капитальных затрат произошло в двух компаниях: Kinross (–14%) и Nordgold (–11%). Динамику капвложений Kinross определили завершение проектов «Болд Маунтейн» и «Раунд Маунтейн», а также уменьшение затрат на вскрышу на Тасиасте.

Снижение в Nordgold произошло в основном за счет уменьшения капиталовложений во вскрышные работы на месторождениях Тапарко, Бисса-Боулы и Лефа.

В 2020 г. коэффициент обновления основных средств по анализируемым компаниям остался на уровне 2019 г. — 15%.

Максимальный рост инвестиций в основные средства и нематериальные активы в 2020 г. произошел в компаниях «Полиметалл» (+34% к 2019 г., c 436 млн долл. до 583 млн долл.), ГК «Петропавловск» (+22% до 160 млн долл.), «Селигдар» (+20% до 60 млн долл.). Снижение произошло в Kinross (–17% до 916 млн долл.) и Nordgold (–9% до 379 млн долл.).

Авторы исследования PwC заключают, что в будущее их собеседники смотрят позитивно — ввиду продолжающейся пандемии хеджевая роль золота в ближайшие два-три года, вероятно, будет сохраняться и станет определяющей в поддержании текущих высоких цен на металл.

Добыча крупнейшими золотодобывающими компаниями в России и других странах, тыс. унций

Компания

2020

2019

2018

«Полюс»

2766

2841

2440

«Полиметалл»

1559

1496

1427

Nordgold

1046

1041

907

ГК «Петропавловск»

548

517

422

Kinross

2367

2508

2452

«Селигдар»

226

211

193

GV Gold

272

260

304

Источник: PwC