Деятельность по управлению многоквартирными домами хотят лицензировать

| статьи | печать

Сфера деятельности по управлению многоквартирными домами не дает покоя народным избранникам. Из-за роста цен на услуги ЖКХ и всех тех проблем, которые существуют в этой отрасли, к слову сказать накопленные еще до появления управляющих компаний, депутаты предлагают решить с помощью самых что ни на есть жестких мер государственного регулирования. А именно — лицензировать деятельность по управлению многоквартирными домами, а также по их содержанию и ремонту. Если инициатива будет поддержана, то рынок этих услуг станет полностью подконтролен региональным органам власти. Текст соответствующего законопроекта с поправками в Жилищный кодекс РФ и иные федеральные законы уже внесен в Госдуму (№ 448902-6).

Относительно подходов к регулированию деятельности по управлению многоквартирными домами (МКД) у депутатов мнения расходятся. Об этом свидетельствует хотя бы то, что в конце 2011 г. в Госдуму также по инициативе нескольких депутатов и сенаторов уже был внесен, а затем и принят 25 мая 2012 г. в первом чтении законопроект № 623780-5, предлагающий введение института саморегулирования в сфере управления многоквартирными домами.

Что же не устраивает депутатов, внесших более жесткий законопроект № 448902-6 и предлагающих введение лицензирования для данного вида деятельности в саморегулировании отрасли? Увы, ответ на этот вопрос неизвестен! В пояснительной записке к законопроекту нет на сей счет никаких упоминаний. Отсутствуют в ней и объяснения причин разработки законопроекта. Точнее, обос­нование необходимости введения лицензирования. В ней написано: «Для перехода к государственному регулированию деятельности в сфере управления многоквартирными домами, основанному на механизме лицензирования, необходимо внести изменения в Жилищный кодекс...» Видимо, граждане недостойны объяснения или же должны поверить на слово, что необходимость в законе есть. И это на фоне инициатив исполнительной власти по сокращению лицензируемых видов деятельности с помощью введения саморегулирования, например, в строительстве. Согласитесь, не менее важная отрасль, чтобы отдать ее регулирование профессионалам. В сфере управления многоквартирными домами, кстати, эти самые саморегулируемые организации стали появляться в 2009 г. на добровольной основе, не дожидаясь делегирования от власти (см. «ЭЖ», 2009, № 36).

Итак, без объяснения причин депутаты предлагают дополнить Жилищный кодекс РФ новым разделом Х «Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами». Под этой деятельностью в проекте понимается:

1) выполнение работ и (или) оказание услуг на основании договора управления многоквартирным домом;

2) выполнение работ и (или) оказание услуг на основании договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, заключаемого с управляющей организацией на основании договора, указанного в ч. 9.1 ст. 161 ЖК РФ;

3) осуществление управления многоквартирным домом ТСЖ, а также жилищным ко­оперативом или иным специализированным кооперативом в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 161 ЖК РФ.

Напомним, что в соответствии с п. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляю­щая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления ТСЖ и т.д.) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В договоре управления многоквартирным домом обязательно должен быть указан перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок его изменения, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.

Таким образом, для заключения разных видов договоров (­договора управления МКД и ­договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества) управляющим организациям, по задумке депутатов, потребуются разные лицензии. И это несмотря на то, что первый включает в себя в том числе и услуги по содержанию и ремонту.

Как и сама инициатива, так и текст законопроекта довольно «сырые». Например, депутаты предусматривают бессрочность лицензии, но предполагают наличие у нее приложения с указанием адресов многоквартирных домов или одного адреса, в отношении которых лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению МКД. Лицензия без такого приложения будет недействительна. Также предлагаются корректировки ст. 161 ЖК РФ в той ее части, которая касается проведения органами местного самоуправления открытых конкурсов по отбору управляющих организаций (ч. 4).

А значит, бессрочность лицензии — чистой воды фикция. Так как любое изменение в приложении потребует обращения в лицензирующий орган. Собственно, и сама выдача лицензии на осуществление деятельности в конкретном доме ни разработчиков, ни многочисленных коллег, к ним примкнувших, не смущает.

Лицензию не надо будет получать только ТСЖ, созданным собственниками помещений в одном многоквартирном доме или в нескольких МКД, количество квартир в которых составляет в сумме не более чем тридцать, если эти дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимос­ти докумен­тами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для сов­местного использования собственниками помещений в данных домах. А также жилищному кооперативу или иному специа­лизированному потребительскому кооперативу, созданному в одном МКД.

Такой подход к лицензированию тоже вызывает вопросы. Ведь лицензируется вид деятельности, а не способ управления МКД. Почему для ТСЖ в одном доме лицензия не нужна, а управляющей организации нужна? Ведь деятельность они осуществляют одну и ту же.

Какие будут предъявляться требования к соискателям на получение лицензии, также не ясно, поскольку депутаты в лучших традициях предлагают установить их правительству. В законопроекте есть только дополнительные требования, например, должностное лицо соискателя лицензии должно иметь квалификационный аттестат. Непонятно, о какой квалификации идет речь, но получать его надо будет каждые три года, бесплатно.

Выдавать лицензию будут органы государственного жилищного надзора субъектов РФ, и она будет иметь четкое территориальное ограничение. Упраляющая компания из Рязанской области не сможет оказывать услуги в Московской, даже если делает это лучше и дешевле. Разве это не ограничение конкуренции?

Аннулирована лицензия может быть только по решению суда на основании заявления лицензирующего органа. А с таким заявлением он обязан обратиться в суд при исключении из приложения к лицензии 15 и более процентов от общего числа МКД за год, предшествующий дате обращения в суд, или выявлении нарушений лицензионных требований, повлекших за собой последствия, предусмотренные ч. 11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Если инициатива будет поддержана, этот рынок станет полностью подконтрольным региональным органам власти.