Об учете при исчислении ЕСХН затрат на приобретение горюче-смазочных материалов и запчастей для сельскохозяйственной техники, оплаченных и полученных в 2011 г.

Министерство финансов РФ письмо от 01.09.2014 № 03-11-06/1/43546
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмот­рел письмо по вопросу применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и сообщает следующее.

Налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные пунктом 2 статьи 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса.

На основании подпункта 5 пункта 2 статьи 346.5 Кодекса налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на материальные расходы. Указанные расходы принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций в соответствии со статьей 254 Ко­декса.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 254 Кодекса к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение материалов, используемых на хозяйственные нужды (в частности, на содержание, эксплуатацию основных средств).

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 346.5 Кодекса налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога при определении объекта налогообложения могут учитывать расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных), к таким расходам относятся затраты на приобретение запасных частей.

Подпунктом 2 пункта 5 статьи 346.5 Кодекса установлено, что расходами налогоплательщика, применяющего систему налого­обложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, признаются затраты после их фактической оплаты.

При этом материальные расходы, в том числе расходы на приобретение сырья и материалов, учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности — в момент такого погашения.

Учитывая изложенное, затраты на приобретение горюче-смазочных материалов и запасных частей для сельскохозяйственной техники, оплаченные и полученные в 2011 г., должны были учитываться при исчислении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу после их фактической оплаты независимо от факта списания их в производство в 2011 году.

В силу пункта 1 статьи 54 Кодекса налогоплательщики в случае обнаружения ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения). В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения).

Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

К излишней уплате единого сельскохозяйственного налога могут привести в том числе не учтенные в момент возникновения расходы.

Таким образом, если налогоплательщик при исчислении единого сельскохозяйственного налога не учел расходы, относящиеся к прошлым периодам, то на основании статьи 54 Кодекса он вправе учесть указанные расходы в текущем периоде при условии их документального подтверждения и оплаты.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Р.А. СААКЯН