Процедура допроса свидетелей нуждается в правовом регулировании

| статьи | печать

На допрос в налоговую может попасть практически каждый. Право на вызов физических лиц в качестве свидетелей дано налоговикам подп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ. Между тем процедура допроса в Налоговом кодексе урегулирована недостаточно, что создает допрашиваемым определенные сложности, в частности, в отношении привлечения сопровождающих лиц. ФНС России в письме от 17.08.2020 № ЕА-4-15/13203@ описала свое видение этой проблемы.

О чем говорит Кодекс

Участие свидетеля в мероприятиях налогового контроля регулируется ст. 90 НК РФ. Согласно п. 1 этой нормы в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

Лица, которые не могут допрашиваться в качестве свидетеля, перечислены в п. 2 ст. 90 НК РФ. К ним относятся:

  1. лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

  2. лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

По усмотрению сотрудника налогового органа допрос может быть произведен и вне стен налоговой инспекции, например, по месту пребывания свидетеля (п. 4 ст. 90 НК РФ). Перед допросом сотрудник инспекции обязан предупредить об ответственности за дачу ложных показаний (п. 5 ст. 90 НК РФ).

Самое существенное из нововведений последнего времени в отношении регламентирования допросов в налоговых органах — это обязанность налогового органа вручить копию протокола свидетелю (п. 6 ст. 90 НК РФ, введен в 2018 г.). До этого момента свидетелю и его представителям такое свое право иногда приходилось отстаивать отдельно.

Протокол составляется в соответствии с общими требованиями, установленными ст. 99 НК РФ. В пункте 3 этой нормы указано, что протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу.

Собственно, это все, что есть в НК РФ относительно допроса свидетелей. Процедура допроса не регламентирована, нет норм, регулирующих длительность проведения допроса, наличие перерыва, время и место проведения допроса. И самое главное, в законодательстве отсутствуют нормы, касающиеся лица, которое может сопровождать гражданина, вызванного на допрос. Как следствие, права допрашиваемого зачастую нарушаются, информация может попасть в протокол в искаженном виде.

Что предлагают налоговики

В рассматриваемом письме ФНС признает, что права и обязанности лица, сопровождающего гражданина, вызванного повесткой для допроса в налоговый орган в порядке ст. 90 НК РФ, налоговым законодательством не регламентированы.

Вместе с тем налоговики напоминают, что в соответствии с ч. 1 ст. 48 Конституции РФ никто не может быть лишен права на квалифицированную юридическую помощь, и обращаются к ст. 1 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», согласно которой адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Декларацию налоговиками этого права особенно интересно отметить, помня об одном их известном письме, в котором участие адвоката при допросе свидетеля было названо в числе признаков недобросовестного поведения налогоплательщика (речь о первой редакции отозванного письма ФНС России от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247).

В письме ФНС России от 17.08.2020 № ЕА-4-15/13203@ отдельно выделено два момента:

  1. В случае допроса свидетеля в порядке ст. 90 НК РФ, который пользуется квалифицированной юридической помощью, адвокат в порядке п. 3 ст. 99 НК РФ вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу. При этом ответы на вопросы при проведении допроса дает свидетель самостоятельно.

  2. В соответствии со ст. 90 НК РФ при проведении налоговых проверок адвокат не может допрашиваться налоговыми органами в качестве свидетеля, если он получил информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением своих профессиональных обязанностей, и если подобные сведения относятся к профессиональной тайне адвоката.

При этом ФНС России напомнила, что участие самого проверяемого налогоплательщика или его представителя при проведении допроса свидетеля ст. 90 НК РФ не предусмотрено. Об этом же говорит и Минфин России в письме от 22.10.2015 № 03-02-07/1/60796.

Однако такая позиция, применяемая на практике, не соответствует нормам НК РФ — там нет никаких ограничений относительно круга лиц, которые могут присутствовать на допросе. На текущий момент решение о том, кто будет присутствовать на допросе, принимают конкретные налоговые инспекторы, проводящие мероприятия налогового контроля, и зачастую это решение зависит от профессионализма сопровождающих лиц.

В заключение следует отметить, что рассматриваемое письмо ФНС России не решает проблемы отсутствия законодательного регулирования процедуры допроса в налоговом органе. Самым разумным в этой ситуации было бы ввести в Налоговый кодекс соответствующие нормы.