Учёные доказали пользу для здоровья от переживаний за ближних

| статьи | печать

Учёные НИУ ВШЭ, доцент кафедры общей социологии Мария Козлова и научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации Наталья Кошелева, представили на Международной научной конференции «Забота о себе в педагогике, социологии и психологии» доклад «Забота о себе и другом как моральная установка: междисциплинарный подход». Переживая за ближних, мы укрепляем своё здоровье.

Учёные на основе анализа массы исследовательских работ делают вывод, что способность заботиться о себе развивается, когда человек переживает за других. Нейробиологи тесно увязывают эти две способности. Восхищение и сострадание к другим людям вызывает в мозге человека активность в тех нейронных структурах, которые участвуют в формировании самосознания. Тем самым сопереживание заставляет человека осмыслять собственное «я», влияет на его этический выбор и вызывает желание участвовать в социально значимых нравственных действиях.

Авторы доклада пишут, что «в концепции заботы о себе границы „я“ оказываются не предметом защиты, а предметом преодоления… Человек перешагивает через собственный эгоизм. По сути, речь идёт о развитии гуманности, продвижении индивида по пути очеловечивания».

Учёные констатируют, что общество переживает моральный кризис, который связан с воцарением эгоцентризма и утратой прежней консолидации в обществе. Индивидуализм, нарциссизм и гедонизм «отменили» моральную регуляцию, превратив её в вид развлечения. «В итоге у людей меняются этические установки… Разрушение сообществ приводит к ослаблению индивидуальной ответственности перед другими людьми… связи между индивидами сводятся к функциональной зависимости, а мораль трактуется в терминах ответственности человека лишь перед самим собой», — говорится в докладе.

Далее исследователи отмечают, что направленная на себя мораль, в принципе, функциональна (так, она предупреждает неправильное поведение), однако спектр её действия крайне ограничен. «Это мораль в узком понимании, регулирующая, например, телесные практики – самосохранительное поведение (здоровый образ жизни и пр.)… По сути, такая „забота о себе“ выглядит как „озабоченность“, беспокойство. Классик мировой философии Мартин Хайдеггер назвал бы её „опасением“», — считают авторы доклада.

В итоге абсолютизация эгоизма оказывается уязвимой позицией, доказали нейробиологи. Недавние исследования нейронауки показали, что помощь другим и, в частности, благотворительность активизируют отделы мозга, связанные с удовольствием. Дети уже в возрасте полутора лет пытаются помогать другим людям, даже незнакомым. «Таким образом, осмысляя мораль с позиций анализа нейронных структур, мы обнаруживаем неразрывную связь заботы о себе и заботы о другом, — пишут М. Козлова и Н. Кошелева. — Другие нейробиологические исследования, например, социальных эмоций (эмоций, вызванных переживаниями другого, а это важная основа морали), показали, что, хотя эти эмоции и „индуцированы“ состоянием других людей, они стимулируют у человека рефлексию относительно собственных поступков и взглядов. А такое моральное осмысление своего „я“ – это уже шаг к социально значимым нравственным действиям».

Авторы доклада представили ряд исследований своих коллег, которые позволили учёным обнаружить, что социально обусловленные эмоции сострадания и сопереживания стимулируют активность в тех участках поясной извилины коры мозга, которые включены в сеть, соответствующую чувству собственной значимости и высокому уровню самосознания.

То есть эти так называемые висцеральные процессы служат мостиком между социальными эмоциями и личными стимулами к моральным действиям, поскольку оказываются значимыми для формирования «саморефлексивной» части нейронной сети.

М. Козлова и Н. Кошелева подчёркивают, что «другой» становится необходимым участником процесса самосознания и формирования собственной идентичности. И, наоборот, зрелость «я» становится основой сострадания и заботы о другом. Можно говорить о взаимосвязи: способность заботиться о себе развивается, когда человек переживает за других.