1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1861

Проблем много, но и путей решения достаточно

Вслед за общероссийским гражданским форумом тема муниципального управления стала предметом обсуждения на Всероссийском предпринимательском форуме «Территория бизнеса — территория жизни».

Отдельная сессия на форуме была посвящена вопросам взаимодействия малого бизнеса с муниципальной властью.

«Развитие бизнеса в муниципалитетах: новые точки экономического роста»

Так называлась первая дискуссионная площадка, на которой обсуждались ключевые вопросы муниципальной практики, а именно:

  • возможности муниципалитетов по поддержке малого ­бизнеса;
  • роль предпринимательства в развитии территорий;
  • расширение полномочий муниципалитетов для повышения предпринимательской актив­ности.

Заместитель главы Саткинского муниципального района Челябинской области Ирина Акбашева рассказала об изменении ментальности в моногородах. «Сегодня люди уже не ждут благ от градообразующего предприя­тия. Они понимают, что вопрос благополучия надо решать через самозанятость», — сказала муниципальная служащая, ведающая вопросами экономики и стратегического развития.

Напомним, что не от хорошей жизни муниципалитет начал поддерживать предпринимательство. В городах Сатке и Бакале градообразующие предприятия сократили производство, и местная власть стала помогать вынужденным безработным микрозаймами и грантами на открытие дела. В дополнение об уже рассказанном в «ЭЖ» (№ 10) опыте спикер сообщила участникам форума, что в районе открыт Центр развития предпринимательства, действует также созданный на скудные муниципальные деньги бизнес-инкубатор, оказывающий практическую и методическую помощь начинающим предпринимателям в обычном режиме и дистанционно. Из 600 млн руб. собственных доходов 14 млн руб. муниципалитет направляет на развитие предпринимательства. В результате за три последних года:

  • в два раза выросла численность объектов малого и среднего бизнеса и микропред­приятий;
  • в два раза больше стало рабочих мест;
  • на 10% увеличились поступления собственных доходов в местный бюджет.

«Часть проблем мы решаем сами, но часть проблем надо решать на федеральном уровне», — заявила практик муниципального управления. От государства она ждет вменяемой, понятной политики по поддержке малого бизнеса в моногородах, поскольку федеральная помощь была обещана на три года, а спустя год поддержки не стало. «Но за один год нельзя ничего сделать, можно только задать направление», — сказала И. Акбашева и поддержала инициативы «ОПОРЫ России» по возвращению максимально возможного количества налогов в муниципалитеты, которые выполняют свою задачу по поддержке предпринимательских инициа­тив населения. «Мы помогаем людям осознать, что они сами хозяева своей жизни: как ее выстроят, так и жить будут», — ­отметила она.

«Фискальная политика государства как инструмент развития предпринимательства»

На сессии с таким названием остро говорили о передаче большей части налоговых сборов на уровень муниципалитетов, обсуждался еще вопрос о налоговых каникулах для начинающих предпринимателей. Так, «до каких пор в местном бюджете города Вологды будет оставаться 2,5 млрд руб. из 25 млрд руб., собранных в муниципальном образовании налогов?» — спрашивали разгоряченные спором участники дискуссии и, нарушая регламент, из зала, без микрофона призывали расширить права муниципалитетов в сфере налоговой политики.

Член правления «ОПОРЫ России», руководитель экспертного совета Комитета Государственной Думы РФ по бюджету и налогам Михаил Орлов напомнил аудитории, что «­ОПОРА России» всегда выступала за передачу налогов от малого и среднего бизнеса на уровень муниципалитетов. Между тем, по его мнению, перевод налога на прибыль на местный уровень «обогатит» лишь муниципалитеты с крупными производствами, а ситуация на территориях без больших предприятий не изменится. «Если мы поможем легко войти в бизнес, введем налоговые каникулы, то можем ожидать роста новых предприятий. Форматы надо обсуждать», — отметил эксперт.

Председатель региональной Корпорации по развитию предпринимательства Ульяновской области Руслан Гайнетдинов сообщил, что своеобразные налоговые каникулы в регионе введены в 2010 г. — вновь регистрирующимся малым предприятиям налоговые выплаты снижаются на 5%. Такой режим действует в течение двух налоговых периодов. «Это принесло 12% роста налогов с малого и среднего бизнеса. Плюс около полутора тысяч вновь зарегистрированных предприя­тий», — перечислил Р. Гайнет­динов. Он считает, что при введении налоговых каникул нулевую ставку делать не нужно. «Какая-то цифра должна быть. Пусть это принесет три копейки в бюджет, но все равно будет мотивировать открытие бизнеса», — считает региональный руководитель предпринимательского сообщества.

По мнению генерального директора АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ) Андрея Никитина, улучшение условий ведения предпринимательской деятельности в муниципальном образовании надо рассматривать как обязанность местной власти. То есть прямой обязанностью муниципалитета должно быть обеспечение условий для предпринимательской деятельности каждому человеку, который хочет и может взять ответственность за себя. По его словам, реально внедрить региональный инвес­тиционный стандарт во всех 83 субъектах РФ, а вот в тысячах муниципалитетах — очень сложно. И нужно ли, ведь и условий ведения бизнеса ­тысячи?

Муниципальная тематика присутствовала также на двух других панельных дискуссиях — «Предпринимательский климат и безопасность ведения бизнеса», «Дальний Восток и Крайний Север: точки притяжения инвестиций».

Инициативы предпринимателей поддержал первый заместитель председателя правительства России Игорь Шувалов. Выступая перед ними, он отметил, что правительство готово в качестве эксперимента организовать в нескольких регионах налоговые каникулы для новых индивидуальных предпринимателей. А в 2014 г. из Фонда нацио­нального благосостояния будет выделено 100 млрд руб. на кредиты малому и среднему предпринимательству, сообщил первый вице-премьер.