Забытые юбилеи

| статьи | печать

За «грудою дел, суматохой явлений» мы упустили из виду, что ровно 250 лет назад, теперь уже в далёком 1763 г., прозвучали знаменитые слова Михаила Ломоносова: «Российское могущество прирастать будет Сибирью». Отдавая должное историческому пророчеству, нелишне, однако, уточнить, что не только Сибирь-матушка, но и все российские регионы способны и страну укрепить, и её богатства приумножить, и людей, на российских просторах живущих, счастливыми сделать. Правда, об этом сегодня больше говорят…

*****

Как известно, российское руководство, по крайней мере, до недавнего времени, провозглашало амбициозную цель: уже в ближайшем будущем войти в группу мировых экономических лидеров.

Подтверждением намерений должно было стать удвоение национального ВВП к 2010 г. Далее — уверенное вхождение в глобальные рынки через модернизацию и инновационные достижения по пяти направлениям: энергоэффективность и энергосбережение (в том числе вопросы разработки новых видов топлива); ядерные технологии; космические технологии; медицинские технологии; стратегические информационные технологии. Позже добавили создание 25 млн высокотехнологичных рабочих мест и другие проекты.

Сначала ориентировались на 2020 г., потом заявленные достижения сдвинули до 2030 г. А теперь и вовсе остановились, причём надолго, если судить по данным Росстата, прогнозам и сценариям экономического блока правительства, различных аналитических центров и экспертного сообщества в целом («Из тучных лет — в тощие годы?» — См. здесь же). Распространённое в «нулевые» годы понятие «энергетическая сверхдержава» также потускнело и употребляется всё реже.

Информация к размышлению

1. Россию ждёт долгосрочное отставание от остального мира на всю обозримую перспективу. Рост ВВП в России в 2013—2030 гг. составит в среднем 2,5% в год, а в мире — 3,4% в год. Доля страны в глобальном ВВП сократится с 4% в 2012 г. до 3,4% в 2030 г. Такой сценарий министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев назвал наиболее вероятным для России («Независимая газета», 14 ноября 2013 г.).

2. ВВП России за счёт учёта так называемой условной ренты увеличится на 6—9%, причём даже за прошлые годы. Правда, динамика его роста почти не изменится. Но разрыв с ВВП Германии сократится сразу на треть («Финмаркет», 26 ноября 2013 г.).

3. Несмотря на вложение немалых госинвестиций, мы имеем, по выражению помощника президента Андрея Белоусова, «нулевой рост» экономики.

Негативное влияние на российскую экономику мирового финансового кризиса и проблем, возникших у промышленно развитых и развивающихся стран — общеизвестно и неоспоримо. Но постепенно формируется осознание, что трудности отечественной экономики порождены далеко не только внешними причинами. Ведь страны «двадцатки» больше нашего интегрированные в глобальные рынки, но действуют эффективнее, демонстрируя всё более уверенный экономический рост — с замедлениями, остановками, даже торможениями, но — рост.

В таких условиях падение темпов роста российского ВВП ниже среднемирового уровня (не говоря уже о сравнении по этому показателю со странами БРИКС) обрекает Россию не просто на «временное прозябание», а грозит цивилизационным отставанием навсегда. Отсюда актуальность пристального внимания к рассмотрению положения дел внутри страны.

Не будем перечислять неоднократно сформулированные и хорошо известные предложения и рекомендации «что делать?». Среди них — не в последнюю очередь — призыв развивать человеческий капитал. В связи с этим логично обратиться к тем, кто завтра-послезавтра «встанет у руля» в центре и на местах, в бизнесе и науке, образовании и культуре, но пока только набирается знаний.

Что думают они о нашей действительности, как относятся к происходящему, каким видят будущее России, какие решения поддерживают, какими путями развития готовы вести страну?

Аналитический центр газеты «Экономика и жизнь» в 2011—2013 гг. проводил опросы студентов экономических специальностей ряда российских вузов по трём анкетам «Регион», «Федерация» и «Модерн». Опросы охватили 21 регион (табл. 1) с общим количеством респондентов порядка 27 000 человек (от 700 до 2500 опрошенных в регионе). Большинство из них — студенты-заочники, а следовательно, уже имеют определённый профессиональный и жизненный опыт. Работа выполнена под руководством главного редактора газеты Татьяны Ивановой.

Один из опросов предусматривал выяснение отношения молодых людей и их оценки действий федеральных и местных властей на региональном уровне.

Таблица 1. География опроса

Центральный федеральный округ

Брянск, Владимир, Воронеж, Калуга, Курск, Липецк, Москва, Орёл, Смоленск, Тула, Ярославль

Северо-Западный федеральный округ

Архангельск

Приволжский федеральный округ

Киров, Пенза, Уфа

Южный федеральный округ

Волгоград, Краснодар, Новороссийск

Сибирский федеральный округ

Барнаул, Омск

Уральский федеральный округ

Челябинск

Общая оценка эффективности российской региональной политики сравнивалась с мнением респондентов относительно конкретных её составляющих: результативности экономических и социальных реформ, уровня достигнутого экономического развития, препятствий на пути экономического развития региона и др. В качестве одного из показателей использована оценка темпов развития в регионе малого и среднего бизнеса.

Усреднённые результаты опроса, полученные по итогам предварительно обработанных по специальной компьютерной программе данных, полученных в субъектах РФ, представлены в табл. 2—5.

Таблица 2. Эффективность региональной политики России, %

Высокая

Средняя

Низкая

Неэффективная

      11

      38

     37

              14

Таблица 3. Оцените эффективность экономических / социальных реформ в регионе (знаками «+» и «–»), %

  +/+ 

  +/-   

  -/+  

  -/- 

Позитивных реформ скорее нет

Затрудняюсь

ответить

  10

  26

  22

  20  

                             14

            8

Таблица 4. Уровень экономического развития региона, %

Высокий

Удовлетворит.

Низкий

Неудовлетворит.

Затруд. ответить

      9

          40

   32

             15

              4

В большинстве опросов, как правило, стремятся выявить результирующий тренд и на этом основании сформулировать соответствующие заключения. Отсюда слабо ориентированные обобщения и расплывчатые рекомендации общего характера, зачастую очевидные без опросов. Несколько изменив подходы к анализу данных, попытаемся сделать более конкретные (но не всегда лицеприятные) выводы.

Из табл. 2 при традиционном подходе следует, что практически половина опрошенных относится к проводимой государством региональной политике позитивно (считает её высоко- и среднеэффективной). Отсюда следует, что её необходимо продолжать и своевременно модернизировать.

Можно, однако, по-иному взглянуть на ситуацию. Даже в варианте догоняющего развития реализуемые направления экономической политики должны восприниматься хотя бы половиной граждан (трудоспособным населением) как высокоэффективные. А у нас таких всего 11%. Фактически они же положительно оценивают эффективность экономических и социальных реформ и уровень экономического развития региона (табл. 3).

Зато тех, кто считает такую политику низкоэффективной или неэффективной, — более 50%. Неудивительно, что свыше 40% негативно относятся к итогам экономических (42%) и социальных (46%) реформ. Позитивно их воспринимают, соответственно, 38 и 32% (табл. 3).

Считают уровень экономического развития региона высоким всего 9%, удовлетворительным — 40%. Приблизительно столько же (47%) считают его низким (34%) или неудовлетворительным (15%) (табл. 4). Таким образом, развитие региона оценивают как удовлтворительное или хуже 87% — подавляющее большинство.

Особо подчеркнём, что среднеэффективное — значит удовлетворительное, то есть на «троечку», говоря школьным языком. А кто такие «троечники» и как к ним относятся, объяснять не надо. Как видим, сплошные «уды» и «неуды».

Именно так ответили россияне и в недавнем опросе «Левада-Центра»: большинство россиян оценивает как среднее нынешнее экономическое положение страны, такая же оценка и материального состояния своей семьи, при этом растёт негативное настроение граждан. И дома, и в стране дела идут средне, на «троечку» (рис. 1 и 2).


Оценки экономического положения в регионе проживания респондентов мало отличаются от общероссийских: 47% опрошенных считают его средним, 39% — плохим, 13% — хорошим («Финмаркет», 19 ноября 2013 г.).

*****

Важный вклад в рыночную экономику любого уровня вносят малые и средние предприятия. В развитых странах они обеспечивают до 50—60% объёмов ВВП и более. В России эта величина не превышает 20—25%.

Информация к размышлению

К концу 1-го полугодия 2013 г. в России своё дело закрыли около 650 000 мелких предпринимателей и фермеров. Потеряны миллионы рабочих мест и миллиарды различных отчислений, которые недополучил российский бюджет. Профессиональные объединения в качестве основной причины называют повышение страховых взносов и говорят о массовом уходе в «тень» (http://www.audit-it.ru/news/account/599322.html).

Обещания правительства пока сопровождаются периодическими заявлениями руководящих министерских чиновников о том, что им не известно место работы десятков миллионов трудоспособных граждан, и ситуацию не меняют.

По данному показателю положение дел также неблагоприятное (табл. 5). Оценили темпы развития малого и среднего бизнеса в регионе как высокие всего 8%. «Троечку» поставили около 40%, «двойки» и «колы» — 32 и 14%, то есть без малого половина опрошенных. Иными словами, подавляющее большинство (85%) считает это фундаментальное условие экономического роста и вклада в социальное благополучие проваленным.

Таблица 5. Темпы развития в регионе малого

и среднего бизнеса

Высокие

Средние

Низкие

Крайне неуд.

Затруд. ответить

8

39

32

14

7

Логично выяснить, какие факторы и в какой степени, по мнению студентов, мешают эффективно развиваться экономике региона (табл. 6).

Таблица 6. Что мешает эффективно развиваться экономике региона, % *

1

2

3

4

5

6

7

8

24

18

22

13

13

4

1

5

* 1. Административно-бюрократические барьеры. 2. Монополизация рынков. 3. Сращивание власти и криминала. 4. Неэффективная налоговая политика. 5. Недостаток профессиональных кадров. 6. Экономика развивается эффективно. 7. Другое. 8. Затрудняюсь ответить.

Оптимистов, уверенных в эффективном развитии региональной экономики, неприлично мало. В свою очередь, две трети опрошенных студентов среди преград на пути успешного экономического развития видят прежде всего пресловутый административный ресурс и административную ренту, криминализацию общества и бизнеса, создание монополий, доминирующих на рынках всех уровней и душащих конкуренцию и т.д.

А всё вместе — это укрепляющаяся и проникающая во все сферы нашего бытия коррупция. В табл. 7 приведены данные опроса читателей ЭЖ в 2011 г. «Можно ли в России прожить без взяток?»

Традиционный анализ начинался бы с оптимистичного вывода, что ровно две трети (66%) ответили утвердительно. Конечно, можно скрупулёзно считать проценты и пытаться увидеть вселяющие оптимизм позитивные сигналы от общества. В самом деле, 27% не расстались с надеждой на честную жизнь и ответили решительным «да», ещё 39% также хотели бы жить без взяток, но, наученные горьким опытом, полагают, что будет «себе дороже», и только 27% считают, что без взяток не обойтись.

Таблица 7. Можно ли в России прожить без взяток, %

Возможно, но будет «себе дороже»

39

Безусловно, да

27

Безусловно, нет

22

Затрудняюсь ответить

7

Скорее нет — без взяток наступит хаос

5

Но кто возьмётся утверждать, что 27% читателей, декларирующих жизнь без взяток, вероятно, тоже не всегда придерживаются этого благородного принципа в нашей безжалостной действительности? Тем более не на бытовом уровне, а в бизнесе, в котором без «откатов», порой поражающих обывательское воображение, просто не выжить. Что касается эпизодических кампаний и редких «посадок» — они сути дела не меняют, подтверждая неэффективность антикоррупционных действий.

*****

О коррупции и неплатежах, банальном воровстве и неквалифицированных кадрах в ЖКХ не говорит только ленивый. Проблема имеет отношение, в первую очередь, к регионам. Премьер Дмитрий Медведев признал: главные неплательщики, по статистике, не население, а бюджетные организации типа водоканалов, структуры электро- и теплоснабжения, социальной инфраструктуры. Долги предприятий ЖКХ за топливо и электроэнергию за год возросли на четверть — до 113 млрд руб. По свидетельству экспертов, 95% россиян добросовестно оплачивают счета за коммунальные услуги, электроэнергию и газ.

По информации главы МВД Владимира Колокольцева, «чёрная дыра» хищений в ЖКХ не сужается: в этом году ведомство выявило более 3000 преступлений, ущерб по которым превысил 3 млрд руб. («Российская газета», 28 ноября 2013 г.). А сколько не выявлено?..

Казалось, вот откуда «ноги растут». Вот где деньги, утекающие в «предприимчивые» и безнаказанные карманы, а не на модернизацию. Отсюда и начать бы долгожданные реформы. Но куда проще, разглагольствуя о неплатежах, перерасходе электричества-воды-газа-тепла, перевести стрелки на население…

Ещё один пример бессмысленного «новаторства» — предложение Центробанка ввести в старших классах школ обучение финансовой грамотности. ЦБ убеждён, что в современном мире не ориентироваться в финансах — значит быть ущербным либо сталкиваться с мошенниками, которых у нас немало (NEWSru.com/Экономика, 28 ноября 2013 г.).

Информация к размышлению

В 1918 г. (95 лет назад — тоже юбилейная дата) в Советской России было принято решение о создании всевобуча (всеобщего военного обучения) — системы обязательной военной полготовки граждан.

В 1919 г. началась ещё одна кампания — ликбез (ликвидация безграмотности) — массовое обучение неграмотных взрослых чтению и письму. В переносном смысле — обучение неподготовленной аудитории базовым понятиям какой-либо науки, процесса или явления (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Верно говорят: история повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса.

Опустим полемику, разгоревшуюся по обоим вопросам. Констатируем: глава правительства поручил подготовить переход граждан на авансовые коммунальные платежи и поддержал идею своеобразного финансового всевобуча, чтобы уберечь людей от участия в разного рода финансовых пирамидах. Наконец, как председатель «Единой России» он призвал однопартийцев работать с гражданами по поводу платежных извещений за услуги ЖКХ, которые они получат сразу после Нового года (http://www.interfax.ru/russia/news.asp?id=344385).

И всё вместо очевидного — систематического, при необходимости жёстко уголовного, неотвратимого преследования властью коррупционеров и неплательщиков-монополистов, строителей финансовых пирамид и изобретателей прочих разновидностей безнаказанного мошенничества.

*****

Подчеркнём высокую корреляцию результатов, полученных аналитическим центром «ЭЖ» с данными аналогичных региональных исследований других структур. Но суть в ином. В целом всего 10—15% граждан положительно оценивают экономическую ситуацию в стране и регионах, одобряют принимаемые властью решения. Большинство даёт негативную оценку, что свидетельствует, в частности, об актуальности коренного пересмотра региональной политики, а не её периодического «косметического ремонта», включая кадровые перестановки и декларативные заявления.

По мнению руководителя региональных программ Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич, осмысленной политики по сокращению количества бедных и отсталых регионов в стране пока нет. («Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации», «Финмаркет», 28 ноября 2013 г.).

Информация к размышлению

1. Только 20% жителей страны живут в благоприятных регионах.

2. 10% — в регионах-аутсайдерах с нечеловеческими условиями жизни.

3. Более 2/З россиян — в регионах со средним уровнем человеческого развития (там же).

Необходимо вернуть в регионы власть и налоги, полагает Зубаревич: «Для устойчивого развития регионов нужны институциональные реформы, и только потом — всё остальное. Главное институциональное решение — улучшение инвестиционного климата во всей стране, второе решение — переход от ручного манипулирования и управления к более понятным и прозрачным критериям поддержки регионов. Но власть сегодня не готова к таким изменениям, им удобнее управлять руками».

Сегодня на всех уровнях доминирует «ручное управление», а вертикаль власти подавляет горизонтали самоуправления. Отсюда системная реализация принципов ручного управления, в частности, вольно или невольно распространяемая на буксующую модернизацию, что и определяет неудачи не только в реализации последней, но и в других стратегических программ.

Логично задаться вопросом, в чьих интересах действует российская власть (табл. 8)?

Таблица 8. В чьих интересах действует российская власть

(можно отметить несколько вариантов), %

«себя любимой»

68

богатого меньшинства

50

затрудняюсь ответить

5

всех россиян

3

среднего класса

3

пенсионеров и малоимущих

2

трудящегося большинства

1

другое

1

Мнение читателей ЭЖ, если ответить коротко: в интересах чиновников и крупного бизнеса, что подтверждают ответы студентов (табл. 6,) и корреспондируется с результатами прочих опросов. Не говоря уже о множестве публикаций, в том числе о крупнейших состояниях россиян, размеры которых имеют тенденцию к повышению, несмотря на падение темпов роста российского ВВП. Отсюда и однозначная позиция большинства россиян всех возрастов о несправедливом распределении национального богатства («Опасный симптом». — См. здесь же).

Но согласно закону сохранения вещества, установленному Михаилом Ломоносовым 265 лет назад, в далёком 1748 г. (ещё один забытый юбилей?), что в одном месте прибавится — в другом уменьшится. Если физические объёмы отечественного ВВП увеличиваются незначительно, то перераспределение произведённого дохода в пользу одних россиян будет происходить за счёт других, одних российских регионов — за счёт других. Фактором, объединяющим оба явления, является несправедливость...

Эта «новость», давно и хорошо известная, означает, что современная студенческая молодёжь вполне способна грамотно анализировать и давать адекватные оценки происходящему. В дальнейших публикациях мы продолжим знакомить читателей с результатами опроса в рамках проекта «Молодо — не зелено».

*****

Открывая совещание, посвящённое реализации прошлогодних майских указов президента, Медведев сказал: «Сегодня уже необходимо понимать, что удалось, где есть проблемы, что нужно сделать в ближайшее время и в текущей перспективе… Остаётся нерешённой задача по обеспечению устойчивого экономического развития, где ключевым фактором является повышение производительности труда и модернизация действующих производств, создание высокоэффективных рабочих мест, подготовка современных специалистов» («Финмаркет», 2 декабря, 2013 г.).

Словом, начать и закончить! Что до сих пор делали и почему получили то, что получили, а не то, что ожидали, — не обсуждается? Видимо, и впрямь без молодого взгляда не обойтись уже сегодня!