PwC: 76% граждан «скорее хорошо» относятся к бизнесу

| статьи | печать

Очевидно, специально к нынешнему ПМЭФ в Санкт-Петербурге компания PwC совместно с Фондом «Общественное мнение» (инФОМ) провела опрос россиян для выяснения их отношения к бизнесу, оценки ими условий для занятия им, представления россиян о роли государства и бизнеса в экономическом развитии страны.

Управляющий партнер в России и странах Евразии, PwC, Игорь Лотаков отмечает: «Мы попросили коллег из Фонда «Общественное мнение» (инФОМ) провести опрос с участием 2021 человека — россиян, проживающих как в крупных городах, так и в небольших населенных пунктах, — для выяснения их отношения к бизнесу. Картина получилась любопытная. Выяснилось, что и через 30 лет после распада СССР мнение россиян о возможности успешного ведения бизнеса в нашей стране остается скептическим, хотя отношение к самим бизнесменам вовсе не является таковым. Немало пищи для ума также подарили ответы на вопросы о взаимодействии государства и бизнеса. За сокращение налогов с бизнеса высказался 41% опрошенных».

Исследование PwC и инФОМ показало, что «скорее хорошо» к отечественным бизнесменам относятся 76% респондентов («скорее плохо» — лишь 10%). При этом 45% полагают, что лет 10—15 назад отношение к бизнесменам было хуже (20% думают, что, наоборот, лучше, а по мнению четверти опрошенных, ничего не изменилось).

Число тех, кто убеждены, что бизнесмены в России оказывают большое влияние на жизнь в стране (48%), превышает совокупное количество пессимистов (24% назвали это влияние небольшим, а еще 14% заявили, что оно вообще отсутствует).

В то же время условия для ведения бизнеса в России опрошенные считают скорее неблагоприятными, чем благоприятными (49% против 37%), и 44% говорят, что в последние годы они скорее ухудшаются («инакомыслящих» — все те же 37%). Однако почти в такой же пропорции люди «скорее верят» в улучшение условий для работы бизнесменов в предстоящие годы.

Тем не менее, отмечают авторы исследования, это не сказалось на ответе на вопрос, не хотели бы опрошенные иметь собственный бизнес. 54% категоричны: «Нет». Свои надежды они связывают с детьми и внуками. Почти двум третям хочется, чтобы их наследники стали бизнесменами.

За сокращение налогов с бизнеса высказался 41% опрошенных. 33% предлагают оставить все как есть, и лишь 11% — повысить налоги.

Число тех, кто ратуют за усиление регулирования бизнеса государством, вдвое превышает число сторонников противоположного мнения (соответственно 52 и 25%).

Исследователи предполагают, что за этим прежде всего стоит стремление россиян облегчить жизнь малому бизнесу. В том, что именно ему, а не крупному бизнесу, следует оказывать государственную поддержку, не сомневаются три четверти опрошенных (за крупный бизнес «заступились» лишь 13%). Больше половины (55%) констатируют, что малому бизнесу не удается справляться с трудностями, вызванными пандемией. Почти консенсус наблюдается при ответе на вопрос, нужна ли малому бизнесу дополнительная поддержка, — 89% говорят «да».

Интересный вывод делают эксперты PwC из отношения россиян к литературе по бизнесу. Дело в том, что в 2021 г. PwC уже в шестой раз провела конкурс «Деловая книга года в России», поэтому его организаторам, безусловно, хотелось узнать об отношении респондентов данного опроса к книгам, повествующим о том, как следует заниматься бизнесом. Выяснилось, что эта литература «скорее интересует» 17% россиян. «Скорее нет» ответил 81% опрошенных.

Однако аналитики PwC считают, что едва ли эти данные можно назвать печальными. В возрастной категории 18—30 лет бизнес-литература интересует 36% россиян, и авторы исследования напоминают, что почти двум третям опрошенных хотелось бы, чтобы бизнесом стали заниматься их дети и внуки.

Эти мечты вполне способны сбыться, логично заключают эксперты PwC.