Секторальный обстрел: а нам всё равно?

| статьи | печать

Ужесточение западных санкций не лишило правительство решимости ускорить экономику. В планах — оптимистичные крупные инфраструктурные проекты, импортозамещение, повышение налогов. Однако всё явственнее намёки гражданам и бизнесу потуже затянуть пояса. Насколько адекватны разрабатываемые меры и предпринимаемые действия? Откуда уверенность, что «планы партии — это планы народа», готового их исполнить? Доминирующие в российском обществе настроения можно понять, слегка перефразировав слова в знаменитой песенке из «Бриллиантовой руки»: «А нам всё равно. Не боимся мы волка и сову!». Но кто волк, а кто сова, каждый решает сам.

*****

Принятый США и Евросоюзом третий пакет санкций предусматривает с 1 августа ограничение доступа российских банков и компаний к западным финансовым ресурсам и технологиям. Расширен санкционный список на физических лиц. Вступает в силу эмбарго на торговлю оружием с Россией. Объявлен запрет на поставки оборудования для российских нефтяников и оборонки. Режим санкций вводится на один год и носит временный характер. Но они могут быть смягчены или отменены уже через три месяца, если страны ЕС начнут нести существенные убытки.

Информация к размышлению

1 Под санкции подпадают оборонная промышленность (включая производство продукции двойного назначения), нефтяная промышленность, госбанки.

2 Санкции распространяются на новые контракты, уже действующие пересматриваться не будут.

3 Срок действия санкций: 12 месяцев с 1 августа, с возможностью продления или пересмотра через три месяца.

4 Газовая промышленность выведена из-под санкций. Энергобезопасность Европы ни в коем случае не должна пострадать. «Газпрому» и его акционерам, скорее всего, ничто не угрожает. Возможны проблемы у «Новатэка», поскольку производители сжиженного газа не выводятся из-под действия санкций.

5 Госбанки не смогут привлекать новые кредиты и размещать облигации на срок более 90 дней в странах ЕС и в США.

6 Moody’s не исключает пересмотра странового рейтинга в связи с решением голландского суда о выплате 50 млрд долл. США в пользу акционеров GML (бывших акционеров ЮКОСа).

7 Счета и карточки частных клиентов госбанков (которые не подпадают под персональные санкции) не заблокируют.

8 Банк России готов поддержать банки, которые могут пострадать от санкций (Slon.ru, 31 июля 2014 г.).

Основные направления западного удара — банки, нефтяная отрасль, судостроение и авиастроение, инвестирование в российскую экономику, выборочный круг физлиц (NEWSru.com/В России, 31 июля 2014 г.).

Под санкциями оказались крупнейшие российские банки (государственные или с преимущественной долей государства): Сбербанк, ВЭБ, ВТБ, Газпромбанк, «Банк Москвы», Россельхозбанк. Никто из них в течение года не сможет занять денег на Западе. Помощь депозитами и долгосрочным финансированием обещана со стороны Центробанка России.

Информация к размышлению

1. Страны «Большой семёрки» намерены голосовать против новых проектов Всемирного банка в России (на сумму порядка 1,5 млрд долл. G7 имеет более 40% голосов во Всемирном банке и способна заблокировать одобрение любого проекта. Ранее решение прекратить финансирование проектов в России принял Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

2. Эксперты прогнозируют скачок инфляции на 2,1% и удар по торговле. Конституционный суд дважды (в 2001 и 2003 гг.) признавал налог с продаж неконституционным: существуя параллельно с НДС, он фактически приводит к двойному налогообложению (NEWSru.com/Новости экономики, 1 августа 2014 г.).

Руслан Гринберг, директор Института экономики РАН, не исключает, что «Запад коренным образом ограничит наши финансовые операции за рубежом: начнёт арестовывать банковские активы, включая ЦБ, введёт сплошные ограничения по проводкам». Санкции могут также обрушить курс рубля в случае отказа ЕС от российского газа и нефти, что пока маловероятно («Московский комсомолец», 31 июля 2014 г.).

Яков Миркин, заведующий отделом ИМЭМО РАН: «Ряд важнейших секторов экономики на 50—80% зависит от импорта. По многим точкам наша зависимость от импорта оборудования, технологий, лекарств, потребительской техники превысила критические значения. Значимая часть научных школ и ключевых технологий утеряна». И всё же «спасибо за санкции! Встряска давно была нужна. Но всё это случится, только если те, кто решает „наверху“, встретят санкции максимумом стимулов роста внутреннего спроса и предложения» («Российская газета», 31 июля 2014 г.).

Западные технологии используются на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами нефти (шельфовые проекты «Роснефти» и Exxon Mobil в Арктике, давний совместный проект «Газпрома» и компании Shell — «Сахалин-2»), проекты с использованием горизонтального бурения, многостадийного гидроразрыва пласта и др.

Разумеется, за предпринимаемыми политическими действия стоят и чисто коммерческие интересы. По данным Минэнерго и Минпромторга, в нефтегазовой отрасли 25% используемого оборудования — импортное. В случае ограничения его экспорта европейские производители и поставщики потеряют от запрета не более 150 млн евро в год.

Россия ощутит негативные последствия от санкций через несколько лет. Больше всего пострадают «Газпром» и «Роснефть», которым необходимы западные технологии для добычи на арктическом шельфе, считают эксперты. Под угрозой окажутся и проекты по разработке трудноизвлекаемых запасов сланцевой нефти. Согласно расчётам исполнительного директора кластера энергоэффективных технологий фонда «Сколково» Николая Грачёва, в этом случае суммарная добыча нефти может снизиться на 5—10%, или на 26—52 млн т в год («РБК daily», 30 июля 2014 г.).

Примечательно заявление главы компании ЛУКОЙЛ Вагита Алекперова: «Санкции влияют на всю страну. Мы — российская компания. Санкции повлияют на нас так же, как и на остальных». В планах ЛУКОЙЛа сохранить в 2014 г. инвестиции на сумму 20 млрд руб. (NEWSru.com/Новости экономики, 1 августа 2014 г.).

Способен нанести чувствительный урон и запрет на экспорт-импорт продукции двойного назначения (ядерные материалы и оборудование, спецматериалы, электроника, компьютеры, телекоммуникации и информационная безопасность, датчики и лазеры, навигация и авионика, морские технологии, двигательные установки) (NEWSru.com/В России, 31 июля 2014 г.).

Следовательно, не теряя времени, необходимо изыскивать и применять наиболее эффективные стимулы, содействующие экономическому росту и модернизации, развитию бизнеса и среднего класса, увеличению доли накопления, расширению предпринимательских свобод, снижению коммерческих рисков внутри страны, привлечению прямых иностранных инвестиций и новых технологий.

Нельзя не отметить опасность так называемых репутационных потерь, с которыми также связан рост инвестиционных рисков, что ведёт к снижению активности иностранных инвесторов (там же) и конечно, давно назревшему сокращению «сырьевой зависимости» (см. рисунок). До настоящего времени лозунги и призывы не воплотились в реально значимые действия, подтверждающие развитие российской экономики в соответствии с глобальными трендами.

Рисунок. Зависимость доходов бюджета от сырьевого

экспорта растёт («Российская газета», 31 июля 2014 г.)

Худшие варианты ответа на санкции — переход к мобилизационной экономике, налоговому и командному нажиму, доминированию государства в экономике.

Вероятность подобных сценариев усиливают решения совета директоров российского Центробанка повысить ключевую ставку до 8% годовых и планируемые правительством налоговые манёвры.

Василий Кашин, эксперт Центра анализа стратегий и технологий, утверждает, что «в ближайшие месяцы России с неизбежностью предстоит перейти на новую, мобилизационную модель развития» («Ведомости», 31 июля 2014 г.).


Информация к размышлению

Российские власти приняли решение о наделении регионов правом ввести на ближайшие три года, начиная с 2015 г., налог с продаж в размере 3%. Инициатива с повышением ставки НДС (до 20%) отвергнута (РИА «Новости», 31 июля 2014 г.).

Борис Хейфец, главный научный сотрудник Института экономики РАН: «Прямой эффект (от влияния санкций на российскую экономику. — В.Т.) в краткосрочной перспективе всё-таки можно назвать незначительным. Но вот косвенные негативные последствия могут быть серьёзными. Из банков могут уйти крупные клиенты, связанные с заграницей. К тому же на всё это накладывается замедление роста экономики, и эту ситуацию надо решать в комплексе» (там же).

*****

Немалое число экспертов и специалистов считает, что нарастающие трудности импорта технологий и готовой продукции неизбежно будут способствовать усилению на внутреннем рынке спроса на продукцию отечественных производителей. Отсюда востребованность импортозамещения и вопрос ребром: удастся ли развернуть отечественное производство высокотехнологичной продукции, способной заменить импортные аналоги»?

Попутно отметим ещё одну, всё более остро проявляющуюся проблему — кадровую. Нехваткой рабочих рук озабочено каждое третье промышленное предприятие. В ряде случаев это обстоятельство сдерживает производство сильнее, чем нехватка оборудования. Опросы показывают, что основная причина увольнений и текучести кадров — низкие зарплаты на предприятиях и достижение пенсионного возраста («Независимая газета», 31 июля 2014 г.).

Информация к размышлению

Санкционный список физических лиц расширен ещё на восемь человек. В частности, санкции введены против российских олигархов Аркадия Ротенберга и Юрия Ковальчука, второго акционера банка «Россия» Николая Шамалова, первого заместителя главы президентской администрации Алексея Громова, основателя инвестиционного фонда Marshall Capital Partners Константина Малофеева, отдельных представителей Крыма, ДНР и ЛНР. А также против Российского национального коммерческого банка, завода ПВО «Алмаз-Антей» и авиакомпании «Добролёт». (NEWSru.com/В России, 31 июля 2014 г.).

Сергей Романчук, руководитель операций на валютном рынке Металлинвестбанка, президент ассоциации ACI Russia: «Мы видим позицию западных стран — санкции вводятся минимально возможные с точки зрения политической ситуацииНикто не стремится загнать Россию в угол — это всего лишь сигналы, сигналы, сигналы. Если бы речь шла о нанесении максимального экономического урона, можно было устроить коллапс на российском рынке в одночасье, скажем, отключив все наши банки от международной расчётной системы. Однако ж этого никто не делает. Санкции носят мягкий, индикативный характер. Экономическая война не нужна никому, потому что любые санкции носят обоюдоострый характер, никакой заинтересованности в санкциях у них нет» (выделено. — В.Т., Slon.ru, 30 июля 2014 г.).

Не менее показательно интервью главы бюджетного комитета Совета Федерации Сергея Рябухина. Он считает, что США, вводя санкции против России, работают на нашу экономику. Подобные ограничения позволят России более активно развивать собственное производство, задействовать внутренние резервы, сделать экономику более сбалансированной.

По его мнению, это будет способствовать развитию внутренних потенциалов России в сфере высокотехнологичных производств, всей элементной базы: «Это только польза для экономики России, в том числе для доходной части бюджетов всех уровней… За 23 года США и Евросоюз наших либеральных экономистов приучили к тому, что не надо заниматься высокотехнологичным производством, нужно только покупать, что Россия — сырьевой придаток и нужно заботиться только „о качестве трубы“».

Сенатор уверен, что предстоящая модернизация собственной производственной базы сбалансирует экономику, сделает её более устойчивой: «Мы великая экономическая держава». Формируя бюджет на 2015 г. и трёхлетнюю перспективу, нужно закладывать резервы для реализации экономических проектов, развивать среднее и тяжёлое машиностроение, высокотехнологичные отрасли. Россия — самодостаточная страна, обладающая 42% мировых ресурсов (РИА «Новости», 30 июля 2014 г.).

Напрашиваются вопросы: разве в нулевые годы два российских президента не призывали к модернизационным преобразованиям на основе высоких технологий и прорывных инновационных решений, причём не только в экономике? И разве фактически не буксует процесс до настоящего времени? Что изменилось?

Увы, в условиях несправедливого перераспределения доходов (очевидного для большинства) и растущего социального неравенства (что не оспаривает никто) надежды на патриотический порыв и технологический прорыв менее реальны, чем хотелось бы...

*****

В связи с этим представляют интерес результаты опросов, выясняющих отношение граждан к антироссийским санкциям, вводимым Евросоюзом и США и выполненных аналитическим центром газеты «Экономика и жизнь» (табл. 1 и 2), а также другими социологическими службами (табл. 3—5).

Таблица 1. Как повлияют санкции на отставание России от мировых лидеров по важным показателям, включая ВВП, %

Увеличат

43

Не изменят

27

Сократят

25

Другое

3

Затрудняюсь ответить

3

Таблица 2. Согласны ли вы с утверждением, что санкции пойдут России на пользу, %

Да

61

Нет

31

Затрудняюсь ответить

6

Другое

2

С одной стороны, значительная часть респондентов (43% — табл. 1 и 31% — табл. 2) понимает, что «отлучение» России от широко применяемых в ведущих экономиках высоких технологий затормозит актуальные модернизационные преобразования. Во-первых, мы отстали в разработках. Во-вторых, самостоятельно или совместно с зарубежными «партнёрами» активно импортировали технику и технологии (нефтедоходы позволяли!) — практически не задумываясь о подготовке собственных кадров и самостоятельном встраивании в глобальные производственные цепочки. Сервисное обслуживание, как правило, тоже оставалось за поставщиками. В результате импортозависимость достигла критической величины, а санкции не только усугубили ситуацию, но и наглядно демонстрируют всю пагубность подобной экономической политики.

В то же время большинство опрошенных (61%, табл. 2) уверены, что санкции пойдут нам на пользу. Фактически, аналогичного мнения придерживаются и 25% (табл. 1) тех, кто надеется, что санкции помогут сократить отставание по важнейшим экономическим показателям.

Какие аргументы можно привести в пользу такого утверждения? В основном, исторически сложившееся убеждение, что «пока гром не грянет, мужик не перекрестится».

Иными словами, эффективные рыночные механизмы (о важности которых мы так часто говорим) — коммерческая выгода, конкуренция производителей за потребителя и т.д. — в должной мере не работают.

Отсюда следует парадоксальный вывод: успехи в импортозамещении прямо зависят от глубины западных санкций. Подобные высказывания позволяют себе даже некоторые официальные лица. Но так быть не должно!

Таблица 3. Евросоюз и США согласовывают всё новые пакеты санкций в отношении России. Считаете ли вы, что эти санкции отразятся лично на вас? (%)

Да

54,4

Нет

22,2

Возможно

23,4

Источник: NEWSru.com/В России, 31 июля 2014 г.

Таблица 4. Опасаетесь ли вы последствий санкций против ВТБ, Банка Москвы и РСХБ? (%)

Да, опасаюсь как клиент этих банков

11

Да, это системные для экономики банки

25

Нет, серьёзные последствия будут иметь только санкции против Сбербанка

15

Нет, Россия готова к любым санкциям Запада

49

Источник: Forbes, 30 июля 2014 г., http://www.forbes.ru/node/264071

Таблица 5. К чему приведут новые санкции США против России, %

После краткосрочного спада экономика восстановится

36

Санкции против ВЭБ и «Роснефти» приведут к стагнации экономики

10

Россия пойдёт на уступки в украинском кризисе

10

Санкции вскоре будут сняты

10

Ситуация останется подвешенной до новой волны санкций

34

Источник: Forbes, 30 июля 2014 г., http://www.forbes.ru/node/263069

Конечно, растёт понимание того, что санкции могут отразиться на благополучии каждого (54,4%, табл. 3), а не только тех физических и юридических лиц, против которых они направлены (табл. 4 и 5). Что экономика каждой раз будет восстанавливаться между «санкционными волнами».

Любопытно, что, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), индексы удовлетворенности жизнью, социального оптимизма и материального благополучия россиян преодолели исторические максимумы: соответственно 79, 77 и 76 пунктов («Блокнот.ру», 31 июля 2014 г.).

Информация к размышлению

Объективная статистика свидетельствует об ином. По данным Росстата, оборот продовольственных товаров во II квартале этого года снизился на 0,1%, а в 1-м полугодии в целом вырос лишь на 0,5% — многолетний минимум.

Согласно исследованию «Ромир», с весны 2013 г. по весну 2014 г. реальные расходы населения на покупку продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса снизились на 8,5%. Предыдущие пять лет расходы ежегодно росли на 10—14% (NEWSru.com/Экономика, 31 июля 2014 г.).

*****

Вполне справедлив вердикт экспертов: «Полученные результаты свидетельствуют не столько о консолидации общества, сколько о его равнодушии к новостям и плохой осведомленности. Большинство граждан предпочитает жить по принципу „моя хата с краю“ и считает, что санкции затрагивают узкий круг людей и не коснутся их лично. Противоположного мнения придерживаются эксперты» («Ведомости», 31 июля 2014 г.).

Не меньшего внимания заслуживает следующий тезис: «Санкции рождают хаос в головах министров. Не столько Запад, сколько само правительство может обвалить российскую экономику… негативный эффект для российской экономики будет скорее всего очень ощутим. Но не столько из-за санкций, сколько из-за того, что под угрозой санкций российские власти начали хаотично реагировать на возникающие проблемы, принимая мгновенные меры по ситуации и не просчитывая их системные последствия» («Независимая газета», 30 июля 2014 г.).

Политическая конъюнктура или экономическая выгода? Сиюминутный политический интерес или долгосрочная экономическая стратегия? Конкуренция между политикой и экономикой или баланс политических и экономических интересов?

Без комментариев…