Если чистые активы меньше величины минимального уставного капитала

| статьи | печать

Закрытое акционерное общество, находящееся в Москве, действует на рынке маркетинговых услуг уже пятый год. При формировании баланса за 2007 год выяснилось, что чистые активы нашего общества отрицательные. В связи с этим у нас вопросы. Какие риски со стороны налоговых органов (кроме выездной проверки) несет наше общество? Может ли налоговый орган подать иск о ликвидации нашего общества? Может ли такой иск подать орган исполнительной власти Москвы? В настоящее время мы ведем свою хозяйственную деятельность в полном объеме. Кредиторскую задолженность полностью покрываем за счет займов учредителей.

В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано, в частности, по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актовлибо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

В силу п. 3 ст. 61 ГК РФ требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в п. 2 ст. 61 ГК РФ, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В соответствии с п. 5 ст. 35 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) если по окончании второго и каждого последующего финансового года в соответствии с годовым бухгалтерским балансом, предложенным для утверждения акционерам общества, или результатами аудиторской проверки стоимость чистых активов закрытого акционерного общества оказывается меньше величины минимального уставного капитала (стократная сумма минимального размера оплаты труда, в настоящее время – 10 000 руб.), общество обязано принять решение о своей ликвидации.

Если в случаях, предусмотренных п. 4 и 5 ст. 35 Закона об АО, общество в разумный срок не примет решение об уменьшении своего уставного капитала или о ликвидации, кредиторы вправе потребовать от общества досрочного прекращения или исполнения обязательств и возмещения им убытков. В этих случаях орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, либо иные государственные органы или органы местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено Федеральным законом, вправе предъявить в суд требование о ликвидации общества (п. 6 ст. 35 Закона об АО).

Поскольку с вопросом обратилось московское общество, обращаем внимание на:

  • Постановление Правительства г. Москвы от 17.06.2008 № 528-ПП «О дополнительных мерах по защите интересов города Москвы в сфере экономики при работе с убыточными организациями»;
  • Приказ Управления ФНС РФ по г. Москве от 22.02.2008 № 96 «Об утверждении новой редакции Приказа Управления ФНС России по г. Москве от 18.04.2006 № 240 «О создании комиссии Управления ФНС России по г. Москве по рассмотрению вопросов полноты уплаты предприятиями и организациями налогов и взносов с сумм оплаты труда, обоснованности убытков от финансово-хозяйственной деятельности организаций».

Из данных документов следует, что работа, которая проводилась в Москве в 2006–2007 гг. на заседаниях рабочих групп, созданных Управлением ФНС по г. Москве и органами исполнительной власти города Москвы, направленная на сокращение количества убыточных московских организаций, будет продолжена и в 2008 г.

Также обращаем внимание, что согласно Постановлению Правительства г. Москвы №528-ПП:

  • обязанность по разъяснительной работе с убыточными организациями возложена на департамент экономической политики и развития г. Москвы;
  • департаменту имущества г. Москвы предписано не заключать и не пролонгировать договоры аренды объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города, с московскими организациями, более 2 лет имеющими убытки по результатам финансовой отчетности.

Как отмечено выше, в силу п. 3 ст. 61 ГК РФ заявить в суде требование о ликвидации общества может государственный орган или орган местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено Федеральным законом. Отмечаем, что в настоящее время такого права у государственных органов, органов местного самоуправления нет. Поэтому ни один московский орган местного самоуправления не может подать в суд иск о ликвидации хозяйственного общества.

В то же время налоговые органы вправе предъявлять в суд иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации. Такое право налоговым органам предоставляет п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».

Как показывает арбитражная практика, налоговые органы этим правом активно пользуются, подают в суды иски о ликвидации хозяйственных обществ. Причина – стоимость чистых активов общества отрицательная (либо меньше минимально допустимого размера уставного капитала).

Приведем пример из судебной практики. Налоговый орган обратился в арбитражный суд с иском о ликвидации ЗАО. Иск мотивирован тем, что:

  • на протяжении 3 лет (2004, 2005 и 2006 гг.) стоимость чистых активов ЗАО была меньше минимально допустимого законом размера уставного капитала;
  • ЗАО в добровольном порядке не приняло решение о своей ликвидации.

Суд в своем решении отметил, что согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 № 14-П по конституционно-правовому смыслу ст. 35 Закона об АО в системе норм гражданского законодательства предполагается, что отрицательное значение чистых активов как формальное условие ликвидации акционерного общества призвано отображать его фактическую финансовую несостоятельность, а именно: отсутствие доходности, неспособность исполнять свои обязательства перед кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей, при том что акционеры имели возможность предпринять меры по улучшению финансового положения общества или принять решение о его ликвидации в надлежащей процедуре.

Суд отметил, что:

  • анализ п. 2 ст. 61 ГК РФ позволяет сделать вывод, что принятие решения о ликвидации общества – это право суда, а не его обязанность;
  • из материалов дела усматривается, что общество в полной мере осуществляет финансово-хозяйственную и коммерческую деятельность, имеет значительный штат сотрудников (53 человека), дополнительно привлекает работников на основании гражданско-правовых договоров (10 человек), не имеет задолженности по заработной плате и налоговым платежам, последние вносит в бюджет своевременно;
  • документально обоснована положительная динамика изменения стоимости чистых активов общества на протяжении 2004–2006 гг. (уменьшение стоимости отрицательных показателей в 3,7 раза), привлечение дополнительных заемных средств для полноценного функционирования общества (105 000 000 руб.) и аннулирование кредиторами части долговых обязательств ответчика (12 270 000 руб.).

С учетом указанного суд пришел к выводу:

  • ответчик (ЗАО) принимает реальные меры по улучшению своего финансового состояния;
  • имеющиеся в деятельности общества нарушения являются устранимыми.

На этом основании он отказал в иске налоговому органу (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 02.04.2008 по делу № А11-8727/2007-К1-15/143).

В заключение с целью минимизации возникновения конфликтной ситуации по поводу отрицательной величины чистых активов и возможной подготовкой иска налогового органа в суд с заявлением о ликвидации акционерного общества рекомендуем:

  • принять программу по финансовому оздоровлению акционерного общества;
  • издать соответствующий приказ о комплексной программе по улучшению состояния чистых активов общества;
  • определить конкретные мероприятия по улучшению чистых активов, назначить ответственных лиц.

Как следует из анализа арбитражной практики, желательно, чтобы на момент возникновения возможной конфликтной ситуации у хозяйственного общества:

  • была положительная динамика изменения стоимости чистых активов (даже если они остаются отрицательными, важно, чтобы уменьшалась их абсолютная величина);
  • общество вело в полной мере финансово-хозяйственную деятельность;
  • причитающиеся к уплате в бюджет налоги общество своевременно оплачивало;
  • не было задолженности по заработной плате.