1. Главная / Документы / Официальная переписка 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| официальная переписка | печать | 2002

<О порядке формирования первоначальной стоимости инвестиционного актива>

Министерство финансов РФ письмо от 28.06.2013 № 03-03-06/1/24671

Вопрос: Согласно п. 8 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ). В перечне фактических затрат, формирующих первоначальную стоимость основных средств, сумма процентов, уплаченных кредитной организации по заемным средствам, полученным на приобретение, сооружение, изготовление инвестиционного актива, не поименована.

Вместе с тем согласно п. 7 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» в стоимость инвестиционного актива включаются проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), непосредственно связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива. При этом под инвестиционным активом понимается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует длительного времени и существенных расходов на приобретение, сооружение и (или) изготовление. К инвестиционным активам относятся объекты незавершенного производства и незавершенного строительства, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету заемщиком и (или) заказчиком (инвестором, покупателем) в качестве основных средств (включая земельные участки), нематериальных активов или иных внеоборотных активов.

Согласно Письму Минфина России от 24.09.2012 № 03-05-05-01/56 в случае получения организацией государственных субсидий, предоставленных на возмещение затрат, понесенных ею при приобретении, сооружении и (или) изготовлении инвестиционного актива (в том числе - на частичное возмещение стоимости строительно-монтажных работ, на частичное возмещение суммы уплаченных процентов по полученным кредитам) указанные затраты включаются в стоимость инвестиционного актива за минусом полученных субсидий.

Каков порядок формирования первоначальной стоимости инвестиционного актива для целей налога на прибыль и бухгалтерского учета при условии получения организацией государственных субсидий на компенсацию части затрат на приобретение, сооружение и (или) изготовление инвестиционного актива, в том числе расходов в виде процентов по долговым обязательствам?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке формирования первоначальной стоимости инвестиционного актива, фактические затраты на создание которого частично возмещены за счет предоставленных из бюджета субсидий, и сообщает следующее.

1. Для целей налогового учета.

Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг регламентировано ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой субсидии указанным лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

При определении объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками учитываются доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в ст. 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями, в данном перечне не поименованы, в связи с чем учитываются в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке. При этом данные субсидии не подлежат отдельному учету.

В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ амортизация по амортизируемому имуществу, созданному с использованием бюджетных средств целевого финансирования, не начисляется. В целях налогообложения прибыли к средствам целевого финансирования и целевым поступлениям относится имущество, поименованное в пп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ. Субсидии, предоставленные коммерческим организациям в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, целевым финансированием, в целях налогообложения прибыли не признаются.

Учитывая изложенное, расходы, произведенные коммерческими организациями за счет предоставленных субсидий, подлежат учету в целях налога на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

Порядок формирования первоначальной стоимости основного средства предусмотрен ст. 257 НК РФ.

Согласно п. 1 указанной статьи НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. п. 8 и 20 ст. 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.

Вместе с тем расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида в целях налогообложения прибыли организаций подлежат учету в составе внереализационных расходов (пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ) с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 НК РФ.

Таким образом, расходы на приобретение амортизируемого имущества, произведенные коммерческими организациями за счет средств предоставленных субсидий, учитываются в первоначальной стоимости указанного имущества в порядке, установленном ст. 257 НК РФ. Проценты по долговым обязательствам в целях налога на прибыль организаций в первоначальной стоимости амортизируемого имущества не учитываются.

2. Для целей бухгалтерского учета.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества), установлены ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утвержденным Приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н.

В отношении признания затрат на уплату процентов по полученным кредитам в случае предоставления субсидии на возмещение части соответствующих затрат, которые были получены на приобретение, сооружение и (или) изготовление инвестиционного актива, обращаем внимание на Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2009 г. (Письмо Минфина России от 28.01.2010 № 07-02-18/01).

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. Разгулин