1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Льготники при заводе

По письмам читателей

ЗАО «Катайский насосный завод» покупает электроэнергию у ОАО «Энергосбыт». К сетям абонента присоединены жилые дома. Жильцы являются субабонентами ЗАО «КНЗ». ОАО «Энергосбыт» выставляет счета-фактуры заводу по тарифам для населения по 1 руб. 45 коп. за 1 кВт•ч с выделением НДС (1 кВт•ч + НДС (18%) = 1,22881 руб. + 0,22119 руб.). НДС предъявляем к вычету по декларации.

Некоторые физические лица пользуются льготами, поэтому оплачивают не всю стоимость. Льготу возмещает отдел социальной защиты населения администрации. С ним заключен договор о возмещении расходов по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате коммунальных услуг. Мы выставляли отделу социальной защиты счета-фактуры на возмещение расходов по электроэнергии по цене 1 руб. 45 коп. с выделением НДС. Счета-фактуры оплачивались.

В сентябре была проведена встречная проверка финансовым отделом администрации, где было указано, что ЗАО «КНЗ» необоснованно предъявляло налог на добавленную стоимость в нарушение ст. 154 гл. 21 НК РФ. Излишне предъявленную сумму за 2003—2006 годы предложили откорректировать путем уменьшения текущей задолженности.

Но ведь тариф, утвержденный для населения, составляет 1 руб. 45 коп., включая НДС. Может быть, можно переписать счета-фактуры без выделения НДС, но по цене, предъявляемой нам ОАО «Энергосбыт»? Почему мы должны нести убытки? Просим разъяснить, распространяется ли положение п. 2 ст. 154 гл. 21 НК РФ на перепродавцов оказанной услуги и должны ли мы относить на налоговые вычеты всю сумму предъявленного НДС?

З. В. Репина, ЗАО «Катайский насосный завод», Катайск, Курганская обл.

 

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять целевое назначение платежей, осуществляемых отделом социальной защиты населения. Здесь возможны два варианта.

1. Отдел социальной защиты населения доплачивает заводу за льготников до установленного полного тарифа, т. е. компенсирует разницу между отпускной ценой и льготной ценой. Суммы, получаемые из соответствующего бюджета в счет увеличения доходов при реализации товаров (работ, услуг) по льготным ценам (тарифам), включаются в налоговую базу по НДС как иначе связанные с оплатой товаров, работ, услуг на основании подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ. Такой позиции придерживается Минфин (Письмо от 04.05.2006 № 03-04-11/79). Этот подход находит поддержку и в судебной практике (постановления ФАС Московского округа от 11.05.2006 № КА-А40/3553-06, Центрального округа от 07.06.2006 (31.05.2006) № А54-5149/2005-С15).

Поэтому при направлении из бюджета организациям указанных денежных средств в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан следует учитывать сумму налога на добавленную стоимость.

2. Денежные средства выделяются заводу из бюджета на компенсацию расходов завода по оплате им электроэнергии ОАО «Энергосбыт» или на покрытие убытков, связанных с применением указанных льгот.

В данном случае на указанные денежные средства НДС не начисляется и не уплачивается на основании абз. 3 п. 2 ст. 154 НК РФ. При этом отдел социальной защиты населения осуществляет финансирование без учета НДС. Кроме того, по нашему мнению, завод не должен выставлять счета-фактуры отделу социальной защиты населения, так как согласно ст. 168 и 169 НК РФ счета-фактуры выставляются при реализации товаров (работ, услуг) покупателям, а не организациям, осуществляющим какое-либо финансирование.

Суммы налога, предъявленные заводу ОАО «Энергосбыт», по-нашему мнению, подлежат вычету в полном объеме в соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ, поскольку операции по реализации электроэнергии не освобождены от налогообложения.

В этом случае у завода, очевидно, сумма «входного» НДС превысит сумму НДС, которая предъявляется покупателям. Такое превышение вызвано сниженными ценами, по которым товары (работы, услуги) продаются конечным потребителям. Эта разница подлежит возмещению из бюджета в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 176 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 16.02.2004 № 02-3-07/21).