Краха эры антибиотиков можно избежать

Вероятно, вскоре учёным удастся помочь людям с лекарственной устойчивостью, которая стала настоящим бичом нашего времени.

Известно, что из-за употребления ненужных антибиотиков у многих людей развивается устойчивость к этим лекарствам. Существуют и другие риски, связанные с приёмом антибиотиков без необходимости, — вторичные инфекции и аллергические реакции. Учёные опросили 113 пациентов городской больницы. Оказалось, многие люди принимали антибиотики, даже если знали, что подобные препараты не способны справиться с вирусной инфекцией. Пациенты считали: приём лекарств не ухудшит их состояние, а риск возникновения побочных эффектов не перевешивал веру в возможное излечение.

Больше половины участников опроса знали о том, что антибиотики неэффективны против вирусов. Однако они всё-таки принимали эти лекарства на всякий случай. По мнению учёных, врачи должны предупреждать пациентов о бессилии антибиотиков против вирусных инфекций.

Исследователи из Политехнического университета Виргинии обнаружили новую группу антибиотиков, направленных на уничтожение золотистого стафилококка и таких устойчивых к антибиотикам штаммов, как метициллин-резистентный золотистый стафилококк (MRSA).По словам специалистов, эти антибиотики сильно отличаются от всех современных препаратов. Серебристо-белый металл иридий, входящий в их состав, относится к группе переходных соединений. Комплексы подобных металлов сложно разрушить, что особенно важно при доставке антибиотика в очаг инфекции. Учёные провели исследование на грызунах. Новые антибиотики эффективно боролись с бактериями, не причиняя при этом вреда клеткам животного. Похожие результаты специалисты получили в эксперименте с клеточными линиями человека. В настоящее время препарат находится на стадии разработки и тестирования. Австралийские учёные также вплотную подошли к созданию соединений, которые могут лечь в основу новых антибиотиков и избавить человечество от устойчивых инфекций. Оказалось, что данные соединения потенциально активны против золотистого стафилококка. Сотрудники Университета Флиндерс обнаружили соединения случайно. Учёные занимались разработкой новых молекул. Их тестировали вместе с белком. Данная пара могла образовывать крепкие связи. Первичные испытания проводились на червях. Они и показали эффективность соединений. По словам учёных, хотя черви отличаются от людей, сходство всё-таки есть, по крайней мере, в плане генома. И вот эти молекулярные соединения произвели неожиданный эффект на золотистый стафилококк — одну из самых мощных больничных инфекций. Она приводит к сильным воспалительным процессам и способна активно размножаться на поверхностях. Попадает стафилококк в тело с катетерами капельниц во время инвазивных процедур.

Учёные из Университета Умео исследовали 35 шведских студентов, ездивших по обмену в Индию и Центральную Африку и обнаружили в их микрофлоре кишечника множество активных генов, связанных с устойчивостью к антибиотикам. До и после путешествия студенты сдали образцы кала. При этом ни один из студентов до и во время поездки не принимал антибиотики. Применив метод метагеномного секвенирования, специалисты изучили кишечную флору участников. Учёные заметили, что активность генов устойчивости к антибиотикам у добровольцев после путешествия стала значительно выше. Активность генов, кодирующих устойчивость к сульфонамидам и бета-лактамам, повысилась в 2,6 раза, а генов устойчивости к триптометаприму — в 7,7 раза. По словам специалистов, скорее всего, студенты во время поездки употребляли пищу или воду, в которых содержались устойчивые бактерии. А это потенциально может привести к развитию лекарственной устойчивости.

Учёные также исследовали микрофлору 66 здоровых людей, которым выписывали разные антибиотики, по одному курсу (ципрофлоксацин, клиндамицин, амоксициллин, миноциклин), или плацебо. Собирались образцы кала и слюны в начале исследования, сразу после приёма антибиотиков, через 1, 2, 4 и 12 месяцев по истечении курса. Анализ выявил большое отличие в микрофлоре после употребления антибиотиков. Плюс, у микроорганизмов, выживших после курса лечения, появлялись гены устойчивости. Да и в целом разнообразия в желудочно-кишечном тракте особого не было даже спустя несколько месяцев (умирали бактерии, производящие бутират, снимающий воспаление, борющийся с раковыми изменениями и эффектами стресса). А вот микрофлора во рту восстанавливалась за несколько недель.

Американские учёные разработали новый метод выращивания бактерий, который подарил 25 новых антибиотиков. И один из них — тейксобактин — в особенности эффективен. В последний раз новый класс антибиотиков, используемых в клинической практике, создавался почти 30 лет назад. Между тем патогены стремительно развивают лекарственную устойчивость. К примеру, организмы, вызывающие туберкулёз, сейчас почти не поддаются лечению.

Сотрудники Северо-Восточного университета призывают обратить внимание на землю, в которой в естественных условиях обитает множество микроорганизмов. Они провели необычный эксперимент. Был создан «отель для бактерий» — каждую бактерию изолировали и поместили в отдельную «комнату»(ячейку). А весь «отель» закопали. При этом вещества, содержавшиеся в почве, могли проникать в ячейки с бактериями. Это позволило вырастить бактерии. Вещества из земли были проверены с точки зрения антибактериальных свойств. Таким образом учёные обнаружили новый эффективный антибиотик, тейксобактин. Он токсичен для бактерий, но не для тканей млекопитающих. Соединение способно очистить организм мышей от смертельной дозы метициллин-устойчивого золотистого стафилококка, говорят испытания на животных. Тесты с людьми пока не проводились.

По мнению исследователей, у бактерий вряд ли разовьётся устойчивость к тейксобактину, ведь соединение атакует жиры, важные для строительства клеточной стенки бактерии. В целом методика анализа бактерий в земле позволит найти и многие другие антибиотики, говорят учёные. Но независимые эксперты уверены — подход годится только для грамположительных бактерий (стафилококка, микобактерий туберкулёза). У грамотрицательных (например, E. coli) есть дополнительный слой защиты, через который активным веществам не пройти.