Счет-фактура на комплект из импортных товаров

| консультации | печать
Организация ввозит из разных государств товары и на территории РФ формирует из них наборы, которые продаются только в комплекте по единой цене. При этом характеристики созданного комплекта не отличаются от изначальных характеристик товаров. Как заполнить графы 10 «Страна происхождения» и 11 «Номер таможенной декларации» счетов-фактур, выставляемых покупателям, в этом случае? Необходимо ли указывать страну происхождения и номер таможенной декларации в отношении каждого товара, входящего в набор (комплект) (у товаров, входящих в комплект, имеются разные номера ГТД, так как они поступили разными партиями)?

Графы 10 «Страна происхождения» и 11 «Номер таможенной декларации» счета-фактуры должны заполняться в отношении товаров, страной происхождения которых не является РФ (подп. «к», «л» п. 2 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137). В Налоговом кодексе не указано, что считать страной происхождения товаров. Поэтому данный термин должен использоваться в том значении, в котором он применяется в других отраслях законодательства (п. 1 ст.11 НК РФ).

Определение страны происхождения товаров дано в Таможенном кодексе Таможенного союза (далее — ТК ТС). Ей считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза (п. 1 ст. 58 ТК ТС). Страна происхождения товаров устанавливается в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров (п. 3 ст. 58 ТК ТС). В настоящее время согласно п. 4 ст. 102 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. для этих целей применяется Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25 января 2008 г. (далее — Единые правила). Согласно п. 4 Единых правил товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товара произошло изменение классификационного кода товара по ТН ВЭД ЕАЭС на уровне любого из первых четырех знаков. При этом в подп. 13 п. 5 Единых правил указано, что составление наборов изделий не отвечает критериям достаточной переработки независимо от положений, установленных п. 4 Единых правил. Таким образом, страной происхождения набора, составленного на территории РФ из импортных товаров, Россия не является.

Определить страну происхождения такого набора в принципе не возможно. Так, в письме от 05.02.2015 № 03-07-09/4572 Минфин России рассмотрел ситуацию, когда компания ввозила семена из разных стран, смешивала их, упаковывала и реализовывала эти упаковки на территории РФ. Также как и в случае с составлением наборов, смешивание товаров (компонентов), которое не приводит к существенному отличию полученной продукции от исходных составляющих, не отвечает критериям достаточной переработки (подп. 4 п. 5 Единых правил). Получается, что страной происхождения упаковок семян Россия не является. Но финансисты указали, что определить страну происхождения семян после смешения и упаковки не представляется возможным. В связи с этим графы 10 и 11 счетов-фактур не заполняются.

Таким образом, при реализации на территории РФ товара, являющегося набором, сформированным из товаров, ввезенных из разных государств, в счете-фактуре при заполнении граф 10 «Страна происхождения» и 11 «Номер таможенной декларации» можно ставить прочерки. Минфин России это подтверждает (письмо от 26.12.2014 № 03-07-08/67893).

Отметим, что никаких проблем с вычетом НДС по такому счету-фактуре у покупателя набора не будет. В вышеуказанном письме от 26.12.2014 № 03-07-08/67893 финансисты напомнили, что ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя, наименования товаров, а также ставку НДС и сумму этого налога, предъявленную покупателю, согласно п. 2 ст. 169 НК РФ не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога. А незаполнение граф 10 и 11 счета-фактуры не создает налоговым органам никаких препятствий в идентификации перечисленных данных.