Больше половины отечественных компаний оценивают свой индекс Digital IQ как высокий

| статьи | печать

Представлен десятый выпуск Всемирного исследования Digital IQ от PwC за 2017 г. В нем отмечен высокий уровень и хорошие темпы цифровизации предприятий в России, где более половины компаний высоко оценили свой индекс Digital IQ. В среднем по миру этот показатель хуже.

Специалисты PwC отмечают, что, когда десять лет назад они впервые решили разработать индекс цифровой компетентности Digital IQ, мир был проще. С 2007 г. компании проделали большую подготовительную работу, для того чтобы начать получать прибыль от технологических изменений. Повысился статус ИТ-директора, в штатной структуре появились новые должности, связанные с инновациями, в технологии были вложены большие средства, трансформации подверглись и сами бизнес-модели.

«За последние десять лет увеличился масштаб и вырос уровень изменений, обусловленных развитием цифровых технологий. Организации всех видов потратили массу времени и средств, чтобы не отстать от происходящих перемен. Руководители компаний признали, что цифровые технологии входят в их сферу ответственности. Предприятиям почти удалось устранить разрыв между такими составляющими своей деятельности, как ИТ и основной бизнес. Сегодня вы вряд ли сможете найти современную организацию, которая не рассматривала бы технологии как неотъемлемую часть своей бизнес-стратегии и операционной деятельности», — говорит руководитель ИТ-консалтинга PwC в России Светлана Медведева.

Тем не менее, как признают участники всемирного исследования за 2017 г., большинство организаций все еще не готовы к очередному витку технологического прогресса или к тому, который последует в дальнейшем. Уверенность в цифровых возможностях своих организаций упала до самого низкого уровня за весь период проведения исследования: всего чуть больше половины всех респондентов оценивают индекс Digital IQ своих компаний как высокий или очень высокий (на уровне 70% или выше), что ниже показателя 2014 и 2015 гг. (две трети руководителей).

Несмотря на то что технологии теперь входят в повестку дня руководителей компаний (68% всех респондентов отмечают, что роль лидера в продвижении цифровых технологий в их компании берет на себя ее руководитель, в то время как в 2007 г. этот показатель составлял всего лишь 33%), а ИТ-директор получил возможность принимать участие в стратегическом управлении, многие другие руководители и те функциональные направления, за которые они отвечают, все еще не в полной мере участвуют в проекте цифровой трансформации. За большинство задач, связанных с цифровым развитием, включая приоритизацию цифровых инвестиций, инновации и разработку новых продуктов и услуг, отвечает либо ИТ-директор, либо глава компании, при этом лишь немногие службы, не считая ИТ-отделов и бизнес-подразделений, готовы брать на себя роль лидера в изучении возможностей использования новых технологий.

При этом руководители компаний по-прежнему считают цифровые технологии одним из факторов роста. Почти три четверти всех опрошенных (73%) главной выгодой от цифровых инициатив называют рост выручки, за которым следуют увеличение прибыли (47%) и снижение затрат (40%). Хотя крепнет уверенность в том, что новые технологии и новые бизнес-модели продолжат менять облик целых отраслей, факторы, влекущие за собой нарушение привычного порядка ведения деятельности, уже не привлекают к себе такого внимания, как раньше.

По сравнению с прошлым периодом уменьшилось количество компаний, в которых есть специальный отдел по изучению новых технологий, отмечает PwC. Остальные же для решения конкретной задачи формируют проектные группы или используют аутсорсинг, многие (49%) по-прежнему принимают решения о переходе на новые технологии на основании оценки появившихся в последнее время инструментов, вместо того чтобы активно заниматься изучением возможностей внедрения инновационных решений, ориентируясь на конкретные потребности бизнеса (40%). И лишь немногие уделяют внимание тому, каким образом эти новые технологии меняют порядок взаимодействия между человеком и машиной: речь идет о создании новых ролей, возникновении новых конфликтов и переосмыслении вопросов, имеющих отношение к доверию.

В то же время большинство компаний уверены в своем подходе к освоению новых технологий, более развитыми стали стратегии цифровых инвестиций. Две трети (66%) всех компаний говорят о наличии единого долгосрочного плана внедрения цифровых технологий, который включает в себя бизнес-процессы и ИТ-процессы (для сравнения: в 2015 г. этот показатель составлял 54%). Практически столько же компаний утверждают, что они систематически оценивают результаты своей инновационной деятельности.

Согласно результатам исследования, большинство руководителей высшего звена (70%) утверждают, что уделяют большое внимание тому, как новые технологии повлияют на пользовательский опыт, включая опыт клиентов и сотрудников.

Важность задачи формирования более качественного клиентского опыта снизилась до 10% по сравнению с прошлым годом, когда 25% респондентов в списке приоритетов ставили эту задачу на первое место.

Но даже компании, говорится в исследовании, у которых есть необходимые знания и навыки, зачастую не способны правильно ими воспользоваться. Четверть (25%) респондентов утверждают, что, даже если у них есть собственные квалифицированные кадры, они используют внешних специалистов, потому что работать с «внутренними» командами очень сложно или же работа продвигается очень медленно. Так, 42% участников исследования отмечают, что услуги третьих лиц обходятся дешевле. Эти организационные проблемы наблюдаются даже у лидеров нашего исследования, то есть у тех компаний, которые показывают хорошие результаты по остальным показателям Digital IQ.

К сведению

  • 85% респондентов в России отметили, что важнейшей составляющей процесса управления инновациями является поиск возможностей цифровизации предприятия;

  • 35% российских опрошенных имеют специальный отдел, занимающийся цифровыми инновациями;

  • 65% компаний в России инвестируют в интернет вещей;

  • 35% российских компаний инвестируют в технологию искусственного интеллекта.