Услуги компаниям из братских республик

| статьи | печать

В «Бухгалтерском приложении», 2010, № 25 был рассмотрен вопрос взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров организациями, которые сотрудничают с белорусскими и казахстанскими компаниями. В данном материале речь пойдет о нововведениях в отношении выполнения работ и оказания услуг.

Новый порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана введен в действие с 1 июля 2010 г. решением Межгосударственного совета ЕвразЭС от 21.05.2010 № 36. Он содержится в Протоколе от 11.12.2009, который был принят в соответствии с Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008. Протокол со стороны России ратифицирован Федеральным законом от 19.05.2010 № 94ФЗ.

Во многом новый порядок повторяет нормы Протокола между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг от 23.03.2007.

Например, остался неизменным принцип взимания НДС. Налог уплачивается в государстве — члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг (ст. 2 Протокола от 11.12.2009). Правда, из этого правила появилось одно исключение. Правило не распространяется на работы по переработке давальческого сырья с последующим вывозом продуктов переработки. В этом случае НДС уплачивается в порядке, предусмотренном для экспорта товаров (ст. 4 Протокола от 11.12.2009). Таким образом, при осуществлении таких операций необходимо руководствоваться ст. 1 Протокола от 11.12.2009.

Заметим, что аналогичная норма присутствовала и в Протоколе от 23.03.2007, но не была взаимоувязана с принципом взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг. Теперь эта неточность устранена.

Понятий стало больше

В новом порядке взимания НДС при выполнении работ, оказании услуг появилось много новых понятий (по сравнению с Протоколом от 23.03.2007). В Протоколе от 11.12.2009 содержатся определения для следующих видов работ и услуг:

  • аудиторские услуги;
  • бухгалтерские услуги;
  • дизайнерские услуги;
  • консультационные услуги;
  • маркетинговые услуги;
  • научноисследовательские работы;
  • опытноконструкторские и опытнотехнологические (технологические) работы;
  • рекламные услуги;
  • юридические услуги.


Некоторые понятия (по сравнению с Протоколом от 23.03.2007) немного изменены. Например, к транспортным средствам дополнительно отнесены автобусы и грузовые контейнеры. А в определении инжиниринговых услуг больше нет ссылки на «другие подобные услуги». Вместо них появились вполне конкретные «технические испытания и анализ их результатов».

Определяем место реализации

Во многом порядок признания государства — члена Таможенного союза местом реализации работ, услуг остался таким же, каким был в отношениях с партнерами из Белоруссии согласно Протоколу от 23.03.2007. Но есть некоторые нововведения.

Как и прежде, местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся в России (подп. 1 п. 1 ст. 3 Протокола от 11.12.2009). Однако теперь не расшифровывается, выполнение каких работ и услуг приведет к уплате НДС.

Напомним, что Протокол от 23.03.2007 относил к ним строительные, монтажные, строительно­монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, а также иные работы, услуги, касающиеся недвижимого имущества. В связи с этим возрос риск возникновения споров с налоговыми органами по данному вопросу.

В названной норме уточнено, что положения этого подпункта распространяются не только на услуги по аренде, найму, но и на услуги по предоставлению в пользование недвижимого имущества на иных основаниях.

Перейдем к следующему новшеству. С 1 июля 2010 г. местом реализации признается государство — член Таможенного союза, если налогоплательщик этого государства приобретает работы, услуги по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных (подп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола от 11.12.2009).

Аналогично определяется место реализации работ (услуг) и при передаче, предоставлении, уступке патентов, лицензий, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты фирменных наименований. Правила данного подпункта теперь применяются и при предоставлении в пользование движимого имущества не только по договорам аренды и найма, но и на других основаниях.

Как и раньше, место реализации работ, услуг необходимо подтвердить:

  • договором на выполнение работ, оказание услуг, заключенным налогоплательщиками государств — членов Таможенного союза;
  • документами, подтверждающими факт выполнения работ, оказания услуг;
  • иными документами, предусмотренными законодательством государств — членов Таможенного союза (п. 2 ст. 3 Протокола от 11.12.2009).


При выполнении работ по переработке давальческого сырья документы, подтверждающие место реализации, будут иные. Кроме договора и документов, подтверждающих факт выполнения работ, представляются:

  • документы, подтверждающие вывоз (ввоз) товаров, предназначенных для переработки;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств — членов Таможенного союза). Форма заявления содержится в приложении 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов. На нем должна стоять отметка налогового органа об уплате налога на добавленную стоимость;
  • таможенная (грузовая таможенная) декларация, подтверждающая вывоз продуктов переработки давальческого сырья за пределы территории государств — членов Таможенного союза.