Местная власть способствует росту гражданской активности

| статьи | печать

Норма Федерального закона об организации власти на местах (от 06.10.2003 № 131-ФЗ) о территориальном общественном самоуправлении (ст. 27) представляет, по заключению экспертов муниципального управления, социальную практику самоорганизации граждан по месту жительства для решения локальных вопросов местного значения под собственную ответственность. Такая норма отсутствовала в советской модели местной власти.

Немного истории. Социальная практика самоорганизации граждан по месту жительства в современной России развивается с середины последнего десятилетия прошлого века, с принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (от 28.08.95 № 154-ФЗ), когда пришло понимание того, что поддержка всех возможных форм общественных инициатив является одним из важных инструментов развития гражданского общества и реализации населением конституционного права на местное самоуправление. С переходом от прежней модели местной власти к муниципальной ведется поиск управленческой и социальной специфики местного самоуправления, в том числе разных форм территориального общественного самоуправления (ТОС).

Новый импульс территориальное общественное самоуп­равление получило с реализацией нового Закона о местном самоуправлении (от 06.10.2003 № 131-ФЗ). Согласно мониторингу Министерства регионального развития РФ в 2007 г. было зарегистрировано 8084 устава ТОС, а в 2009 г. — уже 15 888 уставов. Наибольшее их количество было в Краснодарском крае — 4219, в Волгоградской (1901), Тверской (1812) и Костромской (1009) областях, Республике Марий Эл (1557). К настоящему времени обширная практика осуществления территориального общественного самоуправления накоплена также в Чувашской Республике, Республике Адыгея, Алтайском и Хабаровском краях, Владимирской, Иркутской, Оренбургской и Саратовской областях.

Городской бюджет делится деньгами с ТОС

Общественная работа тоже требует материальных затрат, в том числе финансовых расходов. К примеру, в столице Чувашии городская власть не скупится на поощрение руководителей и активистов ТОС. Но не только. Для осуществления финансово-хозяйственной деятельности из городского бюджета в районные администрации направляются денежные средства. Местные администрации распределяют полученные финансы между 57 органами территориального общественного самоуправления на конкурсной основе. Практически все ТОСы имеют конкурсные проекты по различным направлениям деятельности:

  • работе с молодежью и со старшим поколением;
  • развитию физической культуры и спорта;
  • благоустройству микрорайонов.

Конкурсная комиссия определяет лучшие проекты по разным номинациям.

Отдельной статьи на финансирование ТОС в городской казне нет, но есть другие возможности. К примеру, строка «Иные безвозмездные и безвозвратные перечисления в бюджетные учреждения». Только в сфере образования объем таких переводов превысил в прошлом году 32,7 млн руб. Есть еще общегородской резервный фонд. Его объем в 2012 г. составил примерно такую же сумму. Помимо этого реализуется 16 муниципальных целевых программ, в том числе по благоустройству и озеленению, в реализации которых непосредственное учас­тие принимает население. На выполнение целевых программ и мероприятий в прошлом году было направлено из городского бюджета 169,7 млн руб.

Сложилась четкая система взаимодействия органов территориальных общественных самоуправлений с городскими властями. В результате сформировалась модель ТОС как посредника между жителями и властями, осуществляющего:

  • согласование планов застройки;
  • информирование населения;
  • содействие в благоустройстве;
  • содействие в сфере занятости подростков;
  • участие в охране общественного порядка.

Еще одна особенность ТОС в Чебоксарах заключается в том, что полномочия органов территориального общественного самоуправления распространяются в пределах границ избирательных округов по выборам депутатов городского Собрания. Это обеспечивает взаимодействие активных граждан с депутатами, представляющими их округ в Чебоксарском городском собрании.

Координируют взаимодействие ТОС с представительными и исполнительными органами местного самоуправления отдел по работе с общественными организациями и СМИ городской администрации и аналогичные подразделения в районах города. Их специалис­ты оказывают содействие инициативным горожанам в проведении мероприятий, помогают их общественным формированиям в составлении финансовых отчетов, ведении документации.

В Саратове формирования ТОС — юридические лица

Из 53 формирований ТОС, созданных в Саратове в 1990—2008 гг., 48 имеют статус юридического лица. Ор-ганизационно-правовая форма — некоммерческая организация, что соответствует действующему муниципальному законодательству. Это главное отличие саратовского территориального общественного самоуправления.

В городе действует Ассоциация самоуправляемых территорий — АСТ г. Саратова. Она осуществляет:

а) создание обоснованных в правовом, экономическом, финансовом, информационно-методическом и образовательном отношениях условий системной реализации потенциала самоуправляемых местных сообществ;

б) регламентацию значительной части дел этих сообществ — ТОС, ТСЖ и ООС.

Принцип, который проповедует АСТ, заключается в том, что ТОС имеет право как на бюджетные, так и на собственные финансовые средства. В том числе полученные от предпринимательской деятельности, поскольку нет необходимости противопоставлять или подменять бюджетные и собственные финансовые средства.

Примечательно, что органы ТОС участвуют в городских конкурсах социальных проектов наравне со своей ассоциацией. К примеру, в прошлом году АСТ получила право на финансирование своих проектов на:

  • организацию и оказание консалтинговых услуг гражданам и представителям юридических лиц в офисах АТОС «АСТ г. Саратова» и комитетах ТОС;
  • подготовку правовых и методических материалов, проведение семинаров по правовым основам местного самоуправления;
  • проведение спартакиады ТОС.

Победителями этого же общегородского конкурса стали некоторые территориальные формирования по своим оригинальным проектам. Так, ТОС «Поливановка» реализует программу сохранения и благо­устройства местных родников. В рамках проекта осуществляется замена дренажной системы в Ленинском районе, а местные жители одновременно с обустройством доступа к родникам привлекают внимание всех саратовцев к проблеме сохранения источников для настоящего и будущих поколений.

Территориальное общественное самоуправление «Авиатор», тоже победитель городского конкурса, создает студию декоративно-прикладного творчества «Лесная скульптура», призванную организовать досуг подростков из социально незащищенных и малообеспеченных семей. Вместе с детьми волонтеры ТОС проводят экологическую акцию «Лесная сказка». Проект «Авиатора» называется «Судьба природы в твоих руках».

Ассоциация выпускает информационный бюллетень «Местные сообщества», который сообщает:

  • о текущих событиях ТОС в городе;
  • правовых аспектах деятельности ТОС, ТСЖ, ООС;
  • программах развития самоуправляемых местных сообществ;
  • конкурсном финансировании ТОС в виде муниципального заказа;
  • передаче отдельных полномочий администрации города территориальному общественному самоуправлению и выделении необходимых для этого финансовых и материальных ресурсов;
  • состоянии жилищно-коммунального хозяйства и ситуации жилищно-коммунальной реформы.

АСТ совместно с городским Центром общественных связей подготовила электронную базу данных, издала методические рекомендации для ТОС, обучает активных жителей по собственным учебным программам.

комментарий

Владимир Кошкидько, д.и.н., профессор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Время показало, что залог успеха в развитии территориального общественного само­управления — не только в сфере гражданской активности, готовности людей взять на себя ответственность за решение возникающих по месту жительства вопросов, но и в поддержке со стороны органов местного самоуправления.

Основные проблемы в сфере ТОС и пути их решения

Проблемы

Рекомендации

Непонимание сущности ТОС

Повышать доверие власти и населения к ТОС путем расширения возможностей ТОС в решении местных вопросов

Сложности с юридической регистрацией ТОС

Снять внешние правовые и административные барьеры, мешающие развитию ТОС

Проблемы с разграничением полномочий между муниципальными властями и органами ТОС

Обучать депутатов (особенно вновь избранных), а также специалистов органов местного самоуправления работе с территориальным общественным самоуправлением

Ресурсная (в т.ч. финансовая) необеспеченность деятельности органов ТОС

Развивать технологии вовлечения населения в ТОС и бюджетной самостоятельности органов местного самоуправления

Недостаточная инициатива граждан в создании ТОС, различная степень активности комитетов ТОС на местах

Стимулировать органы местного самоуправления к поиску лидеров, которые могли возглавить ТОС, обучать их; не допускать вовлечения ТОС в политические кампании, в т.ч. предвыборные

Источник: «ЭЖ» по экспертным заключениям