1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 26

Российский бизнес: из тени в свет уж 30 лет...

Тридцатилетие своей деятельности в России PwC «отметила» масштабным опросом представителей российского бизнеса, суть которого точно передает название данного исследования: «Из тени в свет перелетая. Российский бизнес за минувшие 30 лет глазами его „отцов“ и „детей“». Интересная нарисовалась картина, яркая. И полезная, в том числе (а скорее в первую очередь) для опекающих отечественный бизнес властей.

Выполненный для PwC исследовательским центром НАФИ опрос 1001 представителя малого, среднего и крупного бизнеса — тридцатилетних тридцать лет назад и тридцатилетних нынешних — вылился в труд, представить все содержание которого на одной газетной странице невозможно. Жаль, но приходится обойтись без живых, впечатляющих историй, как говорится, участников событий.

Время наше и ваше

Согласно исследованию PwC, 57% опрошенных считают, что ведение бизнеса в России в начале 90-х гг. было сопряжено со значительными сложностями. При этом старшее поколение — представители бизнеса начала 90-х гг. — оценивает ситуацию крайне негативно: 70% из них считают, что заниматься бизнесом было сложно. Современные же молодые бизнесмены имеют более позитивное представление о 90-х: чуть более половины из них (54%) согласны со старшим поколением.

Что касается сравнительной оценки изменений, произошедших в российской бизнес-среде с конца прошлого столетия, то мнения разделились почти поровну. На вопрос, насколько легче или сложнее стало вести бизнес в России сейчас по сравнению с началом 90-х гг., 52% респондентов ответили, что стало сложнее, 42% выбрали противоположный вариант и 6% затруднились с ответом.

При этом взгляды на изменение ситуации с ведением бизнеса в России у представителей двух поколений значительно различаются. Более половины 60-летних респондентов (59%), занимавшихся бизнесом в 90-е, считают, что вести бизнес в России стало легче, а каждый второй представитель молодого поколения (55%) уверен, что за прошедшее время ситуация только ухудшилась.

Бизнесмены, отмечающие, что вести бизнес в России в течение последних 30 лет стало легче, объясняют это в первую очередь повышением доступности услуг (45%), отсутствием криминала (18%) и наличием больших, чем в 90-е гг., возможностей.

Деловые люди, уверенные в том, что ситуация с ведением бизнеса в России лишь ухудшилась за последние 30 лет, связывают это с высокими налогами (30%) и наличием административных барьеров (24%).

Среди факторов, отличающих нынешнюю ситуацию от той, что наблюдалась в 90-е, опрошенные бизнесмены отмечают возросшую конкуренцию (80%), упрощение процедуры открытия бизнеса (64%), стабильность государственного строя (55%), а также доступность кредитов (55%). При этом они недовольны увеличением цен на энергоносители (90%), снижением квалификации персонала (46%) и покупательной способностью населения (42%). Около 70% всех опрошенных отметили, что уровень коррупции в отношениях бизнеса с государством либо вырос (38%), либо не изменился (30%).

Риски и возможности

Респонденты констатировали, что вести бизнес в 90-е гг. было намного опаснее, чем сейчас. Среди наиболее распространенных рисков, угрожавших бизнесменам в 90-е, были названы убийство (82%), физическое насилие (80%) и угроза безопасности близких людей (75%). По мнению опрошенных, современным бизнесменам все еще может угрожать потеря деловой репутации (56%), тюремное заключение (38%) и вынужденная эмиграция (37%).

Возможность вести бизнес честно и законно является одним из важнейших факторов его развития. Большинство респондентов (60%) считают, что в начале 90-х гг. вести бизнес, придерживаясь подобных принципов, было почти невозможно. Однако проблема нарушения закона для достижения успеха в бизнесе менее актуальна для современной России, считают большинство опрошенных (58%).

Меньше половины поколения 60-летних (43%), а также треть представителей 30-летних (34%) считают, что в начале 90-х гг. добиться успеха в бизнесе честным и законным путем было вполне возможно. Что же касается нынешней ситуации в стране, то почти половина (48%) опрошенных, руководивших бизнесом в 90-е, не согласны с тем, что сегодня можно вести бизнес честно и законно. Среди молодежи таковых около 40%.

Какие имена, какие лица!

Исследуя восприятие бизнеса 90-х гг. среди представителей двух поколений, эксперты PwC спросили их о наиболее известных образах (компаниях и бизнесменах), ассоциирующихся с бизнесом того времени. Среди наиболее известных российских компаний начала 90-х гг. чаще всего назывались МММ (15%), «Газпром» (15%) и ЮКОС (14%).

Самыми известными бизнесменами тех лет, по мнению респондентов, являются Борис Березовский (26%), Михаил Ходорковский (21%) и Роман Абрамович (16%).

Авторы исследования отмечают, что наиболее яркие личные и деловые качества, свойственные современному бизнесмену и предпринимателю из 90-х, значительно различаются в представлении респондентов. Бизнесмены нашего времени, по их мнению, прежде всего образованные (33%) и целеустремленные (18%). Для представителей 90-х, по их мнению, было характерно идти на риск (22%), им также присуще такое качество, как находчивость (14%).

Опрошенные в целом значительно чаще описывают современного бизнесмена, используя положительно окрашенные эпитеты — «ответственный» (62%), «компетентный» (71%), «честный» (48%), а представителя бизнеса 90-х они наделяют более негативными чертами — «вор/бандит» (62%), «нахальный» (56%) и так далее.


Смена характеров

Среди ключевых характеристик бизнесменов и бизнеса, изменившихся в положительную сторону за последние 30 лет, респонденты отмечают профессионализм (71%), ведение бизнеса в соответствии с требованиями законодательства (64%) и вклад бизнеса в национальную экономику (62%). При этом, по их мнению, уровень ответственности бизнеса либо вообще не изменился (22%), либо даже снизился (21%).

В ходе опроса были выявлены различия между поколениями 30- и 60-летних в их отношении к личной жизни и здоровью. По мнению респондентов, спорт и здоровый образ жизни имеют важное значение для 81% современных бизнесменов и только для 7% деловых людей 90-х.

Что касается российского бизнеса в целом, то, по мнению респондентов, за последние 30 лет важные изменения коснулись и возможностей женщин в профессиональной среде. Подавляющее большинство опрошенных (77%) придерживаются мнения, что у женщин появилось больше возможностей для занятия предпринимательством в России. Возросшие возможности для женщин в бизнесе чаще отмечают представители поколения 30-летних (79%).

Короток «поводок» государства

Эксперты PwC также выяснили, что думают бизнесмены об эффективности двух основных типов предприятий — государственных и частных. В целом респонденты схожи в своих оценках: большинство из них (60%) уверены, что в современной России частные компании работают более эффективно, чем государственные.

Большинство опрошенных (68%) оценивают нынешнее регулирование бизнеса со стороны государства как слишком строгое и уверены, что бизнесу необходимо предоставить больше свободы. С этим согласны большинство респондентов, представляющих поколение 30-летних бизнесменов (74%). Противоположной точки зрения придерживаются чуть больше половины представителей бизнеса начала 90-х (52%).

Грядущее не мрачно, не темно

Опрошенные достаточно оптимистично оценивают будущее состояние российского бизнеса: более половины из них (56%) считают, что в ближайшие 30 лет он будет успешно развиваться.

Респонденты предполагают, что наибольшее развитие в ближайшие 30 лет получат такие отрасли, как информационные технологии (87%), энергетика (69%) и торговля (68%).

Бизнесмены обоих поколений единодушно отмечают проблемы, связанные с чрезмерным регулированием со стороны государства, а также отсутствие заинтересованности госорганов в поддержке предпринимателей.

Одним из показателей положительного восприятия текущей и прогнозируемой ситуации в российском бизнесе является желание деловых людей добиться того, чтобы их потомки также реализовали себя в этой же сфере. Подавляющее большинство опрошенных бизнесменов (72%) предпочли бы, чтобы их дети или внуки выбрали путь развития собственного дела, а не работу по найму. Однако представители бизнеса 90-х чаще (30%), чем другие участники опроса (14%), видят работу по найму в качестве оптимального будущего для своих детей или внуков.