Государственная кадастровая оценка недвижимости: какие ключевые изменения приняли в августе 2020 г.?

| статьи | печать

Недавно был принят закон, внесший изменения в правовое регулирование кадастровой оценки. После вступления изменений в силу собственники недвижимости смогут установить ее кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости через уполномоченное бюджетное учреждение. Новый порядок будет действовать с 2023 г. До начала его действия предусмотрен переходный период, особенности которого будут определять субъекты Российской Федерации. Об основных изменениях, которые затронули порядок обжалования результатов государственной кадастровой оценки, особенностях вступления в силу нового порядка, сроках (периодичности) оценки читайте в материале.

С августа 2020 г. вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный закон, в частности, внес изменения в Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее — Закон о кадастровой оценке).

Самым актуальным вопросом в области государственной кадастровой оценки является вопрос о том, что делать, если владелец объекта недвижимости не согласен с кадастровой стоимостью объекта недвижимости. Ведь от этой стоимости рассчитывается налог.

Новый закон внес изменения в порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости. По общему правилу новые нормы вступают в силу с 01.01.2023, до этого момента будет действовать так называемый переходный период.

Установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости «по-новому»

В Закон о кадастровой оценке внесена новая ст. 22.1, которая предусматривает процедуру установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости.

Кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением (уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации) в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Заявление можно подать в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета, но в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.

Заявление можно направить несколькими способами:

  • непосредственно в бюджетное учреждение;

  • через МФЦ.

Заявление можно подать:

  • лично;

  • регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении;

  • с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет;

  • через Единый портал госуслуг.

Форма заявления об установлении рыночной стоимости и требования к его заполнению, а также требования к формату такого заявления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждены приказом Росреестра от 06.08.2020 № П/0287 «Об утверждении форм заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и документов, формируемых в связи с рассмотрением такого заявления, требований к их заполнению, требований к формату таких заявления и иных документов в электронной форме».

Днем поступления заявления считается день его представления в бюджетное учреждение или МФЦ, либо день, указанный на оттиске календарного почтового штемпеля уведомления о вручении, либо день его подачи с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая портал «Госуслуги».

К заявлению об установлении рыночной стоимости должны быть приложены:

  • отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа. Отчет должен содержать выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, рыночная стоимость которого устанавливается в указанном отчете;

  • доверенность, если заявление подается представителем.

Бюджетное учреждение вправе вернуть заявление об установлении рыночной стоимости без рассмотрения в следующих случаях:

  • если заявление подано без приложения отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости;

  • если заявление подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости;

  • если к заявлению приложен отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный лицом, являющимся на дату составления отчета или на день поступления заявления об установлении рыночной стоимости работником бюджетного учреждения, в которое такое заявление подано.

Бюджетное учреждение в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления направляет заявителю уведомление о поступлении заявления и принятии его к рассмотрению. Форма уведомления о поступлении заявления и принятии его к рассмотрению, требования к его заполнению, а также требования к формату такого уведомления и представляемых с ним документов в электронной форме также утверждены приказом Росреестра от 06.08.2020 № П/0287.

Заявление об установлении рыночной стоимости подлежит рассмотрению в течение тридцати календарных дней со дня его поступления. По результатам рассмотрения могут быть приняты следующие решения:

  1. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке;

  2. об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с:

  • использованием неполных и (или) недостоверных сведений;

  • расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости;

  • нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке.

В случае принятия решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть приведены все выявленные в ходе рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости причины, послужившие основанием для принятия такого решения.

Формы решения об установлении рыночной стоимости, решения об отказе в установлении рыночной стоимости и требования к их заполнению, а также требования к формату таких решений и представляемых с ними документов в электронной форме также утверждены приказом Росреестра от 06.08.2020 № П/0287.

В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об установлении рыночной стоимости бюджетное учреждение направляет в орган регистрации прав копию указанного решения, а также отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, представленный с соответствующим заявлением.

Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В течение трех рабочих дней со дня вступления в силу решения суда о признании решения об отказе в установлении рыночной стоимости объекта недвижимости незаконным бюджетное учреждение принимает решение об установлении рыночной стоимости по соответствующему заявлению.

Таким образом, по новым правилам перед обращением в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо будет соблюдать досудебный порядок — обращаться в бюджетное учреждение.

В настоящее время, до вступления в силу нового порядка, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены заинтересованным лицом в комиссию или в суд по своему выбору. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Особенности вступления в силу нового порядка оспаривания результатов определения кадастровой стоимости

Как указывалось выше, новый порядок вступает в силу с 1 января 2023 г. Однако до этого дня установлен переходный период.

Особенности переходного периода:

  1. в течение переходного периода высшим исполнительным органом власти субъекта РФ может быть принято решение (далее — Решение) о дате перехода к применению нового порядка для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости;

  2. в течение переходного периода до дня, указанного в Решении (в случае отсутствия принятого Решения — до 01.01.2023), в субъекте Российской Федерации:

  • новый порядок не применяется;

  • отчет об оценке рыночной стоимости, прилагаемый к заявлению об оспаривании по действующему «старому» порядку, подлежит составлению исключительно в форме электронного документа;

  1. с даты, указанной в Решении, в субъекте Российской Федерации:

  • применяется новый порядок в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости;

  • действующий «старый» порядок не применяется;

  • рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии с Федеральным законом от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не осуществляется.

Рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в Решении высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, или до завершения переходного периода, осуществляется по «старым» правилам.

Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости по «старым» правилам, применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сроки и периодичность оценки

Ранее государственная кадастровая оценка проводилась:

  • не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения — не чаще одного раза в два года) и

  • не реже одного раза в пять лет (за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки).

Указанный срок определялся со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости.

По новым правилам очередная государственная кадастровая оценка проводится:

  • не ранее чем через три года (в городах федерального значения — не ранее чем через два года) и

  • не позднее чем через пять лет с года проведения последней государственной кадастровой оценки соответствующих видов объектов недвижимости, категорий земель.

Но и указанные сроки носят временный характер, являются переходными.

В 2022 г. во всех субъектах Российской Федерации должна быть проведена государственная кадастровая оценка земельных участков без учета ограничений по периодичности проведения государственной кадастровой оценки.

Что касается оценки зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, то такая единая оценка во всех субъектах Российской Федерации без учета ограничений по периодичности проведения государственной кадастровой оценки будет проведена в 2023 г.

В дальнейшем, то есть с 01.01.2022 в отношении земельных участков, а с 01.01.2023 — в отношении зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, очередная государственная кадастровая оценка будет проводиться через четыре года с года проведения последней государственной кадастровой оценки соответствующих видов объектов недвижимости.

Высшие исполнительные органы государственной власти в городах федерального значения вправе принять решение о проведении государственной кадастровой оценки через два года.

Государственная кадастровая оценка не проводится в случае, если решение о ее проведении принято менее чем за шесть месяцев до 1 января года проведения государственной кадастровой оценки, предусмотренного таким решением.

Сроки, с которых применяются сведения о кадастровой стоимости

Ранее сведения о кадастровой стоимости применялись для целей, предусмотренных законодательством, как правило, со дня вступления в силу акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки.

Исключения:

  • в случае исправления ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, — со дня вступления в силу акта, утвердившего ошибочно определенную кадастровую стоимость;

  • сведения о кадастровой стоимости вновь учтенного объекта недвижимости, — со дня внесения сведений в ЕГРН;

  • в случае изменения кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости — с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Новый закон расширил перечень оснований, для которых установлены сроки применения сведений о кадастровой стоимости. Независимо от основания, сведения должны быть внесены в ЕГРН.

Например, сведения о кадастровой стоимости применяются:

  • с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости;

  • с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта о внесении изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону увеличения;

  • со дня внесения в ЕГРН сведений о вновь учтенном объекте недвижимости, в случае внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения;

  • со дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с исправлением ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости;

  • с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет.