Защита владения и приобретательная давность: предлагаемые новеллы

| статьи | печать

Приобретательная давность является последним спасением для лиц, которые долгое время владеют имуществом как своим, но затем выясняют, что в действительности оснований для приобретения имущества не имели. Сейчас одним из требований, которым должны отвечать такие лица для признания за ними права собственности, является требование о добросовестности. Однако проект реформы вещных прав предлагает убрать это требование. Мария Ерохова, к.ю.н., адвокат, доцент НИУ ВШЭ, рассказала о сфере применения норм о приобретательной давности, к каким последствиям может привести отказ от требования о добросовестности и как можно защитить в случае отказа от этого требования прежнего собственника имущества.

Приобретательная давность играет большую роль в приобретении права собственности на вещь. При доказывании в суде своего права собственности на какой-то объект лицо может всегда воспользоваться ссылкой на приобретательную давность в субсидиарном порядке. Можно сказать, что право собственности есть там, где есть приобретательная давность.

В статье 234 ГК РФ говорится о том, что собственником становится тот, кто добросовестно открыто, непрерывно владеет как своим в течение пяти лет движимым имуществом и 15 лет — недвижимым имуществом.

С 1 января 2020 г. вступили в силу изменения этой статьи, согласно которым эти сроки начинают течь с момента завладения имуществом. Данная новелла имеет обратную силу. Раньше приобретательная давность начинала течь только после истечения исковой давности, что создавало правовую неопределенность.

В совместном постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее — Постановление № 10/22) раскрывается содержание условий приобретения права собственности по приобретательной давности. Самым непростым из них является условие о добросовестности. В Постановлении № 10/22 под ним понимается извинительное заблуждение (ошибка) приобретателя, который в момент завладения полагал, что вещь уже его, однако потом выяснилось, что собственником он не стал.

Сфера применения приобретательной давности: теория и практика

Зачем нужна приобретательная давность сроком в пять или 15 лет, если есть моментальное возникновение права собственности у добросовестного приобретателя от несобственника?

Первоначально, в конце 1990-х годов, когда только начиналось применение ГК РФ, на этот вопрос был сформулирован такой ответ: добросовестный приобретатель может стать собственником в том случае, если вещь была приобретена возмездно и выбыла от первоначального собственника по его воле, значит, в тех случаях, когда вещь выбыла помимо воли или вещь приобретена безвозмездно, должна действовать приобретательная давность.

Однако вопреки вышеописанной точке зрения на сферу действия приобретательной давности, в этом аспекте приобретательная давность практически неприменима. Судебная практика по делам о приобретении движимости по давности отсутствует. Это объясняется тем, что если лицо считает, что оно приобрело что-то по давности, в суд для признания права на вещь оно не пойдет. Хотя это лицо и может защищаться от исков прежнего собственника со ссылкой на приобретательную давность. Что касается недвижимости, то надо учитывать, что право на недвижимость возникает с момента регистрации права в реестре, значит, добросовестный приобретатель по давности должен войти в реестр. А если добросовестный приобретатель будет в реестре, то прежнему собственнику просто откажут в виндикационном иске.

Судебная практика показала, что приобретательная давность необходима для решения других вопросов. Можно привести два наиболее типичных случая ее применения.

Первый случай связан с деятельностью юридических лиц и предпринимателей. Например, во время приватизации в начале 1990-х гг. происходили ситуации, при которых по плану приватизации должны были передать в частную собственность один объект и в акте приема передачи отражен один объект, а на самом деле переданы другие объекты или в ином количестве. В 2020 г. возникает вопрос, можно ли частному лицу зарегистрировать права на те объекты, которые были переданы ему по факту, если государство пропустило срок исковой давности для истребования этого имущества, а лицо владело объектами без каких-либо оснований в течение срока приобретательной давности. Строго говоря, закон отвечает отрицательно.

Другой типичный случай встречается в отношениях с участием граждан. В 1990-х гг. лицо осуществляет застройку земельного участка. Затем его наследники фактически вступают в наследство. Со временем наследники начинают интересоваться, могут ли они зарегистрировать права на недвижимость в реестре, и обнаруживается, что никаких документов, подтверждающих их право собственности на дом или на земельный участок, нет. В то же время муниципалитет пропустил и срок на истребование земельного участка, и срок на предъявление иска о сносе самовольной постройки. В результате вещь, по сути, оказывается вне оборота. Эту ситуацию называют проблемой «задавненного имущества». При этом в Определении СКГД ВС РФ от 17.09.2019 № 78-КГ19-29 указано, что для целей давности собственник может отказаться от вещи не только активными действиями, но и:

  • устраняться от владения,

  • не проявлять интереса,

  • не исполнять обязанности по содержанию.

Тогда вещь будет «фактически брошенной» и приобретается по давности.

Оба описанных выше случая являются безвыходными с точки зрения действующего закона.

Реформирование приобретательной давности

Проект реформы вещных прав предлагает исключить критерий добросовестности при установлении права собственности по приобретательной давности, что направлено в первую очередь на решение проблемы «задавненного имущества». Это позволит всем лицам, которые владеют имуществом в течение длительного срока, зарегистрировать право на него, несмотря на то, что они не отвечают требованию добросовестности. При внесении такого изменения может возникнуть риск того, что приобретательная давность станет инструментом для отобрания чужого имущества, так как единственное, на что сможет сослаться прежний собственник в этом случае, — недостаточный срок владения имуществом. Но отсутствие этого условия сложно доказать в суде.

Мария Ерохова отмечает, что существует решение этой проблемы: можно обязать нового собственника предоставлять денежную компенсацию (стоимость вещи на момент завладения) прежнему собственнику. Даже если лицо владело имуществом положенный срок, оно все равно будет обязано заплатить компенсацию. Эта компенсация позволит уравновесить баланс интересов нового и прежнего собственников. Такая компенсация должна применяться только в случае отсутствия добросовестности со стороны нового собственника.