Решение по делу № А41-10422/08

Федеральный Арбитражный Суд Московского округа постановление от 16.10.2009 № КА-А41/10779-09
| судебные решения | печать

Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Долгашевой В.А.

судей Бочаровой Н.Н., Дудкиной О.В.

при участии в заседании:

от истца - ФГУП "ЛИИ им. М.М. Громова" - Дужников И.П. - дов. от 30.12.08 г. N 2

от ответчика - Межрайонная ИФНС России N 8 по МО - Дергунов М.В. - дов. от 31.07.09 г. N 23283

рассмотрев 12.10.2009 г. в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 8 по Московской области

на решение от 13.03.2009 г.

Арбитражного суда Московской области

принятое судьей Захаровой Н.А.

на постановление от 16.07.2009 г.

Десятого арбитражного апелляционного суда

принятое судьями Чалбышевой И.В., Кузнецовым А.М., Слесаревым А.А.

по делу N А41-10422/08

по иску (заявлению) ФГУП "Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова"

о признании недействительным решения

к Межрайонной ИФНС России N 8 по Московской области

установил:

ФГУП "Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 8 по Московской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 04.04.2008 г. N 2492 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления земельного налога и пени в общей сумме 17 871 309 руб. 29 коп.

Решением Арбитражного суда Московской области от 13 марта 2009 г., оставленного без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2009 г., заявленные предприятием требования удовлетворены.

Не согласившись с принятыми судебными актами, инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.

В обоснование заявленных требований налоговый орган ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права, полагает, что предприятие не представило доказательств выделения Правительством РФ земель для нужд обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, в связи с чем спорные земельные участки подлежат обложению земельным налогом.

Законность принятых судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 АПК РФ.

В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в жалобе.

Представитель общества против доводов жалобы возражал по основаниям, изложенным в судебных актах и отзыве, в котором выражается несогласие с заявленными инспекцией доводами.

Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам проведенной камеральной налоговой проверки представленной обществом налоговой декларации по земельному налогу за 1 квартал 2007 года инспекцией было принято оспариваемое решение.

Основанием для вынесения оспариваемого решения послужило то, что для исключения земельных участков, принадлежащих предприятию, из состава объектов налогообложения по земельному налогу необходимы документы, подтверждающие отнесение земельных участков к землям обороны и безопасности, которые представлены для проверки не были.

Не согласившись с принятым инспекцией решением, предприятие обратилось в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались пп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ и исходили из того, что предприятие доказало использование спорных земельных участков непосредственно для нужд обороны и безопасности Российской Федерации.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ не признаются объектом обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Исходя из смысла и содержания пунктов 4 и 5 статьи 27 ЗК РФ ограничение оборотоспособности земельных участков, занятых находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинские формирования и органы, или предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, вызвано не отнесением этих земельных участков к землям обороны и безопасности (статья 93 ЗК РФ), а целевым назначением данных земельных участков.

Таким образом, земельные участки, используемые для обеспечения деятельности органов, предприятий, организаций, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, по своему целевому (специальному) назначению относятся к землям обороны и безопасности.

Судами установлено и следует из материалов дела, что Постановлением Совета Министров СССР от 02 февраля 1959 г. N 2-ПП-614с предприятию были отведены два земельных участка для использования под испытательный полигон и создание испытательной станции площадью 33.1 га. На данных участках располагались объекты ВВС Министерства обороны СССР, которые в соответствии с указанным постановлением были переданы предприятию.

Согласно постановлению Главы Администрации Луховицкого района Московской области от 11.10.1994 г. N 1443 за предприятием было закреплено право пользования земельным участком общей площадью 2 147,4 га (из которых 33.1 га - испытательная станция и 2 114,3 га - авиационный полигон).

Отделом по Луховицкому району Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области указанные земельные участки были поставлены на кадастровый учет с выдачей кадастровых планов с указанием их кадастровой стоимости:

- авиационный полигон план N 35-2/06-2780 от 02.10.2006, кадастровый номер 50:35:001 03 03:0002, площадь 21143000 кв. м, категория: земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения;

- испытательная станция план N 35-2/06-2781 от 02.10.2006, кадастровый номер 50:35:001 05 14:0121, площадь 331000 кв. м, категория: земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения.

Распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2005 г. N 1115-р утвержден Перечень N 46:224 земельных участков, расположенных на территории Московской области в границах Луховицкого района, на которые у Российской Федерации возникает право собственности.

Данный Перечень определяет категорию земельного участка, выделенного ФГУП "ЛИИ им. М.М. Громова", как земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

В соответствии с Уставом ФГУП "ЛИИ им. М.М. Громова" является государственным научным центром Российской Федерации, чье имущество находится в собственности Российской Федерации.

Основными видами деятельности предприятия, в числе прочих, являются:

- научно-методическое и метрологическое обеспечение создания на всех этапах летательных аппаратов, авиационных комплексов, систем вооружения и технологий летных испытаний;

- комплексное противодействие иностранным техническим разведкам;

- осуществление проектирования, разработки, изготовления и эксплуатации экспериментальных воздушных судов и других экспериментальных летательных аппаратов, в том числе беспилотных;

- научно-методическое и метрологическое обеспечение создания (на всех этапах) летательных аппаратов, авиационных комплексов, систем вооружения и технологий летных испытаний;

- разработка, производство, испытания (включая летные испытания) и утилизация вооружения, военной техники, боеприпасов, гражданской авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

- деятельность, связанная с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

- подготовка специалистов парашютно-десантной службы.

Указом Президента РФ от 04 августа 2004 года N 1009 Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова включен в перечень стратегических предприятий (N 191 Перечня).

В соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 06 апреля 2001 г. N 108/12 институт вошел в перечень предприятий по экономическому развитию научно-производственного комплекса в части выполнения федеральных программ развития авиации по увеличению объемов производства за счет получения оборонных заказов.

Предприятие, кроме того, включено в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса.

Судами также установлено, что предприятие имеет лицензии на разработку вооружения и военной техники, на производство авиационной техники, в том числе двойного (гражданского и военного) назначения, на территории испытательного полигона предприятия происходит уничтожение боеприпасов.

В силу пункта 1 статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

Согласно пункту 2 статьи 93 ЗК РФ в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для:

1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);

2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);

3) создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие).

Данные земельные участки, как правильно указали суды, обладают в силу ст. 27 Земельного кодекса РФ признаками ограниченной оборотоспособности.

С учетом представленных предприятием доказательств, свидетельствующих о выделении ему земельных участком для целей обеспечения обороны и безопасности страны, а также с учетом того, что предприятие является исполнителем государственного оборонного заказа и входит в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что спорные земельные участки не является объектами налогообложения земельным налогом в силу пп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ.

При данных обстоятельствах у суда кассационной инстанции не имеется оснований для отмены принятых судебных актов.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов и им дана надлежащая правовая оценка.

Иная оценка установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование закона не означает судебной ошибки.

Нормы материального права применены правильно. Нарушения норм процессуального права не установлено.

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 13.03.2009 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2009 г. по делу N А41-10422/08 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 8 по Московской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

В.А.ДОЛГАШЕВА

Судьи:

Н.Н.БОЧАРОВА

О.В.ДУДКИНА