Зависимость от сыра может быть очень полезной

Сыр может вызывать настоящую зависимость сродни наркотику. К такому выводу пришли учёные из Университета Мичигана. Экспертная группа специально исследовала, какие продукты питания выступают в роли наркотиков.

Выяснилось, что на первом месте в списке «еды, вызывающей зависимость», расположилась пицца. При этом основным притягательным моментом является вовсе не тесто или томаты, обычно входящие в её состав, а жирный сыр. Выяснилось, что казеин, содержащийся в молочных продуктах, влияет на «наркотический» эффект сыра.

«Именно казеин расщепляется во время процесса пищеварения и выделяет целый набор опиатов, известных как казоморфины», — считает доктор Нил Барнард.

Множество исследований показало, что казоморфины воздействуют на опиоидные рецепторы, которые связаны с контролированием боли, награды, зависимости в мозге. Определённые части мозга активируются под воздействием наркотиков вроде кокаина или героина. В свою очередь, казоморфины действуют во многом аналогично.

В молоке казеина не так много, а вот в сыре его предостаточно, ведь для производства одного килограмма сыра требуется десять литров молока. Получается, что на выходе оказываются продукты с высокой концентрацией казеина. По словам специалистов из Института Вейцмана, продукты, богатые спермидином, такие как зелёный горох, кукуруза, соевые бобы и голубые сыры, помогают прожить дольше. Это происходит ещё и потому, что сыр из-за содержания пробиотиков замедляет процесс старения иммунной системы. Такую закономерность нашли финские учёные. У человека преклонных лет происходит возрастное изменение вилочковой железы (тимуса), то есть «старение» иммунной системы. Иммунитет уже не так эффективно борется с инфекциями, не способен быстро поглощать раковые клетки и реагировать на вакцины, как в молодости. Учитывая внушительную долю пожилых людей среди населения, а также рост онкологических, инфекционных и хронических заболеваний в этой возрастной группе, можно утверждать, что «старение» иммунитета становится массовой проблемой. Доктор Фанди Ибрахим из Университета Турку успокаивает общественность: выход есть. Обнаружено, что ежедневное употребление сыров, в состав которых входят пробиотические бактерии, помогает иммунной системе справиться с возрастными изменениями. Большинство бактерий попадают в наш организм через ЖКТ вместе с пищей, где находится до 70% полезных иммуноглобулинов. Специалисты получили доказательства, что бактерии пробиотики способствуют улучшению иммунитета, а сырные продукты являются идеальными «проводниками» полезных микроорганизмов.

Известно также, что из-за снижения уровня полиаминов в организме циркадные ритмы замедляются. Однако добавки с спермидином способны это изменить. Они омолаживают организм и снижают риск возрастных заболеваний.

Полиамины — это молекулы, которые организм получает из пищи. Кроме того, они вырабатываются в клетках. Данные молекулы регулируют ряд важных процессов, например рост и размножение клеток. Исследователи предположили, что полиамины связаны с циркадными ритмами. Учёные провели исследование на мышах.

Когда молодые грызуны получали препарат, подавлявший синтез полиаминов, их циркадные ритмы замедлялись примерно на 11 минут по сравнению с контрольной группой. Также специалисты давали взрослым мышам воду со спермидином. После этого биологические часы подопытных животных шли на восемь минут быстрее, чем у мышей, не получавших добавку.

На циркадные ритмы отдельных клеток полиамины влияли сильнее, чем на биологические часы мышей. Но даже небольшие изменения способны существенно уменьшить риск различных заболеваний, включая рак, болезнь Паркинсона и деменцию. В дальнейшем исследователи планируют выяснить, как добавки со спермидином воздействуют на человеческий организм.

Сыр с плесенью содержит в себе больше фосфора, чем многие сорта рыб. Этот микроэлемент нужен для укрепления костей, зубов и ногтей. А ещё он способствует профилактике артритов и артрозов, улучшает работу центральной нервной системы, обмен веществ и сердечной мышцы. Но полезен сыр с плесенью, только если есть его в небольших количествах и не слишком часто. В нём много кальция и фосфора, различных витаминов, а также белка, содержащего необходимые аминокислоты. Многие диетологи считают, что в сыре с плесенью есть полезные бактерии, помогающие работе кишечника, а турецкие учёные открыли ещё одно полезное свойство плесневых сыров: благородная плесень содержит особые вещества, способные защищать нашу кожу от солнечных лучей. Когда эти вещества накапливаются в подкожном слое, вырабатывается больше меланина и риск солнечных ожогов существенно снижается. Пенициллиновые грибки, используемые для производства данного вида сыров, выделяют антибиотики, подавляющие рост нежелательных бактерий. Именно поэтому в своё время из них и научились делать пенициллин.

Однако людям, имеющим хронические заболевания ЖКТ, следует проявить осторожность и лучше отказаться вовсе от этого деликатеса. Стоит знать, что грибок, который содержится в плесени, вырабатывает антибиотик, уничтожающий полезные бактерии в кишечнике. Результат – как минимум расстройство кишечника.

Чрезмерное увлечение любым сыром не полезно для тех, кто пытается сбросить вес или сидит на диете. Но регулярное, умеренное его употребление, помимо вышеперечисленного, позволяет ещё и улучшить состояние кожи, волос и ногтей. А высокое содержание витамина А весьма благотворно влияет на зрение.

Чтобы сохранить полезные свойства сыра, необходимо правильно его хранить. Большинство сортов сыра не подлежат длительному хранению, оптимальная температура для этого продукта 5—8 градусов (верхняя полка холодильника). Некоторые специалисты утверждают, что максимальной будет польза сыра, если съесть его утром, примерно с 9 до 11 часов, тогда все полезные вещества усвоятся. Также рекомендовано употреблять сыр комнатной температуры, то есть предварительно достать его из холодильника и дать ему нагреться в естественных условиях. Кушать сыр в виде аппетитной запечённой корочки вкусно, но не так полезно, структура белка под воздействием высокой температуры меняется и частично разрушается, а концентрация жира в сыре увеличивается.