1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1354

Реформе местного самоуправления нужен разворот бюджетных потоков

Не менее 70% бюджетных средств должно находиться в распоряжении органов местного самоуправления, а не у региональных властей и федерального центра.

Такое заявление сделал председатель Совета по изучению производительных сил Российской академии наук, член-корреспондент РАН Глеб Фетисов на недавней пресс-конференции в РИАН.

Всюду должна быть достойная жизнь

Ученый считает, что Россия обретет свою идентичность, когда откажется от бездумной «оптимизации» ради извлечения максимальных прибылей и направит силы и средства на возрождение небольших городов и сел, прогресс сельского хозяйства и местной промышленности. Все части страны в равной степени должны быть пригодными для нормальной жизни, говорит доктор экономических наук.

Для такого смелого, если не сказать революционного, разворота бюджетных потоков надо менять бюджетное и налоговое законодательство, вносить массу поправок в другие нормативные правовые акты федерального уровня и в региональные законы, напомнил члену-корреспонденту РАН обозреватель «ЭЖ». Г. Фетисов ответил, что нельзя же мириться с тем, что в 24% российских сел живет менее десяти человек, а 14% населенных пунктов, отмеченных на карте России, на самом деле не существуют. Надо строить бюджетный федерализм таким образом, чтобы муниципальные власти самостоятельно, под свою ответственность и при поддержке местного населения развивали малый и средний бизнес на пользу всем — муниципальному образованию, региону, стране, но в первую очередь самим себе.

Задачей № 1 для региональных властей ученый назвал выработку общих принципов формирования бюджетов и субъекта федерации, и органов местного самоуправления в его составе. Задача № 2, по его мнению, — создание местной власти условий для развития предпринимательства в муниципальных образованиях и организация общественного контроля над целевым использованием бюджетных средств. И тогда решится проблема коррупции, поскольку местные бюджеты самые прозрачные, говорит член-корреспондент РАН.

А еще он убежден, что местное самоуправление убережет страну от возможного развала, который не устают предрекать иноземные провидцы. По прогнозу одного из них, такое может случиться в течение нынешнего столетия.

В Москве мнение ученого не разделяют

Согласно федеральному законодательству в Москве и Санкт-Петербурге местное самоуправление развивается совсем не так, как во всей России. В результате, декларируя самостоятельность районных управ, столичные власти все налоговые доходы сосредотачивают в городском бюджете. Бюджеты районов лишь малая его толика и наполняются из единого источника финансирования. Еще полнее станет это бюджетное русло, когда единый налог на недвижимость физических лиц сменит два действующих местных налога — земельного и на недвижимость. Произойдет не просто воссоединение и смена названия. Взимать налог с 1 января 2014 г. начнут уже не по оценке БТИ, как сейчас, а по кадастровой стоимости, максимально приближенной к рыночной. Как подсчитали эксперты, собственники квартир экономкласса будут платить в среднем на 2000—3000 руб. больше, чем заплатят в 2013 г., владельцы жилья бизнес-класса — 20 000—25 000 руб. Среднее значение выведено, потому что ставка будет зависеть от месторасположения недвижимости — в цент­ре, в пределах Третьего транспортного кольца, у МКАД или за МКАД. В результате налоговая база столицы вырастет в 7—8 раз.

Таким образом, выясняется, что Москва — единственный субъект Федерации, готовый взимать новый налог с 1 января следующего года. Мэрия уже объединила два своих департамента — имущества и земельных ресурсов в одно управленческое подразделение.

Если столица давно «отмежевалась» и «откадастровалась», то в малых городах и тем более в селах межевание земельных участков и кадастровая оценка уже единой недвижимости дело совсем не простое. Как, к примеру, оценить сарай или, пардон, отхожее место. Сегодня они в огороде, а завтра — за забором. А если забор убрать, то и земельного надела нет, остаются дом и крошечный двор у него.

Стоит вспомнить, что Москва была одним из наиболее активных инициаторов ввода единого местного налога. Очень прибыльно обложить земельным налогом квартиросъемщиков в многоэтажных домах. Достаточно внести стоимость земельного участка под домом и вокруг него в общую стоимость недвижимости собственника жилья.

Пребывающий в неведении о новшестве москвич узнает об этом, когда в феврале получит новый платежный документ.

Гримасы реформы торопят экспертов

В муниципальных образованиях Владимирской, Калужской, Смоленской, Тверской, Тульской, Ярославской областей с тревогой восприняли весть о намерении врио подмосковного губернатора Андрея Воробьева обратиться в соседние регионы с просьбой разместить на их территории полигоны для твердых бытовых отходов из столицы. Подмосковные власти не хотят продлевать истекающие лицензии у 24 полигонов ТБО из 39 легальных таких площадок. При этом планируется за три года построить пять полигонов. Куда девать 10 млн т мусора, ежегодно «производимого» Москвой и Подмосковьем? Соседи всполошились: а вдруг как расширили Москву, не спросив людей, так и ТБО станут размещать без учета их мнения?

Такие гримасы реформы местного самоуправления побуждают экспертное сообщество ускорить работу над Концепцией развития местного самоуправления в стране. И рабочая группа, о создании которой «ЭЖ» сообщила в № 12, приступила к написанию текста документа. Определены формат подготавливаемого материала и порядок работы. Прием предложений от научного сообщества и практиков муниципального управления, от всех заинтересованных лиц открыт до утверждения окончательного варианта текста. Первый вариант документа будет готов к 1 июля. Затем проект будет обсуждаться на разных площадках. Например, в Институте экономики города, Институте экономической политики им. Е.Т. Гайдара. Будет обсуждение на страницах и на сайте «ЭЖ». Время есть. Окончательный вариант Концепции развития местного самоуправления или Концепции государственной политики о местном самоуправлении намечается принять к исходу осени. Затем документ будет направлен во все ветви государственной власти — законодательную, исполнительную, судебную, а также в Конгресс местных и региональных властей Совета Европы.