Небольшой шаг к зоне благоприятного делового климата сделала в III квартале сфера услуг. Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в сервисной отрасли «прибавил в весе» 1 п.п. и составил –3%. Небольшой рост Индекса обеспечило незначительное улучшение двух его компонентов — балансов предпринимательских оценок фактического изменения спроса на оказываемые услуги и экономического положения сервисных фирм. Третий компонент ИПУ — баланс оценок ожидаемого изменения спроса — сохранил значение предыдущего квартала.
Благоприятный деловой климат в III квартале 2019 г., исходя из результатов обследования Росстата, сложился в страховом, гостиничном и туристическом бизнесе, что подтверждается положительным значением ИПУ. Нейтральная конъюнктура (нулевое значение Индекса) наблюдалась в сегменте оказания санаторно-курортных услуг.
Максимальное количество негативных оценок было получено от предпринимателей, оказывающих риелторские услуги и занятых ремонтом предметов личного потребления. При этом уверенность менеджеров, занятых оказанием риелторских услуг, снизилась почти до параметров кризисных 2015—2016 гг.
Баланс оценок изменения спроса на услуги в июле — сентябре составил –10%, что на 1 п.п. лучше значения предыдущего квартала. Наиболее часто о снижении востребованности услуг сообщали руководители риелторских компаний и организаций по ремонту предметов личного потребления.
Баланс оценок изменения числа заключенных договоров (количества обслуженных клиентов), как и кварталом ранее, составил –9%. Согласно обобщенным мнениям респондентов, наиболее интенсивный отток клиентов наблюдался опять-таки в сегменте оказания риелторских услуг.
Предпринимательские оценки изменения занятости в организациях сферы услуг практически не меняются на протяжении последних трех лет. Три четверти респондентов регулярно сообщают о сохранении численности работников на уровне предыдущего квартала, 8—10% — о расширении, и 15—17% — о сокращении штатов.
Пессимистично оценили предприниматели финансовые результаты деятельности своих компаний. Так, баланс оценок изменения объема полученной прибыли составил –17%, что на 1 п.п. меньше значения предыдущего квартала.
Максимальное число негативных мнений было получено от руководителей риелторских фирм и организаций пассажирского транспорта: баланс оценок в этих сегментах достиг –22 и –20% соответственно.
Индекс предпринимательской уверенности в различных видах услуг в III квартале 2019 г., балансы, %
| Вид услуг | Значение | 
| Страхование | –4 | 
| Туристические услуги | 3 | 
| Услуги гостиниц | –3 | 
| Услуги связи | –2 | 
| Стоматологическая практика | –3 | 
| Техобслуживание и ремонт автотранспорта | –3 | 
| Деятельность в области культуры, спорта и развлечений | –4 | 
| Рекламные услуги | –6 | 
| Прочие персональные услуги | –6 | 
| Услуги ломбардов | –7 | 
| Пассажирский транспорт | –7 | 
| Ремонт предметов личного потребления | –9 | 
| Риелторские услуги | –11 | 
| Источник: Росстат, ВШЭ | |
