Правительство обещает продолжить налоговый маневр в нефтянке и сдержать цены

| статьи | печать

Начатое в конце 2014 г. налоговое реформирование нефтяной отрасли дало неоднозначные результаты. С одной стороны, за последние три года увеличена средняя глубина переработки нефти в России (с 71 до 81%), с другой — резко повысились цены на нефтепродукты. Кабинет министров намерен продолжить налоговый маневр одновременно с использованием механизмов сдерживания цен на продукты нефтепереработки.

Логика налогового маневра в нефтяной отрасли состояла в обнулении экспортных пошлин на нефть при одновременном эквивалентном увеличении ставок НДПИ. При этом удорожание нефтяного сырья на внутреннем рынке (за счет роста цен до уровня мировых за вычетом издержек на транспортировку) должно было сопровождаться повышением НДПИ, изымающим дополнительную прибыль нефтедобывающих компаний. Это высвобождало дополнительный бюджетный ресурс, который ранее оставался внутри нефтеперерабатывающей отрасли.

«Цель данных преобразований — существенное повышение эффективности работы отечественной нефтепереработки, стимулирование российских компаний к модернизации НПЗ, инвестициям в технологии, повышающие глубину переработки нефти и изменяющие структуру производства в сторону увеличения доли светлых фракций. Для частичной компенсации повышения цен на внутреннем рынке предполагалось постепенное снижение акцизов на нефтепродукты, — комментирует ситуацию заведующий лабораторией отраслевых рынков и инфраструктуры Института экономической политики (ИЭП) им. Е. Гайдара Андрей Каукин. — Однако описанная конфигурация осталась нереализованной; фактически был принят вариант, согласно которому экспортная пошлина на нефть сокращалась постепенно до 2017 г., но не до нуля, при этом изменение внутренних цен не полностью компенсировалось повышением НДПИ».

В 2015 г. произошло отклонение от утвержденного плана налогового маневра из-за необходимости пополнения бюджета после кризиса — была заморожена (не снижена) экспортная пошлина на нефть, но при этом не отменялось повышение ставки НДПИ.

Более того, не были исполнены планы по снижению акцизов на нефтепродукты — их ставки дважды повышались в 2016 г., что было сделано для пополнения региональных дорожных фондов и привело к значительному росту доли налогов в рублевом выражении в тонне нефтепродуктов для внутреннего рынка по сравнению с отправляемыми на экспорт. Такая непоследовательность действий сильно затормозила реализацию изначальных целей реформирования налоговой системы отрасли.

Глубина переработки нефти увеличилась

На момент проведения налогового маневра средняя глубина переработки российских НПЗ находилась на уровне 71%. Для сравнения: в развитых странах она достигает 90—95%. Программа по модернизации отечественных НПЗ, зафиксированная в четырехсторонних соглашениях между государством в лице ФАС, Ростехнадзора, Росстандарта и вертикально интегрированными компаниями (ВИНК), была утверждена в 2011 г.

На начальном этапе владельцы НПЗ под надзором государства следовали принятым обязательствам и успели завершить ряд проектов. Кризис 2014 г. привел к корректировке программ модернизации отдельных НПЗ: сроки окончания ряда проектов отодвинулись, а строительство некоторых наиболее дорогих и сложных установок конверсионных процессов оказалось под вопросом.

Следующий год для отрасли начался с налоговой реформы и сокращения инвестиций в нефтепереработку и нефтехимию почти в два раза. Несмотря на внешние шоки, показатель средней по России глубины переработки продемонстрировал рост (по сравнению с 2013 г.) с 71,6 до 81%, также снизилось производство топочного мазута. Есть даже примеры перехода на безмазутное производство: в ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтегазсинтез» глубина переработки достигает 98%.

Тем не менее сегодня сохраняется фактическое субсидирование экономики заниженными (относительно мировых) ценами на нефть. Причем только часть субсидии доходит до конечного потребителя, другая же часть остается в нефтяной отрасли.

В нефтепереработке в результате субсидирования экономики путем удержания цен на нефть на уровне заметно более низком, чем мировые котировки, остается около 1,7% ВВП, что покрывает неэффективность производства в отрасли. Наличие экспортных пошлин приводит к субсидированию отечественных НПЗ за счет природной ренты, принадлежащей обществу (государству). Вместе с тем объем нефтяной ренты в России, по оценке Всемирного банка, последние пять — десять лет постепенно снижался.

Цены тоже потянулись вверх

«Наблюдающееся снижение ренты от нефтедобычи позволяет говорить о том, что в текущих условиях для российских нефтедобывающих компаний переход к большей ориентации на переработку нефти, а не на ее экспорт, должен становиться более привлекательным, чем в недавнем прошлом, — подчеркивает эксперт РАНХиГС Евгения Миллер. — Это означает, что текущий момент является благоприятным для завершения маневра, создания дополнительных стимулов для модернизации НПЗ, роста эффективности и объемов нефтепереработки».

Однако на эту тенденцию накладываются события последних месяцев, прежде всего — заметный рост розничных цен на нефтепродукты. Он был вызван сочетанием двух основных факторов: повышением мировых цен на нефть с уровня 60—65 долл. за баррель в декабре до 75 долл. в июне и уровнем акцизов, которые последовательно повышались на протяжении последних двух лет (что противоречит запланированным параметрам налоговых преобразований 2014 г.).

«При текущем уровне нефтяных цен проведение налогового маневра окажется более болезненным, чем если бы он был проведен раньше, при их минимальных значениях (потребуется более радикальное снижение акцизов); идеальный момент был упущен, — считает А. Каукин. — Однако это не отменяет необходимости проведения маневра: дальнейшая консервация неэффективности в нефтепереработке, как показывает практика, приведет только к очередному дорогостоящему для государства откладыванию решения проблемы».

Предложенная Минфином возможность повышения экспортных пошлин на нефтепродукты, несмотря на вероятное первоначальное снижение внутренних цен, в долгосрочном периоде, по мнению ученого ИЭП, снизит стимулы компаний к производству нефтепродуктов и модернизации производств, что чревато более серьезными последствиями и для розничных цен, и для нефтеперерабатывающей отрасли в целом.

Возможным выходом из сложившейся ситуации является завершение реформирования налоговой системы нефтяной отрасли в варианте, разработанном в Институте экономической политики им. Е. Гайдара:

  • полная отмена вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты, эквивалентное повышение НДПИ в 2019 г.;

  • снижение акциза на нефтепродукты для сдерживания роста внутренних цен на бензин до 2024 г.;

  • введение субсидии НПЗ с целью модернизации мощностей, постепенно уменьшающейся до полной отмены в 2024 г.

Правительство намерено завершить налоговый маневр в нефтяном секторе в 2024 г.