Скромный настрой

| статьи | печать

Международная организация «Грант Торнтон Интернешнл» (ГТИ) представила результаты исследования о перспективах развития экономики средних частных предпринимателей в 36 странах. В среднем по миру оптимизм бизнесменов на начало 2010 г. значительно возрос, их российские коллеги смотрят в перспективу более сдержанно.

Год назад в мире в рядах частных бизнесменов средней руки царил пессимизм с балансом –16%, но после года кризиса на начало 2010-го их настрой относительно экономических перспектив улучшился с разностью между оптимистами и пессимистами в +24%. Это в среднем, а выше этого уровня — 19 государств из 36. Поскольку глобальный кризис прокатился по обследованным странам по-разному, их подвижки в рейтинге бизнес-настроя порой отличаются разительно.

Чилийские бизнесмены после испуга годичной давности (–24%) воспряли духом от умеренной рецессии и сбросили с верхней строки таких записных оптимистов, как индийцы: баланс +85 и +84% соответственно, хотя предприниматели из Индии за год тоже улучшили настрой на 1 п.п. Под ними в пятерке лидеров — Австралия (+79 против +11% в начале 2009-го), Вьетнам (+72 и 31%) и Бразилия (+71 и +50%).

Среди стран с балансом оптимизма/пессимизма выше среднемирового превалируют развивающиеся, прежде всего из АТР, что отражает реальное положение дел в глобальной экономике. В частности, Китай, где за прошлый год ожидался самый высокий в мире рост ВВП, хотя и занял в рейтинге ГТИ 12-е место, но с двойным увеличением за год предпринимательского оптимизма, до +60%.

Если год назад государств с отрицательным балансом оценок бизнесменов насчитывалось 25 из 36, то на начало 2010-го их осталось шесть: Финляндия (–10%), Франция (–13), Греция (–23), Ирландия (–42), Испания (–56) и Япония (–72%). Правда, бизнес-настрой годичной давности у них был еще хуже.

Пессимизм преобладает среди европейцев. Средний показатель у них в три с лишним раза ниже среднемирового (+7 против +24%), а год назад уровень пессимизма евробизнеса был выше более чем вдвое (–38 и –16% соответственно). В США за год баланс оптимизма/пессимизма изменился радикальнее — с –38 до +20%.

Российские бизнесмены по настрою ближе к европейцам — баланс +10%. Но год назад среди стран-пессимистов у нас был самый лучший показатель (–2%), хотя в дальнейшем наша экономика упала сильнее, чем ожидалось. Возможно, сдержанный оптимизм отечественных предпринимателей — результат выученного урока.

Вероятно, на настроение бизнеса влияют и сугубо национальные черты характера. Например, среди обследованных ГТИ государств наиболее глубокое в 2009 г. падение экономики, по данным МВФ, ожидается в Армении. Между тем армянский бизнес не теряет присутствия духа: его баланс в настрое, конечно, потерял за год 14 п.п., но остался на высоком уровне — +32%. В Ботсване еще более неунывающий народ: второе по размеру сокращение ВВП при +62% разницы между оптимистами и пессимистами.

Какие надежды питает российский бизнес в наступившем году, показывают диаграммы. Как всегда, много выше, чем в среднем по миру, он уповает на рост цен, хотя и с меньшим оптимизмом. Добавим также, что самый пессимистичный взгляд на перспективы экономики страны в этом году у московского бизнеса (–18%), невысок оптимизм и в Санкт-Петербурге (+6%), а чем дальше от столиц, тем лучше: +17% в Нижнем Новгороде, +20 — в Новосибирске, +23% — в Екатеринбурге.