Конфликт-компетентность: выше уровень — успешнее бизнес

| статьи | печать

Вступление России в ВТО и процессы глобализации стимулируют страну к скорейшей интеграции в мировую индустрию профессионального посредничества. О медиации бессмысленно рассуждать сугубо с юридических, психологических либо иных позиций — уместнее говорить о конфликт-компетентности в вопросах общего менеджмента. Особый интерес в этой связи представляют результаты исследования коллег-медиаторов и третейских судей (арбитров) из США.

Российские аналоги арбитража — это третейский суд1, а также трудовой арбитраж2. Ряд крупных компаний с участием международного ­капитала (например, ТНК BP3) заявили о создании в своей структуре конфликтных комиссий, работающих по аналогичным принципам, что свидетельствует об интересе ­отечественного бизнеса к альтернативным методам разрешения корпоративных споров.

В фокусе — менеджмент

В одном из предыдущих выпусков «КС» (№ 3 за 2013 г.) мы вкратце рассказали об исследовании, проведенном в феврале 2003 г. Американской арбитражной ассоциацией (­далее — Ассоциация)4 с целью изучения ключевых компетенций менеджмента, связанных с неюридическими способами разрешения корпоративных споров. Результаты данного проекта, на наш взгляд, заслуживают более пристального внимания. Исследование было призвано пролить свет на практики и техники альтернативных методов разрешения споров, используемые компаниями различных форм собственности и сфер бизнеса, а также на проблемы и тенденции, рассмотренные в исследовании Корнельского университета.

Данное исследование5 входит в число важнейших, предпринятых с 1998 г. Дэвидом Липски и Рональдом Сибером — профессорами Корнельского университета («Надлежащее разрешение корпоративных споров, отчет о возрастающем использовании АРС компаниями США» [A Report on the Growing Use of ADR by U.S. Corporations]).

Значительный шаг вперед в исследовании 2003 г. был сделан благодаря обсуждению двух важнейших вопросов:

  • могут ли быть выделены «конфликт-компетентные» (Dispute-Wise, «мудрые в спорах») компании, и если да, каковы их характеристики;
  • существует ли связь между конфликт-компетентным менеджментом и благоприятными результатами экономического и неэкономического характера?

Выявились факторы, характеризующие юридические отделы конфликт-компетентных компаний, преимущества их менеджмента, а также параллели между менеджментом и экономическими выгодами.

обратите внимание

Последние десятилетия наблюдается неуклонный рост признания и доверия альтернативным методам разрешения споров (далее — АРС) — в первую очередь, посредничеству и арбитражу. Их востребованность обусловлена осознанием важности сохранения деловых отношений как особой ценности, а также укреплением решимости бизнеса избегать дорогостоящих судебных разбирательств в коммерческих спорах практически любого рода.

Рост обращений к АРС форсировался с возрастанием судебных издержек в США по гражданским делам, которые на момент исследования составляли от 200 до 300 млрд долл. в год. Накопилось множество убедительных свидетельств в пользу быстрых, сравнительно недорогих и легкодоступных альтернатив судебной системы.

Отличительная особенность АРС — «портфельное» управление в урегулировании споров.

Убеждаясь в растущем энтузиазме сторонников практического использования АРС как общепризнанной, хорошо управляемой альтернативы ­судебному спору, нацеленной на справедливое и добровольно исполняемое решение за разумную цену, важно, к тому же, было определить, существуют ли факторы, определяющие конфликт-компетентную работу юридических департаментов, выявить связи между возникновением спора и конфликт-компетентностью, а также проистекающими выгодами, если таковые есть.

Итак, респонденты отбирались:

  • из 101 компании, входящих в список Fortune 1000 со средней выручкой 9,09 млрд долл.;
  • из 103 средних государственных компаний со средней выручкой 384 млн долл.;
  • из 50 частных акционерных компаний со средней выручкой 690 млн долл. (большинство из таких компаний имели выручку менее 1 млрд долл.).

обратите внимание

Рассматриваемое исследование является первой попыткой представить концептуальную основу для изучения отношений компаний к разрешению споров.

Интервьюеры попросили респондентов оценить характеристики конфликт-компетентного управления с позиции работы своего юридического департамента по десятибалльной шкале. Таким образом, итоговые оценки работ юридического отдела каждого респондента, с учетом восьми пунктов в индексе, варьировались от восьми до 80. Результаты оказались следующими:

  • 35% респондентов часто используют конфликт-компетентность;
  • 32% — умеренно;
  • 33% — редко.

Любопытно, что компании, ­характеризуемые как конфликт-компетентные, выявились во всем спектре: от малого бизнеса до крупных корпораций, примерно в равной пропорции по трем выделенным категориям (см. табл. 1, 2).

Как разглядеть конфликт-компетентность

По результатам исследования были сделаны следующие выводы. Во-первых, на практике отличить конфликт-компетентные компании можно по некоторым признакам. Обобщенный потрет юридического департамента такой компании может быть индексирован восемью ключевыми параметрами (см. табл. 3).

Исследование установило, что юридические департаменты (отделы) конфликт-компетентных компаний отличает:

  • органичная вовлеченность в общекорпоративное планирование;
  • понимание широты вопросов бизнеса как самой компании, так и отрасли, в которой она работает;
  • существенное время в спорах таких компаний занимают сложные конфликты и технические вопросы;
  • вовлеченность в трансграничные сделки, международный бизнес (очевидная цель —избежать неопределенности, вытекающей из международного ­спора в чужой юрисдикции).

Кроме того, подтвердилась взаимосвязь конфликт-компетентного управления с ­положительным результатом бизнеса. Среди ключевых преимуществ обозначились факторы, отличающие конфликт-компетентные компании, а именно:

  • прочные деловые связи с клиентами, поставщиками, работниками и партнерами (их ­можно характеризовать как «отличные» либо «очень ­хорошие»);
  • понимание ценности беспристрастного и быстрого урегулирования споров с помощью методов АРС в сфере отношений с клиентами и поставщиками, отказ от состязательного судебного подхода, сфокусированного на выигрыше любой ценой;
  • более экономные бюджеты правого отдела (юридического департамента) (конфликт- компетентные компании отличаются солидным бюджетом расходов на содержание юридического департамента), эффективное бюджетное управление судебными расходами;
  • эффективное использование правовых ресурсов (зачастую юридические отделы сетуют на постоянный дефицит бюджета, из которого они вынуждены «выкраивать» все необходимое для работы). Между тем, несмотря на сравнительно малый бюджет юридических департаментов, конфликт-компетентные компании реже жалуются на дефицит бюджета.

обратите внимание

Любопытно, что показатель P/E (цена / прибыль) в расчете на акцию (часто воспринимаемый как характеристика доверия стейкхолдеров к менеджменту компании) у «наиболее конфликт-компетентных» компаний оказался на 28% выше, чем в среднем у всех публичных компаний, участвовавших в опросе, и на 68% выше, чем в среднем у компаний категории «наименее конфликт-компетентные». Это позволяют предположить, что наиболее конфликт-компетентные компании весьма заинтересованы в поддержании хороших отношений со стейкхолдерами.

Наконец, исследование подтвердило многие выводы обзора 1998 г., в котором приняли участие юристы 606 компаний из списка Fortune 1000. При сопоставлении результатов раннего и более позднего исследований использовались данные только 101 компании из списка Fortune 1000 (напомним, что это компании со средней выручкой 9,09 млрд долл. При этом лидирующие позиции Fortune 1000 весьма консервативны, что позволяет говорить о сопоставимости результатов обоих исследований).

Когда модель отношений дороже договора

Помимо нахождения индикаторов конфликт-компетентности были сделаны ключевые выводы об использовании процедур посредничества и арбитража для всей исследуемой группы. Во-первых, по мнению большинства респондентов эти процедуры сокращают время, необходимое для разрешения споров, а также затраты, исключая судебные издержки.

Ответы респондентов на вопрос о возможном увеличении судебных издержек за счет посредничества и арбитража распределись равномерно. Однако меньше чем один из десяти опрашиваемых полагал, что данные процедуры увеличивают судебные издержки.

Во-вторых, посредничество и арбитраж чаще используются в коммерческих и трудовых спорах. В-третьих, подавляющее большинство компаний довольны своим опытом использования альтернативных способов урегулирования конфликтов. Они отметили наибольшее удовлетворение от процедуры медиации, чем от арбитража — возможно потому, что условия медиативного соглашения определяют сами стороны.

обратите внимание

Результаты исследования подтвердили ценность АРС-процедур в хорошо управляемых юридических департаментах. Компании из категории «часто практикуемые конфликт-компетенции» участвуют в урегулировании текущих споров, разрабатывают и используют программы предупреждения конфликтов, что помогает избежать последних, в том числе на самых ранних стадиях и как можно ближе к исходной точке возникновения.

В этой связи возникает вопрос, применительно к условиям России: кто выступает драйвером спроса на услуги медиации и арбитража? По нашему мнению, бизнес-сообщество. Именно бизнес и компании некоммерческого сектора являются стейкхолдерами АРС. Приведем некоторые из возможных сфер.

√ Строительство. Конфликты здесь имеют объективные предпосылки: длительный цикл работ, изношенность инженерной инфраструктуры и коммуникаций, колебание цен на ресурсы и материалы, действия смежников и субподрядчиков, нормативные акты, зачастую противоречащие друг-другу. Нужны «мягкие» интеграционные подходы, заложенные в медиации.

√ Корпоративные споры. В данном споре побеждает не та сторона, которая обладает большей силой, деньгами или политическим влиянием, а та, у которой лучшая альтернатива обсуждаемому соглашению (НАОС). Можно проиграть отдельное дело в суде, но выиграть конфликт в целом. Востребованы медиация и конфликтология — именно они помогают одним мировым соглашением прекратить с десяток изнурительных судебных исков, что означает экономию средств как противоборствующих сторон, так и судебной системы.

√ Сложные сделки. Технологии альтернативного урегулирования споров, а также медиация успешно применяются в сложных сделках — например, в отношениях лизинга. Можно сказать, что каждая лизинговая сделка — это длительный проект в условиях неопределенности. Никто не знает всех рисков, сопровождающих сделку. В этой связи важен не столько текст договора, сколько модель отношений сторон и правила, которым они следуют.

√ Трудовые конфликты. Люди, вовлеченные в трудовой спор, теряют много времени и сил. Поскольку в российском обществе есть своего рода табу на употребление слова «конфликт», администрации большинства предприятий стараются как можно дольше «не замечать» трудовой спор. Работники вынуждены для защиты своих прав прибегать к скрытым способам сопротивления и крайним мерам. Такого рода конфликты эффективно урегулируются неюридическими методами — например, ­медиацией.

√ Потребительское и ипотечное кредитование. По нашему мнению, интеграционные подходы посредничества гармонично дополнят состязательные судебные процедуры, используемые банками. Особенно это актуально для банков, имеющих филиалы в разных регионах и заботящихся о своей репутации. В самом деле, есть нечто нелогичное в ситуации, когда банк с прозрачной управленческой структурой, использующий международные стандарты финансовой отчетности, обращается в безнадежно отсталый от потребности времени суд, в то время как существуют более эффективные технологии разрешения споров.

1 Федеральный закон от 24.07.2002 № 102-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О третейских судах в Российской Федерации».

2 Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ, глава 61, ст. 404.

3 См. http://www.tnk-bp.ru/procurement/council/ , раздел «прокьюримент» (закупки).

4 Американская арбитражная ассоциация объединяет арбитров, российский аналог третейских судей (см. www.adr.org)

5 Статья подготовлена на основе исследования Американской арбитражной ассоциации Dispute-WiseSM Business Management Improving Economic and Non-Economic Outcomes in Managing Business Conflicts An American Arbitration Association-Sponsored Research Study Executive Summary. ­Автор оригинального текста исследования на англ. языке Ричард Наймарк, старший вице-президент Американской арбитражной ассоциации.

6 Исследование проводилось независимой маркетинговой компанией Clark, Martire, Bartolomeo & Shulman и включало телефонное интервью с 254 респондентами, генеральными директорами, их заместителями либо руководителями юридических департаментов.

Зависимость индекса конфликт-компетентности от размера компании, в % (таблица 1)


Всего

Часто

Умеренно

Редко

Корпорации из списка Fortune 1000

40

35

46

39

Средние компании

40

39

42

40

Малый бизнес

20

26

12

22

Итого

100

100

100

100

Анкета включала 41 вопрос, число респондентов — 241, период проведения исследования — с 28 февраля по 21 марта 2003 г., погрешность — 6,2%. Экономические показатели (цена / прибыль), упомянутые в исследовании публичных компаний, взяты из открытой ­отчетности перед инвесторами, свободно доступной в период проведения исследования.

Отраслевой анализ конфликт-компетентности*, в % (таблица 2)

Отрасль

Всего

Часто

Умеренно

Редко

Технологии / промышленные технологии

16

24

9

14

Машиностроение/ оборудование / строительство

11

16

10

6

Энергетика и коммунальное хозяйство

10

8

15

8

Ритейл / пищевая промышленность / безалкогольные напитки

10

11

10

8

Потребительские товары

8

7

9

8

Банковская/финансовая сфера

9

6

13

7

Промышленное производство

7

7

10

5

Фондовый рынок / страхование

6

6

6

6

Масс-медиа и телекоммуникации

5

4

2

8

Здравоохранение

4

2

4

7

Операции с недвижимостью

3

1

1

6

Транспорт

3

2

2

4

Производство электроники /





инжиниринг

2

3

1

2

Сети спортивных товаров

2

2

4

1

Консалтинг

1

0

2

1

Аэрокосмическая отрасль /оборона

1

0

1

1

* суммирование не дает 100% из-за погрешностей округления.

Факторы, влияющие на конфликт-компетентное управление бизнесом*, в % (таблица 3)(уровень конфликт-компетентного управления**)

Фактор

Всего

Часто

Умеренно

Редко

Сотрудники юридического департамента хорошо представляют себе комплексность вопросов в работе компании и индустрии

81

93

82

68

Юридический департамент хорошо интегрирован в общий процесс корпоративного планирования

59

81

51

42

Топ-менеджмент сфокусирован на сохранении отношений и мировых соглашениях больше, чем на выигрывании судебных тяжб

48

65

45

31

Много времени отнимают сложные споры и технические вопросы

41

62

37

21

Много времени уходит на международные споры

12

27

7

Предпочтение агрессивного («жесткого») подхода к разрешению споров

40

28

35

59

Акцент на пересмотре контактов и соглашений

23

14

19

36

Предпочтение обращения в суд

15

3

11

31

* Показаны сводные данные по каждому из восьми индексов во всех таблицах, куда заносились ответы респондентов.

** Каждый из восьми пунктов оценивался от одного до 10 баллов; максимальный балл означает «считаю работу моего юридического отдела очень хорошей», минимальный — «считаю…плохой».

Рейтинг ключевых факторов возникновения споров с клиентами и поставщиками, в % (таблица 4)


Всего

Часто

Умеренно

Редко

Стоимость

72

75

75

66

Выигрыш

72

66

75

77

Предсказуемость

65

67

68

60

Скорость

60

64

62

53

Справедливость

60

67

57

54

Завершенность

58

60

61

54

Сохранение отношений

53

70

48

41

Отраслевая компетентность независимых арбитров

43

43

42

44

Конфиденциальность

37

39

38

44

Возможность обжалования

26

16

24

38

Возможность разрешения





международных споров

12

21

9

6

Тренды: причины для обращения в арбитраж*, в % (таблица 5)

Причина

2005

2006

Требование контракта

91

92

Экономия времени

68

69

Экономия средств

65

69

Упрощенное исследование доказательств

65

69

Контроль сторонами хода разрешения спора

61

Обеспечение процесса разрешения, более удовлетворительного для сторон

60

61

Сохранение конфиденциальности

54

43

По поручению государственного суда

49

42

Использование экспертных знаний арбитров

43

Обеспечение более удовлетворительного результата ­разрешения спора

39

35

Сложный управленческий или технический спор

38

* Период 2005-2006 гг. указывает на лонгитюдный характер исследования (по данным списка компаний Fortune, использующих арбитраж и медиацию).

Как компании привлекают медиаторов и арбитров, в % (таблица 6)


Медиация

Арбитраж

Частная АРС организация

30

61

Американская арбитражная ассоциация ААА

19

55

Другие ассоциации

11

6

«Сарафанное радио»

24

16

По рекомендации суда

19

6

По рекомендации юридического либо местного ­сообщества

9

4

Взаимное предложение спорящих сторон

5

2

По рекомендации государственного или федерального агентства

3

3

Корпоративный омбудсмен

1

-

Другое

8

6

Затруднились с ответом

1

2