1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 5614

Россия вступает в ВТО: что изменится в законодательстве

22 августа 2012 г. Россия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО), о чем официально заявил МИД России. Протокол о присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (далее — Протокол о присоединении к ВТО)1 ратифицирован еще месяц назад. С даты вступления России в ВТО начали действовать и многие документы в сфере таможенного законодательства и не только. Рассказываем о самых актуальных изменениях, которые ждут российский бизнес.

Ближайшие изменения в международном и национальном законодательстве в связи с вступлением России в ВТО

Документ (отдельная
норма документа)

Суть документа (нормы)

Комментарий

Изменения в сфере таможенного регулирования с 22 августа 2012 г.

Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы, подписан 19 мая 2011 г.
в г. Минске

Документ призван обеспечить полноценное функционирование ТС в случае присоединения одного или нескольких его членов к ВТО

Ратифицирован Федеральным законом от 19.10.2011 № 282-ФЗ
«О ратификации Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы»

Решение Комиссии ТС от 18.10.2011

№ 835 «Об эквивалентности санитарных, ветеринарных
и фитосанитарных мер и о проведении оценки риска»

Страны ТС признают санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры других государств как эквивалентные, даже если они отличаются от мер ТС и (или) стран — членов ТС

Государство-экспортер выполняет два обязательных условия:

— объективно доказывает, что его меры позволяют достичь надлежащего уровня санитарной и (или) ветеринарной защиты ТС или фитосанитарной защиты государства — члена ТС;

— обеспечивает государствам ТС по их запросу доступ для проведения проверок, испытаний и других процедур

Абзацы 2 и 4 п. 3, п. 5—7, глава IV, подп. «а» пункта 162 и подп. «и», «к» п. 165 Положения о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденного Решением Комиссии ТС
от 18.10.2011 № 834

Вводится институт аудита зарубежных официальных систем надзора. То есть основным принципом, который будет использоваться для обеспечения безопасности подконтрольных товаров при их производстве, переработке, транспортировке и/или хранении в третьих странах, станет проведение аудита зарубежной официальной системы надзора (ЗОСН).

На эту тему также см. сообщение Россельхознадзора от 10 августа 2012 г., опубликованное на официальном сайте ведомства

Если аудит ЗОСН завершен успешно, включать предприятия (лиц) в Реестр предприятий третьих стран будут в соответствии с перечнем, предоставляемым компетентным органом третьей страны. Если такой аудит не проводился, не завершен или по его результатам ЗОСН не признана способной обеспечить уровень защиты как минимум эквивалентный уровню защиты в соответствии с требованиями ТС, стороны смогут согласовать включение организации (организаций) в Реестр предприятий третьих стран на основании совместной проверки или гарантий, предоставленных компетентным органом третьей страны

Решение Комиссии ТС от 23.09.2011
№ 810 «Об изъятии
в применении ветеринарных мер в отношении товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору)»

Определен список отдельных товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), в отношении которых уполномоченные органы РФ не осуществляют ветеринарный контроль (в частности, фуражное зерно, жиры и масла растительные и их фракции, дрожжи неактивные, используемые для кормления животных)

Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержден Решением Комиссии ТС от 18.06.2010 № 317

Решение Комиссии ТС от 22.06.2011
№ 721 «О применении международных стандартов, рекомендаций и руководств»

Регламентирует, какими документами нужно руководствоваться, если нет документов ТС или национального законодательства, действующих
на территории ТС, которые устанавливают обязательные ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования к животным и продуктам животного происхождения, фитосанитарные требования к растениям и растительной продукции, санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования
к продуктам животного и растительного происхождения. В такой ситуации применяют стандарты, рекомендации
и руководства Международного эпизоотического бюро, Международной конвенции по карантину и защите растений и Комиссии «Кодекс Алиментариус»

Упомянутые международные стандарты также применяются, если ветеринарные, фитосанитарные, санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования, действующие на территории ТС, являются в большей степени ограничительными, чем соответствующие международные стандарты, при отсутствии научного обоснования риска для жизни или здоровья человека, животных или растений.

Дата вступления документа в силу установлена Решением Комиссии ТС от 16.08.2011 № 773 «О вступлении в силу Решения Комиссии Таможенного союза
от 22 июня 2011 года № 721
„О применении международных стандартов, руководств и рекомендаций“»

Решение Комиссии ТС от 16.08.2011 № 747 «О внесении изменений в нормативно-правовые акты Таможенного союза в сфере нетарифного регулирования в отношении этилового спирта и алкогольной продукции»

Исключается раздел 2.18 из Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — членами ТС в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами. Речь идет об этиловом спирте
и алкогольной продукции, ограниченных к перемещению через таможенную границу ТС при импорте. Названная продукция значится теперь только в п. 2 раздела 2.26 Единого перечня, в числе товаров, при ввозе которых установлено исключительное

Одновременно утрачивает силу Положение о порядке ввоза этилового спирта и алкогольной продукции на таможенную территорию ТС. Согласно этому положению до 22 августа упомянутую продукцию ввозят на основании лицензий, выдаваемых уполномоченным органом государства — члена ТС

право (применяется в отношении товаров, происходящих из третьих стран и импортируемых в Республику Беларусь согласно законодательству этой рес­публики)

Постановление Правительства РФ от 21.07.2012 № 756 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

Устанавливает новые ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из РФ
за пределы ТС

Упомянутые ставки приведены в соответствие с обязательствами России после ее присоединения к ВТО. Утрачивают силу постановления Правительства РФ от 25.04.2011 № 312,
от 27.09.2011 № 785, от 17.10.2011 № 840,
от 06.02.2012 № 88, от 02.05.2012 № 408,

от 04.05.2012 № 430,
№ 431 и № 432

Решение Комиссии ТС от 23.09.2011
№ 812 «Об опубликовании проектов решений Комиссии
Таможенного союза»

Проекты решений Комиссии ТС, содержащих обязательные для исполнения государствами — членами ТС правила, затрагивающие торговлю товарами государств — членов ТС между собой и с третьими странами, доводятся до сведения заинтересованных лиц путем опубликования на официальном интернет-сайте Комиссии ТС

При принятии решении по каждому такому проекту Комиссия ТС учитывает замечания и предложения любых заинтересованных лиц, полученные в соответствии с п. 2 Решения

Подпункт «б» п. 1 постановления Правительства РФ от 20.07.2011 № 595 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря
2004 г. № 863»

Снижается ставка таможенного сбора за таможенное оформление товара. Так, ставка сбора составит 30 000 руб. за оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет более 10 млн руб.

Сейчас. ставки таможенного сбора составляют (абз. 8 и 9 п. 1 постановления Правительства РФ от 28.12.2004 № 863):

— 50 000 руб. за таможенные операции с товарами стоимостью более 10 млн до 30 млн руб.;

— 100 000 руб. — с товарами стоимостью свыше 30 млн руб.

Изменения в сфере таможенного регулирования с 23 августа 2012 г.

Решение Совета ЕЭК от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза»

Поскольку Казахстан и Белоруссия не являются членами ВТО, для них предусмотрены изъятия. И на отдельные товары в этих странах сохраняются ранее действовавшие ставки ЕТТ ТС

Ставки ввозных таможенных пошлин для Белоруссии и Казахстана, отличные от ставок ЕТТ ТС, утверждены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 55

Решения Совета ЕЭК от 16.07.2012 № 55 «О применении Республикой Беларусь и Республикой Казахстан ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза,
в отношении отдельных категорий товаров»

По большинству товарных позиций 87-й группы (в нее входят различные транспортные средства, в том числе автомобили) ставки практически не изменятся

Для Белоруссии такие ставки будут действовать до момента ее присоединения к ВТО, а для Казахстана — в течение шести месяцев, по истечении которых срок продлевается до вступления этой страны в ВТО

Изменения в сфере регулирования обращения лекарственных средств с 22 августа 2012 г.

Часть 6 ст. 18 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (Федеральный закон от 11.10.2010
№ 271-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
„Об обращении лекарственных средств“»)

Закреплено правило о сроке защиты информации, представленной заявителем для госрегистрации лекарственных препаратов. Вводится запрет на получение, разглашение, использование такой информации в коммерческих целях

и в целях госрегистрации лекарственных препаратов в течение шести лет с даты такой регистрации. Будет запрещено обращение лекарственных средств, зарегистрированных с нарушением правил о защите информации, представленной заявителем для госрегистрации лекарственных препаратов

Нарушителей будут привлекать к ответственности согласно российскому законодательству (в частности, по ст. 13.14 КоАП РФ и ст. 183 УК РФ

Изменение размера патентных пошлин с 22 августа 2012 г.

Постановление Правительства РФ от 15.09.2011 № 781
«О внесении изменений в Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права

Отменяется разделение на резидентов и нерезидентов в целях уплаты патентных и иных пошлин (сейчас нерезиденты уплачивают многие пошлины в большем размере, чем резиденты). Вводится единый для всех заявителей размер патентных и иных пошлин за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, госрегистрацией товарного знака и знака обслуживания, госрегистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с госрегистрацией перехода исключи-

Документ также вводит льготы для тех заявителей, которые подают заявки в электронном виде — для них размер пошлин за регистрацию заявок уменьшается на 15%.

Вводятся льготы и для субъектов малого предпринимательства, соответствующих критериям, установленным Федеральным законом «О развитии малого
и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Если такие заявители подтвердят свой статус, отдельные пошлины для них будут снижены на 50%

на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами»

тельных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами.

Так, сейчас за регистрацию изобретения полезной модели, промышленного образца и выдачу патента на изобретение, промышленный образец, полезную модель резиденты уплачивают пошлину в размере 2400 руб., нерезиденты — 10 800 руб. Согласно новым правилам такая пошлина составит 3250 руб.

Изменения в сфере господдержки сельского хозяйства с 22 августа 2012 г.

Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства от 09.12.2010 ограничивается в действии

На Российскую Федерацию не распространяются правила об ограничении уровня мер, направленных на поддержку сельского хозяйства государствами — членами ТС. Отныне применяются ограничения, установленные Протоколом о присоединении к ВТО. В приложении 2 к названному протоколу определено, что внутренняя поддержка государства по сельскому хозяйству будет ограничена фиксированной денежной суммой, которая будет поэтапно уменьшаться с 9 млрд долл. в 2012 г. до 4,4 млрд в 2018 г. (секция I части IV «Сельскохозяйственные товары: Обязательства по ограничению субсидий Приложения II к Протоколу о присоединении к ВТО»)

До 22 августа в соответствии с ч. 1 ст. 6 Соглашения уровень мер, оказывающих искажающее влияние на торговлю, определяется как процентное отношение объема господдержки сельского хозяйства к валовой стоимости произведенных сельхозтоваров в целом. Для названного показателя установлен лимит 10%

Изменения в сфере регулирования соглашений о разделе продукции с 22 августа 2012 г.

Абзац 10 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 30.12.95 № 225-ФЗ
«О соглашениях о разделе продукции»

В статье 7 названного закона сказано, что ее положения, противоречащие принципам ВТО, в случае присоединения России к ВТО теряют силу или должны быть приведены в соответствие с этими принципами в сроки и в порядке, которые предусмотрены документами ВТО и соглашением о вступлении РФ в эту организацию

Ограничения национального режима установлены в Перечне специфических обязательств РФ по услугам (Приложение к Протоколу о присоединении к ВТО):

— российские компании имеют преимущественное право на участие в реализации СРП в отношении разведки, разработки и добычи минеральных ресурсов в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или в ином качестве по соглашениям (контрактам) с инвесторами;

— не менее 80% всего персонала, задействованного в реализации СРП, должны быть гражданами РФ.

Закреплено и ограничение доступа на рынок при осуществлении международных перевозок (CPC 7211, CPC 7212), исключая каботажные. Преимущественное право на участие в работах по СРП в качестве перевозчиков принадлежит российским компаниям. Сказанное касается линейных, балкерных, трамповых и других международных перевозок, в том числе пассажирских


Итак, 22 августа вступили в силу некоторые документы (или их отдельные положения), действие которых было отложено до момента присоединения России к ВТО (см. таблицу).

С 23 августа действуют новые редакции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза (утверждены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54). Новые редакции этих документов разработаны с учетом обязательств России, принятых в связи с вступлением в ВТО.

А 1 сентября 2012 г., по словам министра экономического развития РФ Андрея Белоусова, наступает первый этап выполнения обязательств РФ перед ВТО по снижению единого таможенного тарифа (средневзвешенного импортного тарифа). После этого каждый год с 1 сентября показатель будет понижаться вплоть до 2015 г. Затем тариф стабилизируется примерно на уровне 2015 г. В среднем тариф за этот период снизится примерно на 3,5%. В настоящее время он составляет порядка 9,5%, в 2013 г. — 7,4, в 2014 г. — 6,9, в 2015 г. — порядка 6%.

Безусловно, что вступление России во ВТО потребует гармонизации многих сфер российского законодательства с нормами международного права.

Как будет соотноситься законодательство таможенного союза с правилами ВТО

Полноценное функционирование Таможенного союза в ситуации, когда один или несколько его членов присоединяются к ВТО, обеспечивает Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы2.

Как следует из этого договора, со дня присоединения любого участника ТС к ВТО положения Марракешского соглашения о создании ВТО (далее — Марракешское соглашение) становятся частью правовой системы ТС. Первый присоединившийся к ВТО участник информирует остальных участников и координирует с ними действия по принятию обязательств в качестве условия присо­единения к ВТО, если такие обязательства требуют изменений правовой системы ТС. Если впоследствии к ВТО присоединится другой участник, его обязательства (принятые в качестве условия присоединения к ВТО) также станут частью правовой системы ТС.

С момента, когда первый участник присоединяется к ВТО, ставки Единого таможенного тарифа ТС не могут превышать ставки импортного тарифа, которые установлены Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров. Исключения из этого правила предусмотрены Марракешским соглашением.

Согласно упомянутому договору участники ТС должны принять меры, чтобы привести правовую систему ТС в соответствие с Марракешским соглашением. И до тех пор, пока этого не будет сделано, положения названного соглашения (включая обязательства участника ТС, принятые им в связи с присо­единением к ВТО) являются приоритетными по отношению к международным договорами ТС и решениями его органов. Если же правовые нормы ТС окажутся более либеральными, чем нормы Марракешского соглашения, и не будут вступать с ним в противоречие, их можно будет применять. Кроме того, участники ТС должны будут обеспечить соответствие названному соглашению всех международных договоров и актов, принимаемых в рамках ТС.

Санитарный, фитосанитарный и ветеринарный контроль

Участники ТС будут признавать санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры других государств как эквивалентные, даже если они отличаются от мер ТС и (или) государств — членов ТС. Это предусмотрено Решением Комиссии ТС от 18.10.2011 № 835 «Об эквивалентности санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер и о проведении оценки риска». В частности, участники ТС будут проводить совместные консультации с государствами-экспортерами для заключения договоров о признании эквивалентности отдельных санитарных, ветеринарных или фитосанитарных мер. Могут быть установлены процедуры аудита, сертификации и мониторинга, применяемые в отношении любой меры, признанной эквивалентной.

Названные меры будут основываться на соответствующей оценке рисков для жизни или здоровья человека, животного или растения. Такие риски оцениваются на основе методик, разработанных международными организациями (например, Комиссией «Кодекс Алиментариус», Международным эпизоотическим бюро), а также методик международных и региональных организаций, действующих в рамках Международной конвенции защиты растений3.

В соответствии с Положением о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденным Решением Комиссии ТС от 18.10.2011 № 834, основным принципом, используемым странами — членами Таможенного союза для обеспечения безопасности при импорте после присоединения России к ВТО, будет являться проведение аудита зарубежной официальной системы надзора.

Особенность переходного периода состоит в том, что ни одна страна мира не прошла такой аудит. Соответственно производителям подконтрольных товаров ни одной страны мира по этой технической причине не может быть предоставлено в ближайшее время право доступа на внутренний рынок Таможенного союза и России на основе положительных результатов аудита.

Схему взаимодействия в такой ситуации предложил Россельхознадзор в сообщении от 10 августа 2012 г. (опубликовано на сайте ведомства по адресу http://www.fsvps.ru/fsvps/news/5093.html).

Будет ограничена господдержка для сельхозпроизводителей

Изменится существовавшая до вступления России в ВТО модель господдержки отечественных сельхозпроизводителей.

С 2 августа на РФ не распространяются правила об ограничении уровня мер, направленных на поддержку сельского хозяйства государствами — членами ТС. Отныне применяются ограничения, установленные Протоколом о присоединении к ВТО. В приложении 2 к названному протоколу определено, что внутренняя поддержка государства аграриям ограничена фиксированной денежной суммой. И эта сумма будет поэтапно уменьшаться.

В то же время необходимо повысить конкурентоспособность отечественных сельхозпроизводителей. Депутаты фракции «Единая Россия» 26 июня 2012 г. внесли в Госдуму несколько законопроектов (№ 100527-6, 100530-6, 100536-6, 100541-6, 100542-6 и 100539-6), предусматривающих меры по развитию сельского хозяйства России.

Так, предлагается вновь ввести нулевую ставку по НДС на ввоз:

— в РФ племенных животных сельхозпроизводителями и лизинговыми компаниями, поскольку срок действия такой льготы истек 1 января 2012 г. (до 1 января 2018 г.);

— современной сельскохозяйственной техники, а также пре­дусмотреть возможность выдачи сельхозпроизводителям госсубсидий на компенсацию до 35% стоимости такой техники;

Кроме того, парламентарии предлагают продлить срок действия льготных ставок по налогу на прибыль для агрофирм, которые не перешли на уплату ЕСХН. Им могут разрешить до 2016 г. применять нулевую ставку, а в 2017—2020 гг. — ставку 18%. Правительство РФ эту инициативу не поддержало. Минфин России подготовил законопроект, согласно которому в 2013—2015 гг. для таких налогоплательщиков будет действовать ставка налога на прибыль 6%, а в 2016—2019 гг. — 14%;

Еще одно предложение заключается в том, чтобы освободить фермеров от обложения НДФЛ в части доходов, полученных от государства в виде грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, на развитие семейной животноводческой фермы, субсидий на содержание скота, приобретение семян, посадочного материала, кормов и удобрений, ГСМ, а также единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера.

Патентные пошлины будут одинаковы для всех

Вносятся изменения в Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами (далее — Положение о патентных пошлинах)4. Поправки приняты постановлением Правительства РФ от 15.09.2011 № 781.

При взимании патентных и иных пошлин иностранным лицам будет обеспечен национальный режим, что соответствует принципам ВТО. В основу расчета новых размеров пошлин положены их величины, установленные для резидентов, с поправкой на инфляцию. То есть размеры патентных пошлин при оказании конкретных услуг будут одинаковы для всех лиц, независимо от того, являются они резидентами РФ или нет.

Отметим, что буквально в мае этого года ВАС РФ признал незаконной практику завышения пошлин для нерезидентов, посчитав, что она базируется на необоснованных различиях между резидентами и нерезидентами, негативно сказывается на конкуренции, а также противоречит международным обязательствам РФ (Решение ВАС РФ № ВАС-308/12 от 11.04.2012). Инициатором судебного иска стал предприниматель из Чехии. По его заявлению высший суд рассмотрел вопрос о том, правомерно ли установлен для нерезидентов завышенный размер пошлины за рассмотрение возражения против выдачи патента (этот размер оказался почти в семь раз выше, чем для резидентов).

Справка

Всемирная торговая организация (ВТО) — преемница Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), которое было заключено 30 октября 1947 г.

С 1 января 1995 г. ВТО самостоятельно регулирует торгово-политические отношения своих участников. Процесс присоединения России к ВТО запущен еще в 1990 г., когда СССР получил статус наблюдателя в основных органах ГАТТ, в 1992 г. этот статус переоформили на Россию. Официальную заявку о присоединении к ГАТТ РФ подала в 1993 г., а переговоры по вступлению в ВТО начала в 1995 г.


1 Протокол от 16.12.2011 «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» ратифицирован Федеральным законом от 21.07.2012 № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению
об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.».

2 Подписан 19 мая 2011 г. в г. Минске, ратифицирован Федеральным законом от 19.10.2011 № 282-ФЗ «О ратификации Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы».

3 Заключена в г. Риме 6 декабря 1951 г.

4 Утверждено постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 № 941.