Проверки компаний и предпринимателей по-новому. Что изменится на практике с 1 июля 2021 г.?

| статьи | печать

Теперь проверки компаний и индивидуальных предпринимателей будут проводить реже. Но появится больше профилактических мер. Например, инспектор сможет прийти в компанию с профилактическим визитом. Даже если он найдет при таком визите нарушения, предписания об устранении нарушений не будет. Избежать проведения проверок можно, получив в специальной организации независимую оценку, вступив в СРО или заключив договор страхования рисков причинения вреда. Эти и другие положения предусмотрены в новом Федеральном законе от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который вступит в силу с 01.07.2021.

С 01.07.2021 начнет действовать Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон № 248-ФЗ). В нем предусмотрен порядок проведения проверок и других контрольных мероприятий в отношении компаний и индивидуальных предпринимателей. С этой же даты начнут действовать поправки в Закон № 248-ФЗ (это Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации“», далее — Закон № 170-ФЗ).

Закон № 248-ФЗ не распространяется на налоговые, валютные, таможенные, антимонопольные проверки, проверки в сфере миграции и т.д. (ч. 5 ст. 2 Закона № 248-ФЗ).

Проверок станет меньше

Общий посыл Закона № 248-ФЗ — проводить меньше проверок и применять больше профилактических мер. Также в нем закреплено, что проверки и другие мероприятия должны быть соразмерными характеру нарушений обязательных требований, ущербу, который причинен или может быть причинен (ч. 1 ст. 9 Закона № 248-ФЗ). Еще запрещены проверки в отношении одного объекта контроля несколькими органами (подп. 7 ч. 8 ст. 66 Закона № 248-ФЗ).

Также предусмотрен запрет на оценку результатов работы контрольных органов по количеству проведенных мероприятий, выявленных нарушений и по количеству и суммам назначенных штрафов (ч. 7 ст. 30 Закона № 248-ФЗ).

Контрольные органы перейдут на электронный документооборот

В Законе № 248-ФЗ предусмотрено, что контрольные и надзорные органы смогут оформлять документы в электронной форме. Компании или ИП смогут получать сведения о проверке:

  • по электронной почте, если компания или ИП предоставили ее и она внесена в информационную систему. Кроме того, для целей информирования контролируемого лица может использоваться адрес электронной почты, указанный при регистрации компании или ИП;

  • в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через Единый портал госуслуг или через региональный портал государственных и муниципальных услуг, если лицо зарегистрировалось в Единой системе идентификации и аутентификации (ч. 1, 5 ст. 21 Закона № 248-ФЗ).

До конца 2023 г. контрольные органы будут направлять компаниям и ИП документы и сведения в бумажном виде в случае невозможности информирования контролируемого лица в электронной форме либо по запросу контролируемого лица (ч. 9 ст. 98 Закона № 248-ФЗ).

Появится больше реестров

Теперь будут действовать следующие виды реестров:

  • Единый реестр видов контроля. Его ведет Минэкономразвития России;

  • Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Оператором этого реестра является Генеральная прокуратура РФ. В нем будут учитываться профилактические и контрольные мероприятия, принятые меры по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и восстановлению правового положения, существовавшего до таких нарушений. Также в нем будет информация о решениях и действиях контрольных органов, о жалобах контролируемых лиц. Если в реестре нет информации о мероприятии, то проверку провести нельзя;

  • информационная система (подсистема государственной информационной системы) досудебного обжалования (введена Законом № 170-ФЗ);

  • реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований;

  • информационные системы контрольных (надзорных) органов (ч. 1 ст. 17 Закона № 248-ФЗ).

Увеличено количество видов контрольных мероприятий

В Законе № 248-ФЗ предусмотрен следующий перечень контрольных (надзорных) мероприятий:

  • контрольная закупка;

  • мониторинговая закупка;

  • выборочный контроль;

  • инспекционный визит;

  • рейдовый осмотр;

  • документарная проверка;

  • выездная проверка.

Причем инспекционный визит и выездную проверку проведут дистанционно — по аудио- или видеосвязи. Без взаимодействия с контролируемым лицом будут проводить наблюдение

за соблюдением обязательных требований и выездное обследование (ст. 56 Закона № 248-ФЗ).

Появилось несколько специальных режимов контроля

Отдельно в Законе № 248-ФЗ предусмотрены специальные режимы контроля. Во-первых, это мониторинг. Это режим, при котором должностные лица могут дистанционно анализировать информацию о деятельности компаний. Мониторинг будет возможен, если компания заключит с контрольным органом специальное соглашение (ст. 96 Закона № 248-ФЗ).

Во-вторых, это постоянный государственный контроль (надзор). Он заключается в том, что инспекторы могут находиться постоянно на объекте контроля. Это делается в целях предотвращения причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, обеспечения соблюдения обязательных требований на таких объектах.

Постоянный государственный контроль (надзор) может вводиться при осуществлении надзора в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, федерального государственного пробирного надзора.

Контролируемые лица обязаны предоставлять инспекторам беспрепятственный доступ к объектам, документам и информационным ресурсам, технологическим средствам, используемым на таких объектах (ст. 96 Закона № 248-ФЗ).

В-третьих, это постоянный рейд (ст. 97.1 Закона № 248-ФЗ). Инспекторы смогут постоянно находиться в пунктах контроля или перемещаться по определенной территории (акватории) в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований. Постоянный рейд может осуществляться в случае, если это предусмотрено федеральным законом о виде контроля.

Время взаимодействия инспектора с одним контролируемым лицом не может превышать 30 минут (в этот период времени не включено время на оформление акта).

Появились легальные способы освобождения от проверок

В Законе № 248-ФЗ предусмотрено несколько вариантов, с помощью которых можно избежать проверок контрольных органов:

  • Независимая оценка. В федеральном законе о конкретном виде контроля может быть предусмотрена независимая оценка соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований. Ее будут проводить независимые аккредитованные организации. По результатам оценки такая организация выдаст заключение, соблюдает ли компания обязательные требования (ст. 54 Закона № 248-ФЗ).

  • Вступление в СРО. Чтобы избежать проверок, можно вступить в СРО (ст. 55 Закона № 248-ФЗ). Однако такая возможность должна быть предусмотрена федеральным законом о виде контроля, а само СРО и контрольные органы должны заключить между собой специальное соглашение.

  • Договор страхования рисков причинения вреда (п. 6 ч. 7 ст. 23, ч. 9 ст. 25 Закона № 248-ФЗ).

Сократился срок проведения проверок

Срок проведения документарной и выездной проверки теперь не будет превышать 10 рабочих дней (п. 7 ст. 72, п. 7 ст. 73 Закона № 248-ФЗ). Раньше этот срок составлял до 20 рабочих дней.

Закреплены правила применения риск-ориентированного подхода

Все компании и ИП разделены по степени риска:

  1. чрезвычайно высокий риск;

  2. высокий риск;

  3. значительный риск;

  4. средний риск;

  5. умеренный риск;

  6. низкий риск.

От того, к какой степени риска относится лицо, будет зависеть частота проведения проверок, выбор профилактических мер и т.д. Например, при низком риске плановые контрольные мероприятия не проводятся. Критерии риска должны учитывать тяжесть причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и вероятность наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также учитывать добросовестность контролируемых лиц (ст. 23 Закона № 248-ФЗ).

Признание результатов мероприятий недействительными

Решения, принятые по результатам контрольного мероприятия, проведенного с грубым нарушением, подлежат отмене контрольным органом, проводившим мероприятие, вышестоящим органом или судом, в том числе по представлению прокурора. То есть можно признать недействительными результаты не только проверки, но и любого другого контрольного мероприятия. В случае самостоятельного выявления грубых нарушений должностное лицо принимает решение о признании результатов такого мероприятия недействительными. Например, грубым нарушением может быть нарушение периодичности проведения проверок, проведение проверки, если она не указана в реестре, и т.д.

После признания недействительными результатов мероприятия повторное внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие в отношении данного контролируемого лица может быть проведено только по согласованию с органами прокуратуры (ст. 91 Закона № 248-ФЗ).

Переходные положения

За исключением некоторых положений, Закон № 248-ФЗ вступает в силу с 01.07.2021. До 2022 г. должны быть приняты региональные и муниципальные положения о видах контроля. Пока их не примут, будут действовать положения, принятые на основании Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Перечень профилактических мер по Закону № 248-ФЗ

Профилактические мероприятия проводятся только с согласия контролируемых лиц либо по их инициативе (ч. 3 ст. 45 Закона № 248-ФЗ).

Перечень профилактических мер по Закону № 248-ФЗ

Мера

Описание

Информирование (ст. 46 Закона № 248-ФЗ)

Предусмотрен перечень сведений, о которых контрольный орган должен информировать подконтрольных лиц

Обобщение практики (ст. 47 Закона № 248-ФЗ)

Контрольные органы должны готовить обобщения практики, а на их основе — доклад о правоприменительной практике (не реже одного раза в год)

Стимулирование добросовестности (ст. 48 Закона № 248-ФЗ)

Это мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц. Порядок оценки добросовестности контролируемых лиц, в том числе виды мер стимулирования добросовестности, устанавливается положением о виде контроля

Объявление предостережения (ст. 49 Закона № 248-ФЗ)

Если у контрольного органа имеются сведения о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований или в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред либо создало угрозу причинения вреда, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований

Консультирование (ст. 50 Закона № 248-ФЗ)

Контрольные органы могут давать разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением контроля (бесплатно)

Самообследование (ст. 51 Закона № 248-ФЗ)

Это самостоятельная оценка соблюдения обязательных требований. Самообследование осуществляется в автоматизированном режиме с использованием одного из способов, указанных на официальном сайте контрольного органа. Если по итогам самообследования компания или ИП получит высокую оценку, то они вправе принять декларацию соблюдения указанных требований. Срок действия декларации соблюдения обязательных требований определяется положением о виде контроля, но не может составлять менее одного года и более трех лет с момента регистрации декларации контрольным (надзорным) органом. Если при проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения обязательных требований, факты представления контролируемым лицом недостоверных сведений при самообследовании, декларация соблюдения обязательных требований аннулируется

Профилактический визит (ст. 52 Закона № 248-ФЗ)

Проводится по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо проинформируют об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий исходя из его отнесения к соответствующей категории риска. В ходе профилактического визита инспектор может осуществлять консультирование. Даже если в ходе визита выявят нарушения, это не будет основанием выдать компании предписание устранить их. Проведение обязательных профилактических визитов должно быть предусмотрено в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в определенной сфере, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения

Комментарий эксперта

«ЭЖ-Юрист»: Нужно ли компаниям как-то подготовиться в связи с тем, что с июля вступают в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ и Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ?

Егор Свечников: Федеральный закон № 248-ФЗ «верхнеуровнево» закрепляет систему принципов государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Для его реализации принят «закон-спутник» № 170-ФЗ и отдельные постановления правительства, вступающие в силу с 01.07.2021. В разработке еще находится большое количество специализированных нормативных правовых актов по видам контроля (надзора).

На текущий момент действуют переходные положения, частично снижая неудобство от перехода на новые правила. Например, организация, проведение и оформление результатов проверок (помимо плановых), иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не завершенных на день вступления в силу Федерального закона № 248-ФЗ, осуществляются в соответствии с нормами, действующими на дату начала этих проверок и мероприятий.

Тем не менее бизнесу следует изучить новые правила, применимые к их виду деятельности, чтобы быть готовым к новым видам взаимодействия с государством в рамках контроля и не упустить важные обязательные нововведения, применяемые уже с 01.07.2021. Так, с этой даты вводится обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб для отдельных видов контроля (надзора), относящийся, в частности, к деятельности Росздравнадзора, Ространснадзора, Роспотребнадзора, Роструда, Россельхознадзора, Минпромторга России, ФНС России.

Целесообразно тем, кто еще не получил ЭЦП, оформить усиленную квалифицированную электронную подпись для целей нового информационного взаимодействия с государством, прежде всего для соблюдения требований к досудебному порядку рассмотрения жалоб. В рамках досудебного порядка жалобы подаются только в электронном виде с использованием портала «Госуслуги» или региональных порталов госуслуг (без использования порталов подаются жалобы, содержащие государственную или иную охраняемую законом тайну, при этом порядок подачи устанавливается положением о виде контроля).

 

«ЭЖЮ»: С июля взаимодействие с контрольно-надзорными органами перейдет преимущественно в электронный вид. Как это будет реализовано на практике?

Е.С.: Принимаемые решения, иные сведения будут размещаться в создаваемом Едином реестре надзорных мероприятий (трансформированном Едином реестре проверок Генпрокуратуры России). Доступ к единому реестру предоставляется посредством авторизованного доступа на «Госуслуги» или через личный кабинет в ведомственных информационных системах контрольных органов. Сведения могут быть предоставлены непосредственно через «Госуслуги» или соответствующий региональный портал госуслуг (например, через Портал госуслуг Москвы).

Контролируемое лицо также будет считаться проинформированным, если сведения направлены ему электронной почтой по адресу, предоставленному контролирующему органу и включенному в государственные информационные ресурсы и системы. Мы полагаем, что могут использоваться адреса электронной почты, указанные при регистрации или обращении компании в госорганы в рамках соответствующих информационных систем. Может быть также использован адрес электронной почты, указанный при государственной регистрации юридического лица или ИП.

До 31.12.2023 для компаний и ИП сохраняется возможность получить решения на бумаге, если отсутствует возможность связаться с ними в электронной форме, или по запросу.

«ЭЖЮ»: В Законе № 248-ФЗ предусмотрена независимая оценка соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований. Эту оценку будут проводить независимые аккредитованные организации. Зачем она может понадобиться?

Е.С.: С 01.07.2021 внедряются две формы независимой оценки обязательных требований:

  1. Признание результатов независимой оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, проводимой аккредитованными в национальной системе аккредитации независимыми организациями. В этом случае плановые контрольные мероприятия в отношении соответствующих лиц не проводятся, если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля.

  2. Признание результатов деятельности саморегулируемой организации (СРО) контрольными (надзорными) органами (контроль СРО за предпринимательской или профессиональной деятельностью членов СРО при условии заключения между СРО и органами контроля соглашения о признании результатов деятельности). В этом случае в отношении членов СРО не проводятся установленные надзорные мероприятия.

Федеральным законом установлены основные положения о независимой оценке. Детальные требования и критерии к реализации указанных форм в отношении отдельных видов контроля должны быть предусмотрены в соответствующем федеральном законе и (или) положении Правительства РФ о виде контроля. Таким образом, государство планирует снизить свое прямое воздействие на бизнес и «перенести» частично ответственность за причинение вреда охраняемым законом ценностям на независимые организации, СРО. Главное преимущество использования бизнесом независимой оценки — это исключение государственных контрольно-надзорных мероприятий по контролю, в зависимости от формы независимой оценки. Освобождение контролируемого лица от проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий также возможно в случае заключения договора страхования рисков причинения вреда (ущерба), если такая норма установлена федеральным законом о виде контроля.