Потребительские ожидания населения во II квартале 2021 г. продолжили укрепляться

| статьи | печать

Улучшение второй квартал подряд потребительской уверенности россиян обеспечила динамика оценок респондентов Росстата произошедших изменений в экономике и личном материальном положении. Ожидания на 12 месяцев вперед, наоборот, потребительского оптимизма не прибавили, причем — за счет молодежи.

Рассчитываемый Росстатом индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, во II квартале по сравнению с I кварталом 2021 г. возрос на 3 п.п. и составил –18%. Таким образом, укреплялся он второй квартал подряд и достиг уровня IV квартала 2016 г.

Интересно, что по возрастным группам данный индикатор показал относительно I квартала 2021 г. снижение только у молодежи (16—29 лет) — –2 п.п. до –16%. До такого же уровня, но поднялся на 4 п.п. индекс у россиян среднего возраста (30—49 лет). У респондентов старших возрастов (50 лет и выше) он повысился на 2 п.п. до –21%.

Нужно, однако, заметить, что важнее перепадов настроения молодых людей выглядит динамика оценок тех, кто материально уже увереннее стоит на ногах, да и способность старших поколений более трезво смотреть на жизнь тоже кажется весомее.

Входящий в расчет представленного композитного индикатора частный индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу во II квартале по сравнению c I кварталом 2021 г. остался неизменным — на уровне –12%.

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу по возрастным группам по сравнению с I кварталом 2021 г. среди молодого поколения (16—29 лет) уменьшился на 1 п.п. и составил –10%, по двум другим возрастным группам (50 лет и старше и 30—49 лет) остался неизменным — –11 и –14% соответственно.

Индекс произошедших изменений в экономике России за прошедший год во II квартале возрос на 8 п.п. и составил –27%.

Данный индекс возрос по всем возрастным группам населения: среди молодого поколения (16—29 лет) на 4 п.п., среди лиц среднего возраста (30—49 лет) — на 12 п.п., среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) — на 6 п.п.

Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении во II квартале по сравнению с I кварталом 2021 г. остался неизменным — на уровне –8%.

Причем этот индекс возрос среди лиц среднего возраста (30—49 лет) на 2 п.п. и среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) на 1 п.п., среди молодого поколения (16—29 лет) он уменьшился на 7 п.п.

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении по сравнению с I кварталом 2021 г. возрос на 2 п.п. и составил –16%.

По возрастным группам этот индекс увеличился среди лиц среднего возраста (30—49 лет) и лиц старшего возраста (50 лет и старше) — на 3 п.п. и 1 п.п. соответственно, среди молодого поколения (16—29 лет) он уменьшился на 1 п.п.

Индекс благоприятности усло­вий для крупных покупок во II квартале 2021 г. возрос на 4 п.п. и составил –27%.

Не входящий в расчет композитного индикатора, но важный для понимания потребительского настроя, индекс благоприятности условий для сбережений возрос на 2 п.п. до –37% соответственно.

В итоге можно сказать, что положительную динамику потребительских ожиданий в ушедшем квартале обеспечила синица в руке, а не журавль в небе, которого не рассмотрела на горизонте еще большая часть зоркой молодежи.