Неоднозначная форма участия населения в местном самоуправлении

| статьи | печать

В начале ноября в Москве созывается Всероссийский съезд местного самоуправления. В повестке дня форума значится пункт о развитии гражданской активности населения на местах. Эксперты с этих самых «мест» делятся своими соображениями с аудиторией «ЭЖ».

Активность людей в решении местных вопросов и осуществ­лении публичного контроля над муниципальной властью проявляется через территориальное общественное самоуправление (ТОС). Оно, по публикациям в СМИ, в том числе в «ЭЖ» (май — № 20, июль — № 27), представляется идеальным и реально действующим институтом гражданского общества и одновременно сферой острых межгрупповых и межличностных конфликтов. Разнонаправлены и результаты научного анализа деятельности субъектов ТОС — от бескорыстного волонтерства на европейский манер до наделения органов ТОС властными полномочиями. Все это влечет предложения более определенно урегулировать законом правовой статус территориального общественного самоуправления.

В действующих нормах российского права социальная природа и социальная значимость ТОС отражена достаточно полно и адекватно существующей практике. Это одна из форм учас­тия населения в осуществ­лении местного самоуправления по собственной инициативе, самостоятельно и под свою ответственность. Как субъект гражданско-правовых отношений орган управления ТОС может быть юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерчес­кой организации.

Разнобой в оценке деятельнос­ти ТОС связан, на наш взгляд, с несовершенством определения предмета исследования.

Все начинается с проблемы

Практика показывает, что только превращение потребности в острую нужду большинства жителей побуждает активных граждан создать инициативную группу и начать действовать. Общность и острота социальных потребностей служит объединительным мотивом самоорганизации жителей и избрания органа ТОС как координирующего центра при реализации социально значимой инициативы. Это:

n устойчивые потребности жителей, связанные с отдельными аспектами вопросов местного значения, которые определены законом как предметы ведения муниципалитета, но неисполнение их на всей территории муниципального образования обус­ловлено либо трансформацией потребностей населения, ­либо изменением хозяйственно-экономической ситуации, ­либо эти потребности характерны лишь для данной локальной территории, либо оказание таких услуг нерентабельно для бизнеса; при достаточной «квалификации» инициативной группы и стабильной заинтересованнос­ти в удовлетворении возникших потребностей может быть заключен договор на исполнение работ;

  • социальные и коммуникационные потребности населения, которые с точки зрения объективного анализа в большинстве своем решают рекреационные задачи, а также «точечные» задачи соседской взаимопомощи и социальной защиты, требую­щие неформального подхода при их решении;
  • разовые потребности малого микрорайонного сообщества, которые наиболее успешно решаются в рамках конкурсов социально значимых проектов при субсидиарном участии населения, бизнеса и муниципалитета.

ТОС объединяет население, власть и бизнес

Социологические исследования ученых Белгородс­ко­го государственного науч­но-исследовательского университета, проведенные в декабре 2010 и январе 2011 гг., показали, как жители оценивают деятельность ТОС. 48,4% опрошенных убеждены в необходимости ТОС. В то же время каждая услуга, оказываемая населению при посредничестве ТОС, положительно оценивалась очень малой частью жителей — от 3,9 до 13,3%.

Наряду с внешней оценкой любопытна внутренняя ­самооценка, осуществленная Лигой председателей ТОС г. Перми. В результате анкетного опроса председателей органов ТОС выяснилось, что 44% лидеров инициативных групп смысл своей деятельности представляют как самореализацию. 22% опрошенных оценили общественную нагрузку как удов­летворение потребности в социальных контактах. 10% ­назвали причиной своей общественной активности уважение и признание. Практика четко показывает три траектории трансформации деятельности вновь избранных органов ТОС:

  • при ориентации членов Совета ТОС только на материальную возмездность своего труда орган ТОС в течение года-полутора трансформируется в предпринимательскую структуру, а население и территория в ресурс его предпринимательской инициативы;
  • при ориентации членов органа ТОС лишь на общение (социальные контакты) вся их деятельность превращалась в «чаепитие, посиделки и разговоры», в которых «тонет» социально значимая инициатива жителей локального сообщества;
  • наиболее успешны советы микро­районов, члены которых в равной мере ценят и общественное признание, и материальную возмездность труда (так называемая «неполная» материальная возмездность).

Федеральный закон о местном самоуправлении (от 06.10.2003 № 131-ФЗ) предполагает деятельность муниципальной влас­ти по созданию условий для реализации инициативы населения в форме ТОС, что требует постоянного научного анализа форм и результатов организационно-методической деятельности представительных и исполнительных органов местного самоуправления.

ТОС является одним из способов перераспределения ответственности между тремя основными субъектами развития территории — властью, населением, бизнесом с целью актуализации, согласования и решения общих задач в муниципальном образовании.