Цифровой след интернет-рекламы: ЕРИР станет ключевым инструментом для участников рынка

| статьи | печать

С 25 апреля вступили в силу два приказа Роскомнадзора от 25.03.2025 № 68 и от 31.03.2025 № 78, которые направлены на унификацию требований к идентификации рекламного контента и расширение доступа участников рынка к данным ЕРИР. Введены требования о предварительном присвоении идентификатора для нативной рекламы и о размещении идентификатора при распространении социальной рекламы. Подробности в материале.

Идентификатор рекламы — это уникальное цифровое обозначение, которое позволяет следить за распространенной в интернете рекламой и учитывать информацию о ней. Этот идентификатор формируется программой ЭВМ, используемой операторами рекламных данных (ОРД), и хранится в течение года. Идентификатор генерируется до распространения рекламы в интернете и направляется в Роскомнадзор.

Приказ № 68, в отличие от ранее действовавшего Приказа от 30.11.2022 № 191, распространяет требования к идентификатору рекламы на социальную рекламу.

Важное изменение касается присвоения идентификатора нативной рекламе (то есть размещаемой в составе авторских произведений в форме текстового или текстово-графического блока, видеоролика или аудиозаписи). Раньше его можно было присвоить в течение 30 дней после размещения рекламы. В новом приказе данной нормы нет, а значит, теперь для всей рекламы действует общее правило — предварительное присвоение идентификатора.

Приказ № 78 (как и приказ от 11.04.2022 № 63) имеет два приложения: первое устанавливает перечень информации, которую может получить каждый участник цепочки распространения интернет-рекламы, второе — порядок ее получения.

Информацию могут запрашивать рекламодатели, рекламораспространители, владельцы сервисов размещения объявлений, владельцы агрегаторов информации о товарах (услугах). Какие данные может получить, например, рекламодатель:

  • описание объекта рекламирования, содержание соцрекламы;

  • даты начала и завершения размещения рекламы;

  • о сайтах и рекламных системах, распространяющих рекламу;

  • объемы и распределение показов рекламы; переходы потребителей рекламы по ссылкам;

  • форматы распространения интернет-рекламы (баннеры, текстовые или текстово-графические блоки, видеоролики и т.д.);

  • параметры аудитории рекламы (в том числе пол, возраст, география и пр.);

  • идентификаторы рекламы;

  • о договорах, заключенных между участниками процесса размещения интернет-рекламы (рекламодателем, рекламораспространителем, операторами и т.д.).

Доступ к этой информации будет предоставлен в течение суток после направления запроса с использованием информационного сервиса ЕРИР.

Информация предоставляется на безвозмездной основе.

Комментарий эксперта

Весной 2025 г. цифровое рекламное регулирование в России получило новое развитие, в рамках которого приказами № 68 и № 78 были установлены конкретные требования к порядку маркировки интернет-рекламы и передаче сведений о ее размещении. Данные акты детализируют положения ст. 18.1 Закона о рекламе, что формирует более четкую правовую рамку взаимодействия между рекламодателями, платформами и операторами рекламных данных (ОРД), а также обеспечивают более высокий уровень контроля за законностью размещаемой информации в цифровой среде.

Приказ № 68 устанавливает обязательный порядок присвоения каждому рекламному материалу уникального идентификатора (ERID), который должен быть получен до начала распространения рекламы, при этом генерация ERID осуществляется через аккредитованных Роскомнадзором ОРД. Присвоенный идентификатор подлежит интеграции в сам рекламный контент — вне зависимости от его формата (текст, графика, видео и т.д.). Кроме того, ОРД будут не только генерировать такие идентификаторы, но и осуществлять учет, хранение и, при необходимости, передачу сведений об этих идентификаторах и связанных с ними данных о рекламных кампаниях в течение минимум одного года.

Приказ № 78 уточняет состав сведений о размещенной рекламе в интернет-пространстве, которые должны быть переданы в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). Приказом определяется, какие данные должны учитываться в рамках мониторинга и учета цифровой рекламы, включая информацию об участниках рекламного взаимодействия, форматах, датах публикации, рекламируемых товарах или услугах, а также объемах охвата. Регламентирован и порядок предоставления доступа к таким данным заинтересованным сторонам, включая органы государственной власти, правообладателей, представителей индустрии и иные уполномоченные структуры. Для получения соответствующего доступа необходимо использовать официальный портал Роскомнадзора.

С момента внедрения системы присвоения уникальных идентификаторов ERID, которая уже активно используется в цифровой рекламной сфере, новые приказы уточняют требования по хранению и передаче данных о рекламных кампаниях. Это позволяет не только улучшить контроль размещения рекламы и ее учет, но и повышает уровень ответственности участников рекламного оборота.

Установленные нормы свидетельствуют о системном подходе к цифровому регулированию и акценте на прозрачность в сфере интернет-рекламы. С юридической точки зрения это означает перераспределение ответственности между участниками рекламной цепочки и возложение дополнительных обязанностей по документированию, хранению и актуализации сведений. Введение таких требований также обуславливает необходимость пересмотра договорных отношений, заключаемых в целях распространения рекламы, – прежде всего в части четкого определения обязанностей каждой стороны по маркировке и передаче соответствующей информации в установленные сроки.

Следует отметить, что несоблюдение порядка маркировки и информирования может повлечь за собой риск привлечения к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ. Кроме того, отсутствие или недостоверность сведений в ЕРИР, равно как и отсутствие ERID в рекламных материалах, может расцениваться как нарушение порядка распространения рекламы, влекущее за собой финансовые и репутационные риски для участников рекламного оборота.

Таким образом, вступление в силу приказов представляет собой шаг в развитии регулирования цифровой рекламы. Установленные требования к маркировке и учету интернет-рекламы направлены на повышение прозрачности рекламных процессов и усиление контроля за их законностью. Эти меры позволят не только снизить количество нарушений в сфере рекламы, но и улучшить работу государственных органов по мониторингу рекламы, а также предоставить участникам рынка ясные правила для работы.