Как возобновить экономический рост?

| статьи | печать

России необходима общепризнанная стратегия конкурентного экономического развития. Этому не должны препятствовать непримиримые дебаты экономистов (либералов и государственников), политическая конъюнктура, чиновничья корысть. Стремление подчинить истину якобы непреложным догматам, а то и личным интересам наносит неприемлемый ущерб обществу, отбрасывая его всё дальше назад в цивилизационном развитии. Многочисленные наработки и предложения, как правило, либо критикуются и отметаются, либо кладутся «под сукно». Возникающая при этом информационная завеса не позволяет увидеть главное: суть — глубже!

Проблемы

Ректор Российской экономической школы Симеон Дянков, учёные Московской школы управления «Сколково» Алексей Калинин, Кристофер Хартвелл и Андрей Шаронов исследовали причины и возможные пути преодоления проблем российской экономики — с учётом внешних воздействий и внутренних ресурсов, позволяющих вернуться к росту в средне- и долгосрочной перспективе («Ведомости», 1 и 7 июля 2014 г.).

1. Сланцевая революция.

Добыча сланцевой нефти и конденсата позволила США стать крупнейшим в мире производителем (11,5 млн баррелей в сутки, Саудовская Аравия — менее 11,5 млн баррелей, Россия — около 11 млн баррелей). Согласно прогнозу Международного энергетического агентства к концу 2014 г. США приблизятся к отметке 12 млн баррелей (см. рисунок, «Ведомости», 7 июля 2014 г.).

Рисунок. Мировая добыча нефтересурсов

В 2008 г. США нарастили добычу нефти на 70%, говорится в исследовании Bank of America. В прошлом году добыча нефти и конденсата в США увеличилась на 13,5%, в России — на 1,3%, а в Саудовской Аравии снизилась на 1,1%, следует из отчета BP. Благодаря сланцевой революции США ещё в 2009 г. опередили Россию по добыче газа. В 2010—2013 гг. в США добыча газа возросла на 14%, до 688 млрд куб. м, в России — на 2,7%, до 605 млрд куб. м. Традиционной нефти в США добывают около 8 млн баррелей в сутки, остальное — жидкие фракции при добыче газа, которые затем идут в нефтехимию (там же).

Информация к размышлению

1. Россия потребляет в год около 420 млрд куб. м газа и 150 млн т нефти, США — 740 млрд куб. м газа и 830 млн т нефти. США в отличие от России зависят от импорта углеводородов. Но власти страны это положение не устраивает. Природный газ в США приблизительно на 60% дешевле, чем в Европе. Наращивая для удовлетворения внутренних потребностей добычу сырья, в том числе с помощью сланцев, США готовятся к экспорту сжиженного природного газа.

2. Европа стремится к к энергоэффективности: к 2020 г. в ЕС 16% потребляемой энергии должно вырабатываться из возобновляемых источников.

Таким образом, в среднесрочной перспективе Россия должна быть готова к конкуренции с американскими поставщиками на европейских энергосырьевых рынках.

Тем удивительнее официальные правительственные данные о мировых запасах углеводородных ресурсов: «Россия, являясь одним из крупнейших экспортеров природного горючего газа, занимает второе место в мире по запасам газа (после США), пятое-шестое места — по запасам нефти».

Действительно, новые технологии добычи помогли США почти удвоить свои запасы за последние 20 лет и довести их до 9,3 трлн куб. м. Это примерно 5% мировых запасов. У России, по известным данным, — 16,8% мировых запасов, что более чем втрое больше, чем у США. Но в российском правительстве думают иначе («Независимая газета», 11 июля 2014 г.).

2. Три фактора. Кроме очевидной внешней зависимости от мировых цен на нефть, на российскую экономику и перспективы будущего экономического роста одновременно влияют три фактора: «ловушка среднего дохода, собственные экономические проблемы России (включая её энергетическую зависимость) и негативные последствия развития украинского кризиса» («Ведомости», 1 и 7 июля 2014 г.).

Существенное увеличение цен на глобальных сырьевых рынках в 2000—2008 гг. обеспечило быстрый рост отечественной экономики и подъём жизненного уровня большей части городского населения. Но в настоящее время высокие нефтецены уже не только не поддерживают высокие темпы роста ВВП (см. таблицу), но и не могут компенсировать негативное влияние нарастающих внутренних проблем. Не случайно премьер-министр Дмитрий Медведев считает приоритетной задачей преодоление замедления экономического роста в России (заметим, совсем недавно приоритетной задачей была как минимум технологическая модернизация промышленности).

Таблица. Динамика роста российского ВВП

Годы

Рост ВВП, %

2011

4,2

2012

3,4

2013

1,3

2014

0,5—1,0 (прогноз)

Правило ловушки среднего дохода (неизбежной и характерной для большинства развивающихся рынков): в странах, достигших уровня дохода около 15 000 долл. на душу населения, ежегодный экономический рост замедляется в среднем с 6 до приблизительно 2%.

Согласно расчётам МВФ Россия достигнет указанного уровня доходов в 2014 г. Мировой опыт свидетельствует, что дальнейшее наращивание темпов экономического роста становится затруднительным вследствие объективных ограничений: финансовых, технологических, структурных. С одной стороны, в этих странах увеличение производительности труда и повышение экономической эффективности всё менее компенсирует рост благосостояния (зарплат) населения. С другой — на таких экономиках существенно сказывается экономическая ситуация в развитых странах: ограничивающие рынки трудности национальных экономик, реиндустриализация и и создание конкурентных производств и т.д.

Таким образом, выход из ловушки среднего дохода может растянуться на долгие годы.

Среди важнейших внутренних проблем — структурные, отсутствие благоприятных условий для конкурентного развития частных предприятий и высокотехнологичных секторов, как наиболее перспективных и эффективных движущих сил долгосрочного экономического роста («С миру по нитке: о некоторых примечательных событиях» — см. здесь же).

С 2010 и до 2030 гг. предстоит преодолевать демографический разрыв вследствие сокращения примерно на 15% численности трудоспособного населения. Возрастёт число пенсионеров на одного работающего, увеличатся стоимость рабочей силы и пенсионные расходы. Это может уменьшить возможности для государственных и частных инвестиций.

Продолжается (в меньших масштабах по сравнению с 1990-ми гг.) утечка мозгов — страну покидает амбициозная, образованная молодёжь. В Россию прибывают в основном малообразованные гастарбайтеры (только из Таджикистана более миллиона «легалов» и «нелегалов»), обеспечивающие прирост низкооплачиваемой рабочей силы.

Растёт спрос на социальные услуги, что также снижает темпы накопления основного капитала и сокращает инвестиции в экономику. Возникает опасность застоя или упадка — прямого пути к стагнации.

Преодоление внутренних проблем так или иначе связано с активным созданием высокотехнологичных рабочих мест. Однако сроки и качество исполнения президентского наказа о 25 млн ВПРМ в экономике вызывают вопросы («Это сладкое слово — ВПРМ» — см. здесь же).

Ещё один фактор — нестабильность на Украине и западные санкции. Несмотря на стремление минимизировать для отечественной экономики ущерб от их введения, некоторые последствия уже ощутимы. Так, в 1-м полугодии текущего года российские компании смогли занять у западных банков 6,7 млрд долл. — на 82% ниже аналогичного показателя в 2013 г. («Ведомости», 10 июля 2014 г.). Понятно, что это сокращает и без того ограниченные инвестиционные возможности.

Информация к размышлению

Американские производители телекоммуникационного оборудования Cisco Systems и Juniper Networks с апреля не могут поставлять продукцию некоторым российским заказчикам, имеющим отношение к оборонно-промышленному комплексу. На оборудовании Cisco Systems построено не менее 60% телекоммуникационных сетей, 70—80% оборота американской компании приходится на госсектор, клиенты компании — «Газпром», «Роснефть», «Сбербанк». ВТБ, Минобороны, ФСБ и ФСО России. Причина — отказ Госдепартамента США на выдачу экспортных разрешений. У сотовых операторов — МТС, «Мегафона» и подконтрольного ОАО «РЖД» «Транстелекома» — проблем с поставками Cisco и Juniper нет («NEWSru.com/Экономика, 10 июля 2014 г., «Ведомости», 10 июля 2014 г.).

Четыре манёвра, чтобы преодолеть замедление

Авторы исследования заключают: необходимо внедрять инновации, искать пути эффективного использования трудовых ресурсов и капитала.

Естественен вопрос: как возобновить экономический рост?

Кроме известных в мировой практике инструментов — инвестиций в среднее и высшее образование и увеличение инноваций и НИОКР для стимулирования роста экспорта — предлагается активизировать усилия ещё на двух направлениях: переориентации российской экономики на восточные рынки и улучшении условий ведения предпринимательской деятельности в России («Ведомости», 7 июля 2014 г.).

1. Развитие человеческого капитала. Сюда относятся стимулирование получения российскими студентами и чиновниками образования за рубежом, содействие вхождению пяти российских университетов в число 100 лучших университетов в мире. Целесообразно расширить обучение иностранных студентов в российских вузах, что после их возвращения домой может способствовать распространению российского влияния.

2. Технологический прорыв. Актуально стимулирование отечественных НИР и НИОКР, выполняемых российскими специалистами. Это позволит не только развивать собственные передовые секторы, но и снизит зависимость от новейших зарубежных технологий, даст импульс экспортному производству.

Среди успешных примеров создания конкурентоспособного инновационного бизнеса — достижения «Росатома», Объединённой авиастроительной корпорации, холдинга «Сибур», «Лаборатории Касперского», ряда региональных компаний.

По мнению авторов, подобные компании могут вносить свой вклад в развитие качественной локальной инфраструктуры для жизни через создание современной рабочей среды, сочетающей возможности плодотворного профессионального творчества с качественным отдыхом и личным развитием.

3. Разворот на Восток. Цель — диверсификация внешнеэкономического партнёрства, расширение взаимовыгодных связей с развивающимися экономиками стран БРИКС, Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки. Для данной группы государств значительный интерес представляют не только наши природные ресурсы, но и ядерные, аэрокосмические, информационно-технологические и нефтехимические продукты и услуги мирового уровня. Своевременный шаг в правильном направлении — создание Евразийского экономического союза.

4. Совершенствование институтов. Для ускорения экономического роста необходимо резко улучшить условия ведения предпринимательской деятельности. Согласно докладу Doing Business, в 2014 г. Россия поднялась со 112-й позиции на 92-ю (из 189 стран, Китай — 96-е место, Бразилия — 116-е, Индия — 134-е). В «нулевые годы» основной вклад в рост ВВП вносило повышение цен на нефть, а улучшение институтов запаздывало. В нынешних условиях именно несовершенство институтов стало одной из причин экономического торможения.

К рассмотренным четырём шагам авторы добавляют ещё одно российское преимущество — разнообразие и неоднородность регионов, что позволяет разработать гибкую системную «стратегию возобновления экономического роста в масштабах всей страны. В целом в краткосрочной перспективе путь России может оказаться трудным, но при комплексных инвестициях, либерализации частного сектора и использовании возможностей быстро развивающихся стран долгосрочная перспектива выглядит намного более благоприятной» (Выделено. — В.Т.).

*****

В представленных статьях некоторые трудности российской экономики и возможные пути их преодоления рассмотрены достаточно объективно, непредвзято. Естественно, авторы не стремились дать исчерпывающий перечень возникших у страны проблем, равно как не претендуют на всеохватность и четыре манёвра, предлагаемые в качестве решения.

Подведём краткие итоги.

В условиях «экономического торможения» в ближайшие годы России предстоит нелёгкая конкурентная борьба за сохранение лидирующих позиций на глобальных рынках энергоресурсов, где появляется грозный конкурент — США. Кроме того, страна попадает в ловушку среднего дохода, начинают всё сильнее сказываться собственные нерешённые экономические проблемы, а также последствия украинского кризиса.

Чтобы возобновить экономический рост авторы предлагают активно развивать человеческий капитал, обеспечить технологический прорыв, сбалансировано переориентировать отечественную экономику «на Восток» и срочно совершенствовать институты.

В разной форме, с разным обоснованием, на разном уровне подобные предложения звучали не раз. Но «воз и ныне там».

Потому что и проблемы, и успешное их решение в значительной степени определяются общественным единением, нацеленностью на общие результаты и мотивацией непосредственных участников — от конкретных руководителей и исполнителей до миллионов трудящихся по всей стране.

Достичь этого в условиях нетерпимой социальной несправедливости, уверенно растущего (в отличие от экономики) имущественного расслоения, атомизирующего и разъединяющего российское общество индивидуализма невозможно. Здесь — главное звено цепи проблем.

О необходимости бороться с социальным неравенством всё чаще говорят президенты и политики, представители бизнес-элиты и нобелевские лауреаты. Пора и нам прекратить глубокомысленные рассуждения и объяснения, почему «не идут» всесторонние преобразования, «буксует» модернизация, замедляется экономика.

Время манёвров прошло! В многочисленных концепциях, стратегиях и программах (и от либералов, и от государственников) есть свои рациональные зёрна. Но при всём различии их объединяет одно — ни слова о том, чтобы соединить производителя товаров и услуг с результатами труда, создать условия, при которых работник труда может стать работником капитала («О капитале и справедливости в XXI веке», «Коллективные предприятия: социальный мир и прибыль для всех» — см. здесь же).

По сути, речь идёт о том, чтобы «сгладить» крайности — содействовать формированию в рыночной экономике не только частных и государственных, но и коллективных предприятий, работники которых могли бы стать их совладельцами в различной форме.

Президент РФ Владимир Путин на встрече с губернатором Липецкой области Олегом Королёвым 12 мая 2014 г. одобрил его деятельность по созданию предприятий с коллективной формой собственности (акционерных обществ работников, кооперативов). Глава государства поддержал предложения по разработке федеральной программы развития коллективных форм хозяйствования, распространению соответствующего опыта в российских регионах («Ещё раз к вопросу о справедливости в экономике» — см. здесь же).

Информация к размышлению

Известный экономист, директор Института проблем глобализаци Михаил Делягин, рассуждая о несправедливой приватизации 1990-х и собственности как фундаменте рыночных отношений, пишет: «Компенсационный налог… частный случай реализации базового принципа, позволяющего уйти от ложного выбора между национализацией и приватизацией,… способ укрепить и частную собственность, и справедливость…

Положение, когда одному принадлежит всё, а всем остальным — ничего, порочно… Задача России не национализация и не реприватизация, но социализация собственности: постановка её на службу обществу».

Разрушающиеся предприятия надо передать в управление командам кризисных менеджеров. В случае успеха они получают 25% минус одна акция, чтобы не иметь блокирующего пакета, а остальное передаётся работникам. Чтобы сформировать нормальное общество, люди должны иметь возможность быть совладельцами предприятий, на которых работают (Выделено. — В.Т., «Московский комсомолец», 9 июля 2014 г.).

Прямо скажем, не только разрушающиеся предприятия следует передавать в совместную собственность работникам. Это должна быть продуманная экономическая стратегия демократизации производственных отношений через массовое создание народных предприятий и кооперативов в малом и среднем бизнесе. Чтобы доход большинства работающих зависел не только от кем-то назначенной зарплаты («пайки», как часто повторял академик Святослав Фёдоров), но и от принадлежащей самому работнику доли коллективно заработанной прибыли.

Иными словами, чтобы его благополучие зависело от результатов общего труда таких же совладельцев компании и соблюдался паритет между правом на долю прибыли и ответственностью за результаты труда. А это и буде означать, что работник труда стал работником капитала.

На предприятиях с коллективной формой собственности органично сбалансированы коммерческая выгода и социальная ответственность, интересы государства, коллектива и индивида. Отсюда — высокие производственные показатели, достойные зарплаты и пенсии («Народные предприятия России», «Может ли экономика быть справедливой» — см. здесь же).

Как показывает опрос, власти в большинстве регионов позитивно воспринимают информацию о деятельности акционерных обществ работников (народных предприятий) и считают развитие коллективных форм собственности важным фактором социально-экономической стабильности и формирования многочисленного среднего класса. Но только принятие соответствующего решения политическим руководством страны сдвинет ситуацию с «мёртвой точки». Правда, при этом резко замедлятся темпы роста числа российских миллионеров и миллиардеров.

Но разве это остановит возобновившую поступательное движение страну, народ которой поверил в собственные силы и в будущее?