Почему подорожал бензин

| статьи | печать

В ответ на зачатки народных волнений по поводу роста цен на бензин, российские власти и российский олигархат затеяли перепалку про то, кто виноват. Причиной взлета цен на бензин почти на 10% с начала года является бюджетная политика российского правительства, заявляет «Роснефть». Скачки вызваны эгоизмом производителей, говорит председатель правительства Дмитрий Медведев.

Судя по всему, и нефтяники, и власти понимают – цены замерли временно, вот и спешат возлагать друг на друга ответственность за возможные в ближайшем будущем неприятности.

Бизнес, как положено, выступает более прагматично, чем правительство. Со стороны похоже даже, что та же «Роснефть» поднимает важные экономические проблемы – в отличие от правительства, устами Д.Медведева напирающего на моральные скрепы.

«Роснефть», как сообщает ТАСС, говорит о том, что предпринятые правительством меры по заморозке цен на бензин не смогут решить системные проблемы на рынке нефтепродуктов, рост цен на топливо в стране неизбежно продолжится. Налоговый маневр в нефтяной отрасли, который предусматривает снижение пошлины на нефть с одновременным повышением налога на добычу полезных ископаемых, по мнению бизнеса, будет означать неизбежное выравнивание внутренних и мировых цен на топливо. Однако экспортные пошлины являются инструментом защиты внутреннего рынка, при реализации нефти на НПЗ внутри страны нефтяники их не платят, что делает топливо дешевле. В случае отмены пошлин в реальном выражении - сверх инфляции - цены на все виды топлива подскочат в 1,5 раза к 2024 г., предупреждает «Роснефть». И поясняет, что в настоящий момент нефтепереработка внутри России убыточна, потери достигают 3 тыс. руб. на тонну дизельного топлива и 7 тыс руб. на тонну бензина Аи-92.

Д.Медведев упирает на то, что ростом цен люди недовольны, «в такой ситуации ни одна промышленная вертикально интегрированная компания не должна проявлять эгоизм», полагает премьер.

Есть вопросы к обеим сторонам – к бизнесу и к власти. Не очень понятно, почему у нас непременно убыточно производство топлива, можно только догадываться, почему не спешат нефтяники строить новые НПЗ и модернизировать старые. Хотя внятно объясняет та же «Роснефть», чем не угоден ей задуманный налоговый маневр, компания, как умеет, лоббирует его отмену.

В общем, с аргументами бизнеса можно соглашаться или нет, а вот заявления правительства вызывают только изумление. Стремление извлекать прибыль можно называть по-разному, в том числе – эгоизмом, только это базовая, так сказать, мотивация, без которой просто не может быть бизнеса и хоть какого-то рынка. Можно, конечно, бизнес отменить, а показатель прибыли заменить на проставление «галочек» в графах о выполнении планового задания. Так было в СССР, так нынче успешно живут в Северной Корее.

Если же мы говорим о рынке, то надо уметь использовать мощный эгоистический потенциал в мирных целях. К примеру, доводилось наблюдать в разных рыночных странах, как выдают местные власти разрешения на установку АЗС и сопутствующих им ларьков не трассах – тем, кто гарантирует, что розничная цена будет не выше согласованных с властями долей процента прибыли от оптовой цены. В общем, у властей есть масса механизмов для рыночного регулирования цен. Надо только научиться ими пользоваться.

Однако всегда есть соблазн решить задачу окриком. Было дело, когда и президент Буш, как наш вице-премьер Дмитрия Козак, вызвал нефтяников и попытался поручить им не допустить роста цен на топливо. Те легко согласились. Взамен попросили только одного – чтобы президент сам объяснил их акционерам, почему вдруг упадут их прибыли. Акционеры же – десятки миллионов людей, чьи средства пенсионные фонды вкладывают и в акции нефтяных компаний. Им обидно, конечно, платить дороже за бензин, но также неприятно, что их пенсионные накопления станут таять.

В общем, Буш решил не ввязываться в спор с рынком. Дмитрий Козак оказался более настойчивым, а Дмитрий Медведев – более решительным. Упор – на эгоизм. Что ж, это проще, чем направлять часть нефтяных сверхдоходов мимо Минфина в какие-то пенсионные фонды и вообще трогать сложившуюся структуру собственности.

Похоже, что «Роснефть» окажется права в своих прогнозах про неминуемое подорожание топлива при любом раскладе – будет нефть в мире дорожать или станет дешеветь.