1. Главная / Документы / Законопроекты 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип

Административный кодекс Российской Федерации (общая часть)

Законопроект
Дата внесения в ГД РФ: 21.10.2014
Вид закона: Федеральный закон
Статус: внесение законопроекта в ГД
Инициаторы: депутат ГД Агеев Александр Александрович, депутат ГД Бурков Александр Леонидович, депутат ГД Емельянов Михаил Васильевич, депутат ГД Терентьев Александр Васильевич
| законопроекты | печать | 5094

Раздел I. Общая часть

Глава 1. Основные начала законодательства об административной ответственности

1.1 Законодательство Российской Федерации об административной ответственности, его структура, задачи, действие в пространстве и во времени

Статья 1. Законодательство Российской Федерации об административной ответственности

1. Законодательство Российской Федерации об административной ответственности состоит из Административного кодекса Российской Федерации и принимаемых на основе и в соответствии с ним законов субъектов Российской федерации об административной ответственности.

2. Административный кодекс Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и определяет общие положения об административной ответственности, а также устанавливает административную ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами.

3. Законы субъектов Российской Федерации об административной ответственности принимаются субъектами Российской Федерации на основе настоящего Кодекса, не могут ему противоречить и устанавливают административную ответственность исключительно за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами соответствующих субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, функционирующих на территориях данных субъектов. Субъекты Российской Федерации не вправе включать в принимаемые ими законы об административной ответственности нормы, направленные на изменение, дополнение или исключение действия положений, предусмотренных Административным кодексом Российской Федерации.

4. Международные договоры, ратифицированные Российской Федерацией, имеют приоритет перед настоящим Кодексом и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения необходимо принятие соответствующего федерального закона. Если международным договором, ратифицированным Российской Федерацией, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации об административной ответственности, то применяются правила международного договора.

5. В случае принятия Конституционным Судом Российской Федерации или Верховным Судом Российской Федерации судебных актов, которыми отдельные положения законодательных актов об административной ответственности признаются полностью или частично не соответствующими Конституции Российской Федерации или федеральным законам, данные положения подлежат применению с учетом указанных судебных актов.

6. Процессуальные отношения, возникающие при разрешении судами (судьями), иными органами публичной власти, публичными должностными лицами дел об административных правонарушениях, регулируются административно-процессуальным законодательством.

Статья 2. Задачи законодательства об административной ответственности

Задачами законодательства об административной ответственности являются охрана и защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, прав и законных интересов организаций, общества и государства, здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, окружающей среды, общественной нравственности, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, установленного порядка осуществления государственной власти и местного самоуправления, порядка государственного управления от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Статья 3. Действие законодательства Российской Федерации об административной ответственности в пространстве

1. Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административной ответственности за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

2. Административным правонарушением, совершенным на территории Российской Федерации, признается деяние, которое начато или продолжилось, либо было окончено на территории Российской Федерации. Действие настоящего Кодекса распространяется также на административные правонарушения, совершаемые на континентальном шельфе и в исключительных экономических законах Российской Федерации.

3. Лицо, совершившее административное правонарушение на судне, приписанном к порту Российской Федерации и находящиеся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит административной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. В соответствии с настоящим Кодексом административную ответственность несет также лицо, совершившее административное правонарушение на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации, независимо от места его нахождения.

4. Вопрос об административной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных иностранцев, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами административного правонарушения на территории Российской Федерации, разрешается в соответствии с нормами международного права.

Статья 4. Действие законодательства об ответственности за административные правонарушения во времени

1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства, действующего во время совершения этого правонарушения.

2. Временем совершения административного правонарушения признается время осуществления противоправного деяния, предусмотренного особенной частью настоящего Кодекса или законом субъекта Российской Федерации об административной ответственности, независимо от времени наступления последствий.

3. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение, а равно закон или иной нормативный правовой акт, исключающий публично-правовые обязанность, ограничение или запрет, за несоблюдение которых лицо привлекается к административной ответственности, либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона, подзаконного нормативного правового акта в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

4. Закон, устанавливающий или усиливающий ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, совершившего до вступления в силу данного закона действие (бездействие), образующее объективную сторону указанного правонарушения, обратной силы не имеет, то есть не распространяется на это лицо.

1.2. Основания и принципы привлечения к административной ответственности

Статья 4. Основание административной ответственности

1. Единственным основанием привлечения физического или юридического лица к административной ответственности является совершение им административного правонарушения из числа, предусмотренных Особенной частью настоящего Кодекса или законом субъекта Российской Федерации об административной ответственности.

2. При установлении в действии (бездействии) лица, привлекаемого к административной ответственности, состава административного правонарушения все неустранимые сомнения, противоречия и неясности в правовых нормах, нарушение которых квалифицируется в качестве такого правонарушения, и вменяется указанному лицу, толкуются в его пользу.

Статья 5. Принципы административной ответственности

Административная ответственность основывается на принципах законности, равенства, индивидуализации, вины в совершении административного правонарушения, справедливости, недопустимости повторного привлечения лица к административной ответственности.

Статья 6. Законность привлечения лица к административной ответственности

1. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию, иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

2. Применение уполномоченным на то органом или должностным лицом административного наказания осуществляются в пределах компетенции указанного органа и должностного лица в соответствии с законом.

3. При привлечении к административной ответственности не допускаются действия, унижающие человеческие достоинство физического лица или причиняющие ему физические страдания, а также действия, направленные на нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Статья 7. Равенство лиц, привлекаемых к административной ответственности

1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а так же других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств, не связанных с совершенным административным правонарушением.

2. Конституцией Российской Федерации и федеральными законами могут быть установлены особые условия привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц).

Статья 8. Индивидуализация административной ответственности

Индивидуализация административной ответственности означает привлечение к административной ответственности того физического или юридического лица, которое непосредственно совершило противоправное действие (бездействие), квалифицируемое в качестве административного правонарушения, с учетом его субъективных характеристик, учитываемых при назначении административного наказания.

Статья 9. Вина в совершении административного правонарушения

Физическое и юридическое лицо подлежат привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, при совершении которых установлена их вина. Привлечение лица к административной ответственности за невиновное нарушение правил и норм, образующее объективную сторону административного правонарушения, не допускается.

Статья 10. Справедливость административной ответственности

Справедливость административной ответственности заключается в соответствии, соразмерности применяемых к лицу мер административной ответственности характеру совершенного им административного правонарушения, обстоятельствам его совершения, личности виновного физического лица.

Статья 11. Недопустимость повторного привлечения к административной ответственности

Никакое физическое или юридическое лицо не может неоднократно нести административную ответственность за фактически совершенное им в конкретном месте и в конкретное время противоправное действие (бездействие), за которое оно уже было привлечено к административной ответственности с назначением административного наказания, независимо от того, по какой статье (части статьи) настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности данное действие (бездействие) было квалифицировано в качестве административного правонарушения.

Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность

2.1 Понятие и состав административного правонарушения

Статья 12. Административное правонарушение

1. Административное правонарушение представляет собой противоправное, то есть противоречащее положениям законов, иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации виновное действие (бездействие) индивидуально определенного физического или юридического лица, обладающего юридической способностью нести административную ответственность, за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административной ответственности установлена административная ответственность.

2. Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные Особенной частью настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административной ответственности, наступает, если данные правонарушения по своему характеру не признаются преступлениями и не влекут за собой в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовной ответственности.

Статья 13. Состав административного правонарушения

1. Состав административного правонарушения - совокупность обязательных объективных и субъективных признаков (элементов), подтверждающих фактическое наличие административного правонарушения.

2. К числу обязательных признаков (элементов) состава любого административного правонарушения относятся:

1) объект административного правонарушения – охраняемые мерами административной ответственности правоотношения, урегулированные различными материальными отраслями права;

2) объективная сторона административного правонарушения – совокупность признаков, характеризующих внешнюю сторону противоправного поведения лица, и свидетельствующих о наличии в данном поведении нарушающего нормы права посягательства на охраняемый мерами административной ответственности объект (противоправное действие (бездействие); негативные последствия противоправного действия (бездействия); причинная связь между противоправным действием (бездействием) и наступившими негативными последствиями; время, место, способ, обстановка и иные юридически значимые обстоятельства совершения противоправного действия (бездействия);

3) субъект административного правонарушения - физическое или юридическое лицо, совершившие противоправное действие (бездействие) и юридически способные нести за его совершение административную ответственность;

г) субъективная сторона административного правонарушения -совокупность признаков, характеризующих внутреннюю сторону противоправного поведения лица, и свидетельствующих о его субъективном (личностном (психическом), организационно - деятельностном) отношении к такому поведению.

Статья 14. Окончание административного правонарушения

1. Административное правонарушение признается оконченным (совершенным) с момента совершения лицом противоправного действия (бездействия), образующего объективную сторону данного правонарушения.

2. Административное правонарушение, связанное с наступлением последствий, указанных в статьях Особенной части настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности, признается оконченным с момента фактического наступления этих последствий.

3. Длящееся административное правонарушение, то есть не прерывающееся во времени единое противоправное действие (бездействие) предусмотренное какой-либо статьей (частью статьи) Особенной частью настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности, признается оконченным с момента прекращения совершения данным лицом указанного действия (бездействия) либо с момента наступления событий, препятствующих их совершению, в том числе с момента их выявления и пресечения должностным лицом, уполномоченным на возбуждение дела о соответствующем административном правонарушении.

4. Продолжаемое административное правонарушение, то есть совершение лицом двух или более тождественных самостоятельных противоправных действий (бездействия), как эпизодов единого продолжаемого во времени противоправного поведения, квалифицируемых по одной статье (части статьи) Особенной части настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности, признается оконченным с момента окончания совершения последнего из указанных действий (бездействия).

Статья 15. Совершение административного правонарушения повторно

1. Повторностью совершения административных правонарушений признается совершение одним лицом двух или более административных правонарушений, предусмотренных одной и той же статьей (частью статьи) Особенной части настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности. Не является повторностью совершение лицом двух и более эпизодов продолжаемого административного правонарушения.

2. Совершение административного правонарушения не признается повторным, если за ранее совершенное административное правонарушение лицо, его совершившее, было освобождено от административной ответственности по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в связи с истечением срока, по окончании которого лицо считается не подвергавшимся административному наказанию.

Статья 16. Совокупность административных правонарушений

Совокупностью административных правонарушений признается совершение лицом двух или более административных правонарушений, предусмотренных различными статьями (частями статей) Особенной части настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности, ни за одно из которых указанное лицо не было привлечено к административной ответственности. При этом не учитываются административные правонарушения, за совершение которых лицо было освобождено от административной ответственности по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в связи истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Глава 3. Понятие и особенности административной ответственности отдельных категорий физических и юридических лиц

Статья 17. Административная ответственность

Административная ответственность заключается в применении компетентными органами исполнительной власти, иными органами публичной власти, созданными в соответствии с федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, их должностными лицами, судьями судов, созданных в соответствии с федеральным конституционным законом, предусмотренных настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации об административной ответственности мер административной ответственности (административных наказаний) к физическим и юридическим лицам, виновно совершившим административные правонарушения.

Статья 18. Административная ответственность граждан

1. Гражданин подлежит привлечению к административной ответственности за совершенное непосредственно им противоправное действие (бездействие), заключающееся в неисполнении (ненадлежащем исполнении) возложенных на него как на гражданина законом, иными нормативными правовыми актами публично-правовых обязанностей, несоблюдении установленных в отношении него законом или иными нормативными правовыми актами публично-правовых запретов и ограничений, образующее объективную сторону административного правонарушения, при условии достижения им к моменту совершения указанного действия (бездействия) возраста шестнадцати лет и установления вины в его совершении в форме умысла или неосторожности.

2. Административное правонарушение признается совершённым умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

3. Административное правонарушение признаётся совершённым по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

4. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной законодательством Российской Федерации о защите прав несовершеннолетних.

Статья 19. Административная ответственность родителей, дети которых до достижения ими шестнадцати лет, совершили административное правонарушение.

Родители, дети которых до исполнения ими шестнадцатилетнего возраста, совершили административное правонарушение, несут административную ответственность, предусмотренную за данное правонарушение Особенной частью настоящего Кодекса или законом субъекта Российской Федерации об административной ответственности.

Статья 20. Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющие специальные звания

За административные правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей служебной деятельности, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, а также граждане, замещающие должности правоохранительной службы и имеющие специальные звания, несут дисциплинарную ответственность. За административные правонарушения, совершенные вне осуществления своей служебной деятельности, указанные лица несут административную ответственность на общих основаниях.

Статья 21. Административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства

1. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие административные правонарушения на территории Российской Федерации (включая континентальный шельф и исключительную экономическую зону), несут административную ответственность на общих основаниях.

2. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

Статья 22. Административная ответственность граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальный предприниматель) подлежит привлечению к административной ответственности за совершенное при осуществлении предпринимательской деятельности непосредственно им или действующими от его имени физическими лицами (работниками, исполнителями) противоправное действие (бездействие), заключающееся в неисполнении (ненадлежащем исполнении) возложенных на него как на гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, законом, иными нормативными правовыми актами публично-правовых обязанностей, несоблюдении установленных в отношении него законом, иными нормативными правовыми актами, нормативными документами публично-правовых запретов и ограничений, образующее объективную сторону административного правонарушения, при условии установления его вины в совершении данного правонарушения в форме умысла или неосторожности.

Статья 23. Административная ответственность должностных лиц

1. Должностное лицо подлежит привлечению к административной ответственности за совершенное как непосредственно им, так и находящимися в его организационно-служебном подчинении физическими лицами (служащими, работниками) противоправное действие (бездействие), заключающееся в неисполнении (ненадлежащем исполнении) возложенных на него как на должностное лицо законом, иными нормативными правовыми актами, нормативными документами публично-правовых должностных (функциональных) обязанностей, несоблюдении установленных в отношении него законом, иными нормативными правовыми актами, нормативными документами публично-правовых запретов и ограничений, образующее объективную сторону административного правонарушения, при установлении его вины в совершении указанного действия (бездействия) в форме умысла или неосторожности.

2. При привлечении к административной ответственности к должностным лицам как субъектам административных правонарушений приравниваются члены коллегиальных органов, наделенных публично-правовыми функциями и властно-публичными полномочиями, члены коллегиальных органов управления коммерческих и некоммерческих организаций.

Примечание: Под должностным лицом как субъектом административного правонарушения в настоящем Кодексе следует понимать физическое лицо, постоянно, временно или в соответствии с со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя публичной власти, то есть наделенное в установленном законом порядке властными распорядительными и (или) принудительными полномочиями в отношении физических и юридических лиц, не находящихся в организационно-служебной зависимости от него, а равно физическое лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских (специальных) формированиях Российской Федерации, иных государственных и негосударственных организациях, наделенное властными распорядительными полномочиями в отношении служащих (работников) указанных органов и организаций, и ответственное в силу замещаемой должности и (или) выполняемых функций за обеспечение соблюдения правил и норм, нарушение которых образует объективную сторону административного правонарушения.

Статья 24. Административная ответственность юридических лиц.

1. Юридическое лицо подлежит привлечению к административной ответственности за совершенное им или отдельными его работниками (сотрудниками) противоправное действие (бездействие), заключающееся в неисполнении (ненадлежащем исполнении) возложенных на него как на юридическое лицо законом, иными нормативными правовыми актами, нормативными документами публично-правовых обязанностей, несоблюдении установленных в отношении него законом, иными нормативными правовыми актами, нормативными документами публично-правовых запретов и ограничений, образующее объективную сторону административного правонарушения, при установлении его вины в совершении указанного действия (бездействия).

Юридическое лицо не может нести административную ответственность за противоправное действие (бездействие), связанное с неисполнением или ненадлежащим исполнением публично-правовых обязанностей, возложенных законом или иным нормативным правовым актом не на юридических, а на физических лиц, в том числе должностных лиц, а равно с несоблюдением указанными лицами установленных в отношении них законом или иным нормативным правовым актом публично-правовых запретов и ограничений.

2. Юридические лицо подлежит привлечению к административной ответственности за совершенное им административное правонарушение независимо от места его нахождения, организационно-правовой формы, подчиненности и других не связанных с совершением указанного правонарушения обстоятельств. Юридическое лицо несет административную ответственность и за административные правонарушения, фактически совершенные его филиалами, представительствами и другими обособленными подразделениями, расположенными вне места нахождения юридического лица.

3. В случае установления в действии (бездействии), совершенном от имени государственного органа или органа местного самоуправления, обладающего статусом юридического лица, в процессе осуществления возложенных на него публичных функций и реализации предоставленных ему публичных полномочий признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного Особенной частью настоящего Кодекса или законом субъекта Российской Федерации об административной ответственности, данный орган не подлежит привлечению к административной ответственности как юридическое лицо. В указанном случае привлечению к административной ответственности подлежат действующие от имени названного органа должностные лица, непосредственно совершившие соответствующее противоправное действие (бездействие).

4. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если компетентным органом, должностным лицом, судом (судьей) при рассмотрении дела об этом правонарушении будет установлено, что данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры организационно-распорядительного, финансового или материально-технического характера, направленные на обеспечение надлежащего исполнения возложенных на него как на юридическое лицо публично-правовых обязанностей, соблюдения установленных в отношении него публично-правовых запретов и ограничений.

Если, несмотря на принятие юридическим лицом указанных мер, противоправное действие (бездействие), образующее объективную сторону административного правонарушения, было допущено в силу наличия в момент его совершения обстоятельств, препятствующих исполнению соответствующих обязанностей, соблюдению соответствующих запретов и ограничений, повлиять на действие которых юридическое лицо не имело возможности, данное лицо не может быть признано виновным в совершении административного правонарушения.

5. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

6. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.

7. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключённым сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

8. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

9. В случаях, указанных в частях 5-8 настоящей статьи, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

Глава 4. Обстоятельства, исключающие основания привлечения лица к административной ответственности. Основания для освобождения лица от административной ответственности

Статья 25. Крайняя необходимость

Не является административным правонарушением противоправное действие (бездействие), предусмотренное Особенной частью настоящего Кодекса или законом субъекта Российской Федерации об административной ответственности, совершенное в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей личности или правам данного лица или других лиц, интересам общества или государства, если опасность при сложившихся обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Статья 26. Физическое или психическое принуждение

Не является административным правонарушением противоправное действие (бездействие), предусмотренное Особенной частью настоящего Кодекса или законом субъекта Российской Федерации об административной ответственности, если оно было совершено в результате внешнего физического или психического принуждения, вследствие которого лицо не могло руководить своими действиями (бездействием).

Статья 27. Исполнение приказа или распоряжения

Не является административным правонарушением совершение противоправного действия (бездействия), предусмотренного Особенной частью настоящего Кодекса или законом субъекта Российской Федерации об административной ответственности, лицом, действовавшим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения руководителя организации, иного вышестоящего должностного или юридического лица, а равно правового акта, требования, предписания государственного органа, органа местного самоуправления, государственного должностного лица или должностного лица местного самоуправления. Административную ответственность за совершение указанного деяния несет лицо, отдавшее незаконный приказ, распоряжение, издавшее незаконный правовой акт, предъявившее незаконное требование, выдавшее незаконное предписание.

Статья 28. Освобождение от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения

1. При малозначительности совершенного лицом административного правонарушения суд (судья) или иной орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении, вправе освободить указанное лицо от административной ответственности и ограничится в его адрес устным предупреждением о недопустимости нарушения закона.

2. Малозначительным может быть признано такое противоправное действие (бездействие) лица, которое содержит формальные признаки административного правонарушения, но в то же время не повлекло нарушения интересов государства, прав и законных интересов граждан, организаций, не причинило и не создало реальную угрозу причинения вреда (физического, имущественного, морального, организационного) правоотношениям, охраняемым мерами административной ответственности.

Статья 29. Освобождение от административной ответственности в связи с деятельным раскаянием

Физическое или юридическое лицо, впервые совершившее административное правонарушение, не повлекшее причинения реального вреда (вредных последствий) жизни и здоровью людей, чужому имуществу, экологической, санитарной, ветеринарной, фитосанитарной, пожарной, промышленной и транспортной безопасности, безопасности дорожного движения, объектам культурного наследия подлежит освобождению от административной ответственности, при условии, если оно в течение срока установленного предписанием (письменным требованием) должностного лица органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля, иного должностного лица, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, и до рассмотрения дела об указанном административном правонарушении в полном объеме устранило допущенные нарушения обязательных требований.

Статья 30. Освобождение от административной ответственности в связи с примирением с потерпевшим

Физическое или юридическое лицо, впервые совершившее административное правонарушение, повлекшее причинение физического, имущественного или морального вреда другому физическому или юридическому лицу (потерпевшему) полежит освобождению от административной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и к моменту рассмотрения дела об указанном административном правонарушении устранило причиненный ему вред.

Глава 5. Административное наказание

Статья 31. Понятие и цели административного наказания

1. Административное наказание - это мера государственного принуждения, применяемая судом (судьей), иным уполномоченным органом, должностным лицом к физическому или юридическому лицу за совершенное им административное правонарушение.

2. Административное наказание применяется для оказания воздействия на лицо, совершившее административное правонарушение, в целях обеспечения соблюдения им закона, предупреждения совершения новых административных правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Статья 32. Виды административных наказаний

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие виды административных наказаний:

1. Предупреждение.

2. Административный штраф.

3. Дисквалификация.

4. Лишение специального права, предоставленного физическому или юридическому лицу.

5. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

6. Приостановление деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, выполнения работ, оказания услуг, эксплуатации технических средств.

7. Обязательные работы и услуги.

8. Запрет на посещение мест проведения официальных массовых мероприятий.

9. Административный арест.

10. Административное выдворение за пределы территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Статья 33. Виды административных наказаний и порядок их применения

1. Предупреждение, административный штраф, дисквалификация, лишение специального права, предоставленного физическому или юридическому лицу, административный арест, приостановление деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, выполнения работ, оказания услуг, эксплуатации технических средств; обязательные работы и услуги, запрет на посещение мест проведения официальных массовых мероприятий, административный арест могут устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания и не подлежат присоединению к другому административному наказанию в качестве дополнительного.

2. Лишение специального права, предоставленного физическому или юридическому лицу, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, запрет на посещение мест проведения официальных массовых мероприятий, выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания, присоединяемого к основному.

3. Дисквалификация, лишение специального права, предоставленного физическому или юридическому лицу, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, приостановление деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, выполнения работ, оказания услуг, эксплуатации технических средств, обязательные работы и услуги, запрет на посещение мест проведения официальных массовых мероприятий, административный арест могут применяться только на основании решения суда (судьи). Иные административные наказания могут назначаться как судьями, таки другими органами, должностными лицами, уполномоченные на рассмотрение дел об административных правонарушениях.

4. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из числа указанных в санкции применяемой статьи (части статьи) Особенной части настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.

Статья 34. Предупреждение

Предупреждение состоит в официальном публичном порицании физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение, и предостережении его о недопустимости дальнейшего противоправного поведения. Предупреждение как мера административного наказания может быть применено к лицу, впервые совершившему административное правонарушение, а также к лицу, которое считается не подвергнутым административному наказание за ранее совершенное административное правонарушение, и объявляется в письменной форме.

Статья 35. Административный штраф

1. Административный штраф - денежное взыскание в доход бюджетной системы Российской Федерации, налагаемое на лицо, совершившее административное правонарушение.

2. Размер административного штрафа определяется исходя из расчетного показателя (базовой величины), установленного Правительством Российской Федерации и действующего на момент совершения (обнаружения) административного правонарушения.

Минимальный размер административного штрафа, устанавливаемого для граждан, не может быть менее 0,1 расчетного показателя, для должностных лиц - менее одного расчетного показателя, для юридических лиц - менее двух расчетных показателей.

Максимальный размер административного штрафа, устанавливаемого для граждан, не может превышать десяти расчетных показателей, для должностных лиц - пятидесяти расчетных показателей, для юридических лиц- двухсот расчетных показателей.

Статья 36. Дисквалификация

1. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной службы, должности государственной службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

3. Дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной службы, государственной службы субъектов Российской Федерации, к иным должностным лицам и приравненным к ним в соответствии с настоящим Кодексом физическим лицам.

Статья 37. Лишение специального права, предоставленного физическому или юридическому лицу

1. За совершение физическим или юридическим лицом административного правонарушения, связанного с нарушением условий пользования предоставленным ему лицензий, иным разрешением специальным правом, может быть применено административное наказание в виде временного лишения лица указанного специального права посредством изъятия или аннулирования действия соответствующего разрешительного документа.

2. Лишение специального права, предоставленного физическому или юридическому лицу, применяется на срок от одного месяца до трех лет.

3. Лишение права управления транспортным средством не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев, предусмотренных Особенной частью настоящего Кодекса.

4. Лишение права на осуществление охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию, за исключением случаев, предусмотренных Особенной частью настоящего Кодекса.

Статья 38. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

1. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения состоит в принудительном безвозмездном обращении в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Не является конфискацией временное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, применяемое в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

2. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения может быть применена в качестве административного наказания только в отношении физического или юридического лица, являющегося собственником данных вещей и совершившего административное правонарушение, если иное не предусмотрено Особенной частью настоящего Кодекса.

3. Конфискация охотничьего оружия, боеприпасов к нему и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к физическим лицам, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию.

Статья 39. Приостановление деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, выполнения работ, оказания услуг, эксплуатации технических средств

1. Приостановление деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, выполнения работ, оказания услуг, эксплуатации технических средств заключается во временном прекращении деятельности лица, осуществляющего пред­принимательскую деятельность без образования юридического лица, юридического лица, его, филиала, представительства, структурного подраз­деления, производственного участка, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Данное административное наказание применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотроп­ные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих нарко­тические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полу­ченных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в обла­сти привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, в области градостроительной деятельности, в области транспортной безопасности, в области охраны собственности, а также в случае совершения административных правонарушений, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

2. Приостановление деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, выполнения работ, оказания услуг, эксплуатации технических средств устанавливается на срок от одних до девяноста суток. Срок приостановления определенного вида деятельности исчисляется с момента фактического приостановления дея­тельности лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридического лица, его филиала, пред­ставительства, структурного подразделения, производственного участка, а также эксплуатации агрегата, здания, сооружения, иного объекта, осу­ществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

3. Суд (судья) назначивший административное наказание в виде приостановления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, выполнения работ, оказания услуг, эксплуатации технических средств, на основании ходатайства лица, в отношении которого данное административное наказание было применено, досрочно прекращает его исполнение, если будет установлен факт устранения обстоятельства, указанных в части 1 насто­ящей статьи, послуживших основанием для назначения указанного адми­нистративного наказания.

Статья 40. Обязательные работы и услуги

1. Обязательные работы и услуги заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время, а также юридическим лицом в любое время не оплачиваемых общественно полезных работ, в оказании не оплачиваемых общественно полезных услуг, направленных на обеспечение благоустройства территорий городских и сельских поселений, строительства и ремонта расположенных на этих территориях объектов социально-культурной инфраструктуры, оказание социальной помощи нуждающимся в ней гражданам.

2. Обязательные работы и услуги устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день.

3. Обязательные работы и услуги не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутрен­них дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Го­сударственной противопожарной службы, органов по контролю за обо­ротом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Статья 41. Запрет на посещение мест проведения официальных массовых мероприятий

1. Запрет на посещение мест проведения официальных массовых мероприятий в дни их проведения заключается в установлении для физического лица временного запрета на посещение мест проведения массовых политических, культурных, спортивных мероприятий и применяется за допущенное им нарушение правил организации и проведения указанных мероприятий, правил поведения зрителей на таких мероприятиях, создавшее препятствия в проведении мероприятия, либо послужившее причиной вынужденного прекращения его проведения, либо создавшее угрозу жизни или здоровью граждан, участвующих в нем.

2. Запрет на посещение мест проведения официальных массовых мероприятий в дни их проведения устанавливается и применяется на срок от шести месяцев до трех лет.

Статья 42. Административный арест

1. Административный арест заключается в содержании правонарушителя в условиях изоляции от общества и применяется на срок от одних до пятнадца­ти суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции на срок до тридцати суток.

2. Административный арест устанавливается и назначается лишь в ис­ключительных случаях за отдельные виды административных правона­рушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным, на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

3. Срок административного задержания включается в срок администра­тивного ареста.

Статья 43. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства

1. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанного гражданина или лица через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации,- в контролируемом самостоятельном выезде иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации.

2. Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается и применяется только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства (за исключением иностранных граждан-военнослужащих), совершивших на территории Российской Федерации административные правонарушения, посягающие на установленный порядок их пребывания на данной территории.

3. Административное выдворение за пределы Российской Федерации назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - уполномоченным должностным лицом.

Глава 6. Применение административных наказаний

Статья 44. Общие правила применения администра­тивного наказания

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах санкции статьи (части статьи) Особенной части Административного кодекса Российской Федерации или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.

При назначении административного наказания учитываются ха­рактер совершенного административного правонарушения, личность виновного физического лица, форма и степень его вины лица в совершении правонарушения, его семейное и имущественное (финансовое) положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно было применено.

Статья 45. Обстоятельства, смягчающие административ­ную ответственность

1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, в содеянном;

2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

3) добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об этом правонарушении, до выявления данным органом факта совершения правонарушения;

4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об этом правонарушении, в установлении всех обстоятельств его совершения;

5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий данного правонарушения;

6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение причиненного данным правонарушением имущественного ущерба или устранение иного причиненного им вреда;

7) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых лич­ных семейных или иных жизненных обстоятельств;

8) совершение административного правонарушения несовер­шеннолетним лицом;

9) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка, либо лицом, воспитывающим в одиночку ребенка в возрасте до четырнадцати лет;

6) совершение лицом административного правонарушения под влияни­ем угрозы, принуждения либо в силу служебной, материальной или иной зависимости указанного лица от иных лиц.

2. Суд (судья), иной орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать смягчающими и иные обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе, если они оказали влияние на поведение лица в момент совершения или после совершения им административного правонарушения и снизили уровень угрозы охраняемым мерами административной ответственности отношениям, на которые данное правонарушение посягает.

Статья 46. Обстоятельства, отягчающие административ­ную ответственность

1. Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

1) продолжение лицом противоправного поведения, несмотря на законные требования уполномоченных должностных лиц прекратить его;

2) совершение административного правонарушения группой лиц, то есть двумя или более физическими или юридическими лицами, одновременно совершающими соответствующее противоправное действие (бездействие);

3) вовлечение несовершеннолетнего лица в совершение административное право­нарушение;

4) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

5) повторное совершение лицом административного правонарушения в течение срока, предусмотренного статьей 50 настоящего Кодекса;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя, наркотических средств, психотропных или других одурманивающих веществ.

Суд (судья), иной орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения вправе не признать данное обстоятельство отягчающим административную ответственность за это правонарушение.

2. Обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, не могут учитываться как отягчающие в случае, если они предусмотрены в качестве квалифицирующих признаков административных правонарушений Особенной частью данного Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административной ответственности.

Статья 47. Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений

1. Если лицо совершило два или более административных правонарушений, предусмотренных как одной статьей (частью) статьи, так и разными статьями (частями статей) Особенной части настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же судом (судьей), иным органом или должностным лицом, окончательное административное наказание, применяемое к указанному лицу, определяется путем поглощения менее строгого наказания более строгим в пределах санкции, предусматривающей более строгое административное наказание.

2. Если лицо совершило два или более административных правонарушений, предусмотренных разными статьями (частями статей) Особенной части настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности, дела о которых рас­сматриваются различными судами (судьями), иными органами или должностными лицами), административное наказание назначается соответствующим судом (судьей), органом или должностным лицом за каждое совершенное административное правонарушение в отдельности в пределах санкции, устанавливающей административную ответственность за это правонарушение.

Статья 48. Применение более мягкого административного наказания, чем предусмотрено законом

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами совершенного административного правонарушения, поведением виновного лица во время и после совершения правонарушения, его имущественным (финансовым) положением, либо при наличии совокупности не менее трех обстоятельств, смягчающих административную ответственность, свидетельствующих о явной несоразмерности подлежащего применению административного наказания в минимальном установленном санкцией соответствующей статьи (части статьи) Особенной части настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности размере суд (судья), иной орган или должностное лицо при рассмотрении дела об административном правонарушении или жалобы (протеста) на постановление (решение) по делу об административном правонарушении вправе применить к лицу административное наказание ниже установленного санкцией минимального размера (денежной суммы, количества лет, месяцев, дней, часов), но менее половины от этого размера, или заменить данное административное наказание на более мягкое.

Статья 49. Давность применения административного наказания

Административное наказание может быть применено к правонарушителю не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном право­нарушении - не позднее одного года со дня его обнаружения, должностным лицом, уполномоченным на возбуждение дела о соответствующем административном правонарушении. Указанный срок является пресекательным и восстановлению не подлежит.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекраще­ния уголовного дела, при наличии в действиях правонарушителя признаков административного правонарушения, административное наказание может быть назначено не позднее одного года со дня принятия компетентным органом или должностным лицом решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Статья 50. Срок, по истечении которого лицо считается не подвергавшимся административному наказанию

Лицо, которому назначено административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления (решения) о назначении ему административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения указанного постановления (решения). По истечении указанного срока лицо признается не подвергавшимся административному наказанию.

Статья 51. Устранение последствий административного правонарушения

1. Лицо, совершившее административное правонарушение, обяза­но возместить причиненный этим правонарушением имущественный ущерб, моральный вред либо совершить иные действия, направленные на устранение допущенных им нарушений обязательных требований законов и иных нормативных правовых актов.

2. Вопрос о возмещении лицом, совершившим административное правонарушение, имущественного ущерба или морального вреда, причиненного данным правонарушением, при отсутствии спора о наличии и (или) размере данного ущерба (вреда) может быть разрешен судом (судьей), рассматривающим дело об указанном административном правонарушении. При наличии спора, а также при рассмотрении дела об административном правонарушении иным органом, должностным лицом указанный вопрос разрешается судом в порядке гражданского судопроизводства.

3. При вынесении постановления о назначении лицу, совершившему административное правонарушение, административного наказания, суд (судья), иной орган, должностное лицо вправе возложить на указанное лицо обязанность в течение определенного срока устранить допущенные им нарушения обязательных требований законов и иных нормативных правовых актов, если ранее данному лицу не было выдано соответствующее письменное предписание (требование).

Статья 52. Исчисление сроков при привлечении к административной ответственности

1. Сроки, предусмотренные настоящим Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.

2. Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года.

3. Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается следующий за ним рабочий день.

4. Если заявление, жалоба, другие документы либо денежные средства были сданы в организацию связи, кредитную организацию, заявлены или переданы в орган либо уполномоченному их принять лицу до 24 часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным.

Примечание.

Положения настоящей статьи не применяются, если другими статьями настоящего Кодекса установлен иной порядок исчисления сроков.

День
Неделя
Месяц