Пониженная налоговая ставка — это налоговая льгота?

| статьи | печать

АС Волго-Вятского округа в постановлении от 25.04.2022 № Ф01-1481/2022 по делу № А17-8607/2020 разобрался с тем, требуется ли для применения пониженной ставки налога соблюдение условий, необходимых для использования налоговых льгот.

Суть дела

Региональным законом установлено, что налоговая ставка по налогу на имущество составляет 2,2%, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В этой же статье также указано, что в отношении объектов, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее — Перечень), ставка налога на 2019 г. устанавливается в размере 1,6%.

Другой нормой закона предусмотрено, что основанием для применения налогоплательщиками налоговой ставки, отличной от ставки 2,2%, является в том числе отсутствие недоимки по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды на конец каждого отчетного (налогового) периода, в котором налогоплательщик заявил налоговую льготу.

У компании имелось здание, которое было включено в Перечень на 2019 г. При исчислении налога на имущество по нему она применила ставку 1,6%. При проведении проверки инспекция пришла к выводу, что компания неправомерно применила пониженную налоговую ставку 1,6%, поскольку у нее имелась недоимка по страховым взносам. В результате компании был доначислен налог.

Не согласившись с доначислением, компания обратилась в суд.

Решение судов

Мнения судов разошлись. Суд первой инстанции поддержал налоговиков. Он указал, что законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ наделены полномочиями по установлению как налоговых ставок, так и налоговых льгот по налогу на имущество организаций. Региональным законом установлено, что применять налоговые ставки, отличные от 2,2%, можно только при отсутствии недоимки. Поскольку у компании имелась недоимка, она не вправе была применять ставку 1,6%. Суд отверг довод компании, что налоговые ставки не являются налоговыми льготами, указав, что компания не вправе ограничивать законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в его правах по установлению налоговых ставок и налоговых льгот по налогу на имущество организаций в пределах рамок, установленных НК РФ.

Апелляционный и кассационный суды с решением суда первой инстанции не согласились. Они указали, что ставка 1,6% применяется к объектам, включенным в Перечень. Объект компании был включен в Перечень. Поэтому она обоснованно применила ставку 1,6%.

Суды отклонили довод инспекции о наличии у компании недоимки, не позволяющей ей применить пониженную ставку 1,6%. Согласно правовой позиции, приведенной в Определении Конституционного суда РФ от 15.07.2007 № 372-О-П, налоговая ставка является обязательным элементом налогообложения (п. 1 ст. 17 НК РФ) и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения. Налоговая ставка, как обязательный элемент налогообложения, подлежит безусловному применению, а при установлении разных налоговых ставок в рамках одного налога — применению к тем объектам налогообложения, которые прямо указаны в законе, и выбор конкретной ставки, в отличие от налоговой льготы, не может быть обусловлен волеизъявлением налогоплательщика.

Учитывая эти разъяснения, суды указали, что установление в региональном законе единой налоговой ставки в размере 1,6% в отношении имущества, включенного в Перечень, не является налоговой льготой в форме понижения налоговой ставки с учетом ст. 17 и 56 НК РФ. И в данном случае положения регионального закона относительно наличия недоимки применению не подлежат.

К аналогичным выводам пришел и АС Московского округа в постановлении от 07.12.2017 № Ф05-17691/2017 по делу № А40-40587/2017. Он указал, что применение пониженной налоговой ставки хотя и предоставляет в итоге имущественную льготу в виде облегчения налогового бремени, не является налоговой льготой в смысле ст. 17 и 56 НК РФ и не обуславливает возможность истребования налоговым органом на основании п. 6 ст. 88 НК РФ дополнительных документов у налогоплательщика в подтверждение обоснованности применения такой пониженной ставки налогообложения.