О применении принципалом вычета НДС, уплаченного агентом при перечислении оплаты иностранному лицу за выполнение работ (оказание услуг) в РФ

Министерство финансов РФ письмо от 07.07.2016 № 03-07-08/39963
| официальная переписка | печать

Вопрос: Производственное предприятие заключило с контрагентом агентский договор, в котором производственное предприятие является Принципалом, а контрагент - Агентом. В соответствии с условиями договора Агент по поручению Принципала обязуется совершить от своего имени, но за счет Принципала, либо от имени и за счет Принципала юридические и иные действия, связанные с заключением договоров с выбранными в установленном порядке Поставщиками (Исполнителями) на закупку (поставку) и монтаж технологического оборудования.

На основании вышеизложенного Агент заключает договор поставки оборудования для Принципала, где Поставщиком является иностранное юридическое лицо, а Покупателем - Агент. Вместе с поставкой оборудования Поставщик (иностранное юридическое лицо) осуществляет обучение персонала и пусконаладочные работы оборудования на территории Принципала. По условиям договора поставки НДС в размере 18% от стоимости обучения персонала и пусконаладочных работ удерживается и перечисляется в бюджет РФ Покупателем как налоговым агентом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По факту уплаты НДС Агент представил Принципалу платежное поручение об оплате данного НДС и счет-фактуру с указанием наименования Продавца - иностранного юридического лица с пометкой «за иностранное лицо».

Принципал со своей стороны перечислил денежные средства в адрес Агента в размере НДС 18% от стоимости обучения персонала и пусконаладочных работ.

Имеет ли право Принципал, приобретающий таким образом оборудование и услуги, принять к вычету НДС, уплаченный в бюджет Агентом, при условии наличия указанных первичных документов?

В случае возможности принятия к вычету данного НДС распространяется ли в данной ситуации на Принципала право о заявлении налоговых вычетов в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг), если оборудование принято на учет в июле 2015 г., обучение персонала и пусконаладочные работы проведены в январе 2016 г., НДС со стороны Агента в бюджет перечислен в январе 2016 г., счет-фактура от Агента поступил в адрес Принципала в январе 2016 г. и Принципал возместил агенту НДС в январе 2016 г.?

При этом налоговая декларация по НДС за I квартал 2016 г. уже представлена в налоговый орган без принятия к вычету данного НДС. Необходимо ли в случае принятия к вычету данного НДС представлять корректировочную налоговую декларацию или возможно принять данный НДС в рамках текущего отчетного периода по НДС?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу вычета у принципала налога на добавленную стоимость, уплаченного агентом в бюджет в качестве налогового агента при перечислении оплаты иностранному лицу за выполнение работ (оказание услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные товары (работы, услуги) у иностранного лица.

Согласно пункту 4 статьи 174 Кодекса в случае реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата налога на добавленную стоимость производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.

В случае заключения российской организацией, являющейся агентом по агентскому договору с российским принципалом, от своего лица, но за счет и по поручению принципала договора с иностранными лицами на оказание указанных услуг обязанности налогового агента по уплате налога на добавленную стоимость возлагаются на агента, перечисляющего оплату за услуги иностранным лицам.

Что касается вычета налога на добавленную стоимость по вышеуказанным услугам, то на основании пункта 3 статьи 171 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория Российской Федерации, у иностранных лиц, не состоящих на учете в российских налоговых органах, подлежат вычету у покупателей в случае использования товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, в порядке, предусмотренном статьей 172 Кодекса.

В связи с тем что при приобретении услуг на основании агентского договора, предусматривающего приобретение услуг от имени агента, но за счет и по поручению принципала, фактическим покупателем услуг является принципал, суммы налога, уплаченные агентом при исполнении им обязанностей налогового агента, принимаются к вычету у принципала в случае использования им этих услуг для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, на основании документов, подтверждающих уплату в бюджет сумм налога, удержанного налоговым агентом, и перечисление этих сумм налога принципалом агенту в составе средств на исполнение агентского договора.

По вопросу осуществления налогоплательщиком вычета налога на добавленную стоимость в налоговых периодах, следующих за налоговым периодом, в котором возникло право на такой налоговый вычет, сообщаем, что в таком случае налогоплательщик должен представить в налоговый орган уточненную декларацию за налоговый период, в котором возникло право на применение налогового вычета. При этом на основании положений пункта 2 статьи 173 Кодекса такую декларацию налогоплательщик может представить в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором возникло указанное право.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
А.С.КИЗИМОВ