Российские студенты о региональной экономике

| статьи | печать

В Послании Федеральному собранию — 2013 Владимир Путин подчеркнул важную роль государственной региональной политики. Отметил трудности, переживаемые субъектами Федерации, предложил ряд ожидаемых нововведений. Тем более интересно соотнести видение главой государства и студенческой молодёжью некоторых весьма актуальных социально-экономических проблем на территории её обучения и проживания.

*****

Аналитический центр газеты «Экономика и жизнь» в 2011—2013 гг. проводил опросы студентов экономических специальностей ряда российских вузов по трём анкетам — «Регион», «Федерация» и «Модерн» (табл. 1) в 21 субъекте РФ с общим количеством респондентов порядка 27 000 человек (от 700 до 2500 опрошенных в регионе). Большинство из них — студенты-заочники, как правило, более старшие по возрасту, имеющие определённый профессиональный и жизненный опыт. Работа была выполнена под руководством главного редактора газеты Татьяны Ивановой.

Таблица 1. География опроса

Центральный федеральный округ

Брянск, Владимир, Воронеж, Калуга, Курск, Липецк, Москва, Орёл, Смоленск, Тула, Ярославль

Северо-Западный федеральный округ

Архангельск

Приволжский федеральный округ

Киров, Пенза, Уфа

Южный федеральный округ

Волгоград, Краснодар, Новороссийск

Сибирский федеральный округ

Барнаул, Омск

Уральский федеральный округ

Челябинск

*****

Из Послания Федеральному собранию:

«…идея, которую я, разумеется, поддерживаю: все регионы страны могут предоставлять двухлетние налоговые каникулы для новых малых предприятий, работающих в производственной, социальной, научной сферах. Завтра это окупится дополнительными поступлениями в казну регионов и муниципалитетов. Это же новые предприятия, их просто ведь пока нет, а значит, нет и не будет выпадающих доходов бюджета. И наоборот: создадим условия для таких предприятий — такие доходы появятся»;

«…со следующего года мы запустим национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах России. По сути, он станет механизмом оценки реализации национальной предпринимательской инициативы в каждом субъекте Федерации»;

«…мы должны создать стимулы для тех регионов, которые развивают свою экономическую базу, для тех, кто сделал смыслом своей работы поддержку деловой инициативы и создание новых производств и рабочих мест»;

«…если регион вкладывает свои средства в создание индустриальных и технопарков, бизнес-инкубаторов, то дополнительные федеральные налоги, которые в течение трёх лет поступят от размещённых там предприятий, должны возвращаться в субъект Федерации в форме межбюджетных трансфертов. Внимание: в пределах затрат региона на создание инфраструктуры таких площадок»;

«…надо помнить, что рынок труда становится более гибким. И граждане в случае необходимости должны иметь возможность пройти переподготовку, взять новый профессиональный старт. Надо создать условия и для тех, кто готов переехать на другое место работы, в другой город, в другой регион.

Нужно оказать людям информационную поддержку, включая создание общефедеральной базы вакансий, чтобы каждый человек мог увидеть, в каком регионе он может найти хорошую работу».

*****

Большинство студентов — от 50 до 75% опрошенных — указывая желательное место будущей работы (можно было отметить несколько вариантов), проголосовало за частные компании. Достаточно высока востребованность работы в госкомпаниях (26—50%) и на госслужбе (11—36%). Нижний показатель в первом случае и два верхних во втором относятся к студентам-заочникам.

При выборе места работы — частная или государственная структура — ответившие достаточно прагматичны, учитывают размер зарплаты, профессиональную востребованность, другие важные для соискателя преимущества. Порядка 10% не исключают работу в НИИ и вузах (ничего удивительного — и престиж, и зарплата оставляют желать лучшего) — это тревожный звонок для общества, провозглашающего курс на «экономику знаний» и вложения в человеческий капитал.

Как известно, именно малый и средний бизнес в развитых экономиках производит более половины национального ВВП и создаёт основную массу рабочих мест. В России вклад МСБ в ВВП не превышает 20—25%. Чтобы «процесс пошёл», одним из важнейших исходных критериев должны стать благоприятные условия, позволяющие открыть своё дело.

Судя по ответам, большинство тех, кто предпочитает работу в частном секторе экономики (50—75%), хотело бы создать собственную компанию и даже верит в её успешное будущее. Однако в этом направлении ситуация в российских регионах выглядит, без преувеличения, удручающе (табл. 2). Почти половина опрошенных считает создание своего бизнеса в регионе делом сложным, а без малого пятая часть — невозможным. Ещё 16% не видят шансов на успех, даже если удастся преодолеть все бюрократические и юридические препоны. И только 10% уверены, что справиться с этой задачей легко.

Таблица 2. В настоящее время молодому специалисту открыть свое дело в регионе, %

Легко

Сложно

Невозможно

Неперспективно

Затрудняюсь ответить

10

49

19

16

6

Напрашивается вывод, что надо «сильно постараться», чтобы большинство, желающее открыть своё дело и участвовать в создании общественных благ (не без негативных исключений, разумеется), в то же время осознавало, что сделать это сложно, невозможно, неперспективно. Отсюда скромные успехи российского МСБ, не столько развивающегося «благодаря», сколько функционирующего «вопреки».

«Ведомости» утверждают, что у россиян очень крепкая предпринимательская жилка: даже в тяжелейших условиях они готовы рисковать временем, деньгами и нередко свободой, чтобы заниматься своим делом. Главный стимул для предпринимателя — верховенство права, включая полноценные гарантии собственности. Однако руководство крупных компаний вынуждено тратить до 20% рабочего времени на общение с проверяющими и нанимать сотрудников для «взаимодействия». А уголовное преследование часто становится инструментом управления экономикой. Иными словами, представители государства не прекратили душить бизнес («Ведомости», 17 декабря 2013 г.).

Информация к размышлению

1. По словам вице-премьера Игоря Шувалова, несмотря на старания властей по улучшению бизнес-климата, у россиян нет желания заниматься предпринимательством, а со стороны малых и средних предприятий не заметна возрастающая инициатива: «Не появляется больше мотивов к тому, чтобы заниматься собственным делом. А многие, кто занимался собственным делом, поглядывают на то, чтобы просто перейти куда-то в качестве наёмного работника, на хорошо оплачиваемую должность, и совсем им не нужна головная боль с ведением собственного бизнеса» (Slon.ru, 16 декабря 2013 г.).

2. Помощник президента Андрей Белоусов пока не видит радикального перелома в улучшении предпринимательского климата в России. Прежде всего, на это указывает показатель оттока капитала, который в этом году, как и в предыдущие два года, будет на уровне 55—60 млрд долл. И предостерегает от эйфории по поводу продвижения в рейтинге Doing Business (NEWSru.com/Экономика, 16 декабря 2013 г.).

Учитывая географию опросов, можно констатировать, что, если в Москве и других крупных городах реальные улучшения более-менее срабатывают, то в провинции традиционные проблемы фактически на корню губят молодые порывы и самостоятельные начинания.

Информация к размышлению

1. По данным СМИ, оформление разрешительной документации на участок под строительство может затягиваться от нескольких месяцев до года-двух и более.

2. В 2013 г. в России своё дело закрыли сотни тысяч мелких предпринимателей и фермеров. Потеряны миллионы рабочих мест и миллиарды различных отчислений, которые недополучил российский бюджет. Профессиональные объединения в качестве основной причины называют повышение страховых взносов и говорят о массовом уходе в «тень». Понятно, что в основном это коснулось представителей малого и среднего бизнеса в регионах.

Где сегодня работают эти люди? Как выживают их семьи?

Среди основных препятствий, тормозящих развитие бизнеса, следует назвать недоступность финансовых ресурсов, административно-бюрократические барьеры, неадекватную налоговую нагрузку, нехватку профессионалов разных специальностей, нередко практикуемое недопущение бизнесменов со стороны к госзаказам. Притчей во языцех стала непрогнозируемая налоговая политика государства, которая ведёт к неадекватной налоговой нагрузке, удушающей предприятия, особенно на стадии становления («Упрощенная система налогообложения — 2014», «Экономико-правовой бюллетень», № 12, 2013 — см. здесь же). И, конечно, всепроникающая коррупция.

Не секрет, что для «большинства регионов поддержка индивидуального предпринимательства, мелкого и среднего бизнеса – жизненная необходимость, так как это гарантирует рабочие места, дает импульс региональной экономике, обеспечивает население относительно доступными товарами и услугами. При этом индивидуальный, малый и средний бизнес дают крайне малый приток средств в региональные и местные бюджеты, так как значительная часть доходов остается «в тени». Для вывода доходов из тени и полноценного вовлечения регионального бизнеса в решение социально-экономических проблем региона необходимо последовательное развитие инфраструктуры регионов, обдуманная и стратегически ориентированная налоговая политика, система льгот и стимулов. Но это возможно только в рамках целостной, социально ориентированной региональной политики государства…

Отсутствие ясной стратегической линии социального развития страны обусловливает случайность как при выборе регионов, так и при разработке проектов. При этом российские регионы вынуждены самостоятельно искать инвестиции, привлекать иностранный капитал, нести ряд социальных обязательств, прежде бывших федеральными. Неравномерность распределения ресурсов, значимых промышленных и инфраструктурных объектов между регионами становится при такой политике базой для дальнейшего развития социально-экономической и культурной дифференциации между ними, для превращения различий в пропасть» (http://pglobal.ru/publications/819/, 30 декабря 2013 г.).

Информация к размышлению

Налоговая политика лишает регионы стимулов к развитию. «Майские указы» президента оказались де-факто нефинансируемыми мандатами и вынуждают к заимствованиям. Проблему усугубляет политика центра. Относительно независимые от экономической конъюнктуры доходы остаются за федеральным бюджетом, а регионам и муниципалитетам спускают цикличные налоги на прибыль и НДФЛ, а также налог на имущество. Его поступления можно увеличить, обложив недвижимость по рыночной цене, но это социально чувствительное решение, год за годом откладываемое («Forbes.ru», 13 декабря 2013 г.).

И всё же пути решения есть — таков лейтмотив недавно состоявшегося Всероссийского предпринимательском форуме «Территория бизнеса — территория жизни»: передача большей части налоговых сборов на уровень муниципалитетов, расширение практики налоговых каникул для начинающих предпринимателей. По мнению представителя «Агентства стратегических инициатив» улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, обеспечение условий предпринимательской деятельности тем, кто хочет и может взять такую ответственность на себя — обязанность местной власти («Проблем много, но и путей решения достаточно», «Экономика и жизнь», 13 декабря 2013 г. — см. здесь же).

Позитивно воспринято и решение правительства выделить в 2014 г. из Фонда нацио­нального благосостояния 100 млрд руб. на кредиты малому и среднему предпринимательству.

*****

В советское время после окончания высшего учебного заведения студенты направлялись на работу в соответствии с государственным планом распределения, составленным по заявкам предприятий, институтов и других организаций. Теперь система распределения выпускников вузов отменена. Поговаривают о её разумном частичном восстановлении, например, в связи с растущей нехваткой работников технических специальностей, но это отдельная тема.

Таблица 3. Считаете ли вы регион комфортным для проживания/работы, %

Да/Да

Да/Нет

Нет/Да

Нет/Нет

Затрудняюсь ответить

20

34

19

22

5

Из числа опрошенных 54% считают регион либо комфортным для проживания, либо (не более 40%) перспективным с точки зрения последующей трудовой деятельности (табл. 4). 56% не видят таких перспектив. Порядка 20—22% оказались на противоположных позициях: по мнению одних, в регионе можно достойно жить и комфортно работать, по мнению других, такая возможность отсутствует.

Заслуживают внимания результаты, представленные в табл. 4 и 5. Согласно ответам, более половины планируют после окончания учёбы остаться жить и работать в регионе. Треть хотела бы переехать в другие места. Сравнение с данными табл. 5 свидетельствует, что из 56% рассматривающих условия труда в регионе как недостаточно комфортные, не менее 22% не исключают возможности остаться, учитывая приемлемые условия проживания.

Таблица 4. Хотели бы вы жить и работать в регионе после окончания учебного заведения, %

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

52

34

14

При этом число тех, кто готов остаться, и тех, кто готов уехать, чтобы обеспечить достойную жизнь, примерно равное. Сигнал местным властям очевиден: не теряйте времени, изучайте и на деле, а не для «галочки» решайте существующие проблемы, изменяйте ситуацию к лучшему.

Таблица 5. Готовы ли вы переехать в другой регион, чтобы обеспечить достойную жизнь, %

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

53

33

14

Ещё один сигнал руководителям субъектов Федерации: молодёжь достаточно мобильна для переездов. Учитывая, что речь идёт о будущих работниках с высшим образованием, многие из которых уже сегодня работают по специальности, это могло бы стать хорошим подспорьем в укомплектовании региональной экономики профессиональными кадрами, оптимизации миграционной политики, сглаживании межэтнических проблем. Но здесь опять-таки нужна единая целенаправленная программа действий на всех уровнях власти.

*****

В таблице 6 дана общая оценка эффективности федеральных и местных властей, осуществляющих соответствующую региональную политику.

Таблица 6. Эффективность региональной политики России, %

Высокая

Средняя

Низкая

Неэффективная

11

38

37

14

Высоко оценили её эффективность чуть более 10%, неэффективной считают 14%. Для подавляющего большинства (75%) результативность региональной политики — посредственная или слабо заметная.

На пресс – конференции 19 декабря 2013 г. Владимир Путин сказал: «Может и хорошо, что у нас экономика подсела, это должно заставить хозяйственных и региональных руководителей действовать эффективнее». Поможет ли это исправить ситуацию?

Характеризуя современную роль государства в развитии региональной экономики, лишь треть студентов считает её достаточной и даже избыточной (табл. 7).

Таблица 7. Роль государства в развитии экономики вашего региона, %

Достаточная

Недостаточная

Избыточная

Затрудняюсь ответить

21

56

13

10

Но более половины убеждены, что госполитику в регионах следует активизировать. Если не противопоставлять высказанные мнения, а постараться увидеть в них общее, станет ясно: продиктованные федеральным центром и действующие ныне сценарии развития субъектов РФ во многом устарели, не удовлетворяют требованиям дня и нуждаются в срочной реконструкции.

Не случайно во многих ответах («Забытые юбилеи» — см. здесь же) выставлены оценки «удовлетворительно» (то есть на «троечку») и «неудовлетворительно».

Информация к размышлению

Из статьи Дмитрия Медведева «Время простых решений прошло»:

Необходим новый подход к экономическому развитию регионов. Россия сильна их разнообразием. Нужно выделять перспективные точки роста и оказывать им целевую поддержку. Главный фактор — способность региональных руководителей и местных элит продвигать свои территории, не ожидая помощи, а добиваясь поддержки своих инициатив — и в обществе, и в рамках стимулирующих федеральных программ.

Должны быть расширены льготы для малого бизнеса в сфере информационных технологий. Целесообразно дать возможность регионам и местным органам власти вводить налоговые каникулы для новых малых предприятий — прежде всего в производственной сфере.

Возрастёт финансовая поддержка МСБ и т.д.

Примечательно мнение премьера о банковской системе: «Её структура далека от оптимальной. На долю пяти крупнейших банков, прямо или косвенно контролируемых государством, приходится 56% депозитов граждан и 53% кредитного портфеля экономики в целом. Они имеют очевидные преференции со стороны государства... А почти тысяча банков не имеют возможности полноценно встроиться в систему государственной помощи. Результат — снижающийся уровень конкуренции на финансовом рынке [отсутствие серьезных региональных банков] и высочайшие процентные ставки, ограничивающие предпринимательскую и инвестиционную активность».

Но на традиционное «И что дальше?» следуют не менее традиционные и прекраснодушные рассуждения об улучшении предпринимательского климата, активизации национального капитала, значительном притоке иностранных инвестиций, мерах по технологическому перевооружению экономики, новой политике на рынке труда.

Процитируем Джеффри Соммерса — профессора Университета Висконсин (США, Милуоки), эксперта Инициативы «Постглобализация»: «Банковская система сегодня – это, по сути, система извлечения ренты, в то время как нам нужна постфинансиализированная экономика, в которой банковское дело — коммунальная услуга, приносящая пользу реальным инвестиционным потребностям. Устойчивой, динамично развивающейся экономикой будет та, которая усиливает и перестраивает рабочий и средний классы и ставит финансы им на службу, вместо того чтобы их закрепощать» (Выделено. — В.Т., «Газета.ru», 16 декабря 2013 г.).

Как говорится, эти слова да в нужные уши!

*****

В ежегодных президентских посланиях и премьерских статьях традиционно вскрывается «суровая правда жизни». Однако, это не новость для подавляющего большинства россиян — судя по многочисленным, хорошо известным соцопросам и нашему исследованию студенческой молодёжи как социальной группы.

Потому столь часты оценки «на троечку». Кто такие «троечники» и как к ним относятся, объяснять не надо. Но если сами граждане выставляют «уды» и «неуды» положению дел в стране?

Системные общероссийские проблемы требуют продуманного, сбалансированного решения, а не бесконечных разговоров и банальных поучений. Пряник налоговых льгот и мер, укрепляющих финансовую независимость при жёсткой должностной и персональной ответственности за достигнутые (или не достигнутые) результаты, невзирая на лица, никто не отменял. В любом случае, заявленных властью отдельных назревших шагов в сторону регионов явно недостаточно.

Информация к размышлению

1. По данным Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) в среднем по России социальное самочувствие граждан за последние три месяца выросло. Повышению индекса способствовали 33 региона, в которых снижаются недовольство властями и потенциальный протест. Но в 23 регионах индекс, напротив, ухудшился: «безусловно, понижение — повод властям задуматься, поскольку рейтинг — это интерпретация социологических исследований и он отражает прежде всего отношение людей» («Коммерсантъ», 23 декабря 2013 г.).

2. Президент Сбербанка Герман Греф в интервью агентству Reuters сказал, что Россия в 2014 г. лишится ключевых драйверов роста в виде потребительского кредитования и повышения зарплат. Но прежде чем начинать необходимые реформы, надо выстроить систему управления. России нужны не революции, а постепенные преобразования, учитывающие «оптимальное и возможное». Чтобы люди могли ко всему постепенно привыкнуть. (NEWSru.com/Экономика, 16 декабря 2013 г.).

Триллионы долгов граждан в российских регионах и рост зарплат, обгоняющий рост производительности труда — очевидный путь к краху. Так что мысль Грефа, безусловно, здравая. Но как быть с вопиющим социальным расслоением, неэффективной экономикой, одной из причин которой явилась несправедливая приватизация 90-х, растущим отчуждением работников от производимого ими национального дохода и т.д.? Ждать, когда люди «постепенно привыкнут» — бесполезно. Увеличивающийся разрыв между богатыми и бедными непрерывно воспроизводит во всех уголках страны НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ.

По мнению директора Института стратегического анализа ФБК Игоря Николаева «если вложить средства в мегапроекты, в Транссиб и БАМ, эффект, конечно, какой-то будет. Но пусть это будут не такие помпезные проекты. Пусть это будет на региональном уровне, пусть это создаст благоприятные условия для ведения бизнеса» («Прайм», 19 декабря 2013 г.).

Информация к размышлению

Мнение: «Популярная в российском обществе фраза “Москва – это не вся Россия” сегодня трансформировалась в формулу “Москва – не Россия”. Выпадение этих двух слов не случайно, это не лингвистическое явление, не упрощение привычного лозунга в обыденном сознании. Это весьма наглядный показатель трансформации социально-экономических различий между столичным и всеми остальными регионами в противостояние Москвы и Провинции…

Российская же власть предпочитает проектный подход в региональном управлении, когда вместо единой стратегии развития региональной системы страны осуществляется ряд разрозненных тактических мероприятий. Все больше утверждается случайное распределение факторов экономического роста, конкуренция региональных властей за благосклонность федерального руководства, рост популярности у федеральной и региональной власти медийно резонансных и дорогостоящих региональных проектов при значительном ослаблении усилий по постоянному и поступательному развитию важнейших секторов социальной сферы в регионе» (http://pglobal.ru/publications/818/, 27 декабря 2013 г.).

Вспоминается крылатое выражение генерала Александра Лебедя: «Упал — отжался!». С неадекватной политикой доминирования интересов центра над региональными интересами — Россию не поднять. Судя по результатам опросов, молодые люди это понимают…