В Налоговом кодексе появятся основания для отказа в приеме деклараций

| статьи | печать

Минфином России подготовлен проект поправок в ст. 80 «Налоговая декларация, расчеты» и ст. 88 «Камеральная налоговая проверка» НК РФ. Согласно пояснительной записке к законопроекту, его целью является борьба с формально правомерными действиями налогоплательщиков, которые приводят к получению необоснованной налоговой выгоды в виде неуплаты или неполной уплаты налогов. Прокомментировать готовящиеся изменения мы попросили Ольгу Пономареву, управляющего партнера Юридического Бюро «Пронина, Пономарева и партнеры».

Первый блин комом

Еще в 2018 г. налоговики пытались закрепить за собой полномочия по аннулированию деклараций, подписанных неуполномоченными либо неустановленными лицами, но при этом формально соответствующих требованиям ст. 80 НК РФ. Эти попытки были предприняты ими в письме от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247 «О профилактике нарушений налогового законодательства». Из текста письма наглядно видны принципы, по которым налоговые органы квалифицируют недобросовестных контрагентов, на чьи декларации следует обратить особое внимание. Среди признаков, свидетельствующих о возможной непричастности налогоплательщика к ведению финансово-хозяйственной деятельности, то есть признаков фирм-однодневок, в частности, названы следующие: суммы доходов, отражаемые в налоговых декларациях, приближены к сумме расходов; удельный вес налоговых вычетов по НДС составляет более 98%; организации не находятся по адресу регистрации; договоры аренды с собственниками помещений не заключались; среднесписочная численность — один человек, либо отсутствует. Кроме того, текст письма содержал закрытый перечень оснований для аннулирования:

  1. отказ руководителя (уполномоченного представителя) от участия в финансово-хозяйственной деятельности организации, подписания налоговой декларации, представления налоговой декларации в налоговый орган, выдачи доверенности уполномоченному представителю на право подписания и представления налоговой декларации в налоговый орган;

  2. дисквалификация руководителя;

  3. представление налоговой декларации ликвидированным юридическим лицом после даты ликвидации или индивидуальным предпринимателем после даты окончания предпринимательской деятельности;

  4. недееспособность или смерть физического лица — руководителя (уполномоченного представителя) организации, а также признание его безвестно отсутствующим;

  5. нахождение физического лица в местах лишения свободы на момент подписания налоговой декларации лично.

Письмо давало налоговым органам права, не закрепленные в НК РФ, — аннулировать декларации, если после проведенных мероприятий налогового контроля устанавливалось, что контрагент не ведет реальную финансово-хозяйственную деятельность. Такая попытка легализовать новые права с помощью письма отдельного ведомства не соответствовала НК РФ, поэтому налоговики с подачи Минюста России (письмо от 10.10.2018 № 01/133775-ЮЛ) были вынуждены отозвать это письмо с исполнения (см. письмо ФНС России от 02.11.2018 № ЕД-4-15/21496@).

По сути, инициатива Минфина России о поправках в ст. 80 НК РФ является логическим продолжением идеи отмененного письма ФНС. Содержащиеся в нем основания для отказа в принятии декларации в немного измененном виде перекочевали в законопроект.

Суть законопроекта

Законопроект предусматривает закрытый перечень случаев, при которых налоговая декларация (расчет) будет считаться непредставленной и при выявлении которых налоговый орган будет отказывать в ее принятии (новый п. 4.1 ст. 80 НК РФ). В перечне всего шесть пунктов:

  1. в ходе проведения в соответствии со ст. 90 «Участие свидетеля» НК РФ мероприятий налогового контроля установлен факт подписания и (или) представления декларации (расчета) неуполномоченным лицом;

  2. физическое лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), подписавшее налоговую декларацию (расчет), дисквалифицировано на основании вступившего в силу постановления по делу об административном правонарушении, и срок, на который установлена дисквалификация, не истек ранее даты представления в налоговый орган такой налоговой декларации (расчета);

  3. в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния внесена запись акта о смерти физического лица ранее даты представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета), подписанной таким физическим лицом;

  4. в отношении налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), подавшего налоговую декларацию (расчет), в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице в части недостоверности сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, ранее даты представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета);

  5. в отношении налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в ЕГРЮЛ внесена запись об исключении юридического лица из реестра или запись о прекращении деятельности юридического лица ранее даты представления таким лицом в налоговый орган налоговой декларации (расчета);

  6. в ЕГРИП внесена запись о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ранее даты представления им в налоговый орган налоговой декларации (расчета), за исключением случаев, когда налоговая декларация (расчет) представлена за налоговый (отчетный) период, истекший до внесения в ЕГРИП записи о прекращении указанным физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Если налоговики установят хотя бы одно из этих обстоятельств, они в срок не позднее пяти дней со дня установления такого обстоятельства сообщат налогоплательщику о том, что соответствующая декларация (расчет) признана непредставленной (новый п. 4.2 ст. 80 НК РФ).

Данные нормы предполагается применять к тем декларациям, которые будут поданы после вступления изменений в силу.

Полагаем, что с практической стороны на добросовестных налогоплательщиках данные поправки никак не отразятся. То, что список причин для отказа в приеме декларации в законопроекте закрыт, можно отметить как положительный фактор. При этом понятно, что существующие методы работы и доводы, которыми налогоплательщиков сейчас мотивируют отказаться от вычетов по НДС при работе с сомнительными контрагентами, не изменятся. Собственно упомянутое отмененное письмо ФНС описывает алгоритм действий налоговых органов: АСК НДС-2 устанавливает наличие разрыва по НДС, налоговики проводят мероприятия налогового контроля в ходе камеральных проверок (допросы руководителя контрагента, рассылают требования о предоставлении документов, проводят осмотр помещений и т.п.) и на их основании считают, что налогоплательщик должен подать уточненную декларацию и доплатить НДС. Как и сейчас, налогоплательщики должны будут при выборе контрагента проявлять должную осмотрительность, мониторить открытые источники, чтобы обезопасить себя от недобросовестного поведения контрагента, а также запасаться доказательствами реальности совершения соответствующих финансово-хозяйственных операций.