Сфера услуг загрустила

| статьи | печать

Индикаторы деловой активности в сервисной отрасли во II квартале пошли вниз. Индекс предпринимательской уверенности Росстата в сфере услуг сократился на 1 п.п. (до –4%). Аналогичный индикатор IHS Markit опустился с 52 баллов в мае до 49,7 баллов в июне и перешел в зону неблагоприятного делового климата.

Основной композитный индикатор обследования Росстата — сезонно сглаженный Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в сфере услуг — после незначительной положительной коррекции в начале текущего года во II квартале 2019 г. вновь снизился на 1 п.п. Тем не менее уровень Индекса (–4%) остается в коридоре значений, наблюдавшихся на протяжении всего 2017 г. и в IV квартале 2018 г.

Негативный тренд ИПУ объясняется заметным ухудшением лишь одного из его компонентов — предпринимательских оценок экономического положения компаний. В то же время баланс оценок фактического изменения спроса на оказываемые услуги сохранил значение предыдущего квартала. А баланс оценок ожидаемого изменения спроса даже вырос на 1 п.п.

Таким образом, по оценке экспертов Центра развития (ЦР) ВШЭ, нельзя однозначно констатировать ухудшение делового климата в сфере услуг во II квартале 2019 г. Другие показатели обследования статведомства — оценки динамики спроса, объема оказанных услуг, численности занятых, полученной прибыли, цен на услуги — либо не поменялись относительно предыдущего квартала, либо показали минимальные разнонаправленные изменения.

Благоприятный деловой климат во II квартале сложился в страховой и туристической деятельности, несмотря на некоторое снижение уверенности предпринимателей по сравнению с предыдущим кварталом. Сектор услуг технического обслуживания и ремонта автотранспорта в результате роста ИПУ на 6 п.п. также переместился в позитивную зону.

Помимо позитива, связанного с заметным ростом деловой активности в указанном сегменте услуг, можно обратить внимание и на некоторые негативные последствия. Косвенно данный рост свидетельствует о том, что часть населения, особенно со средними доходами, сегодня предпочитает эксплуатировать личный автотранспорт до полного износа, а не продавать его по мере исчерпания технического ресурса с целью приобретения нового. Подобная модель потребительского поведения стала характерной для населения России в 2015—2016 гг.

Неблагоприятный деловой климат был выявлен в десяти из 14 наблюдаемых видов услуг. При этом наиболее низкое значение ИПУ (–10%) наблюдалось в сегменте риелторских услуг, где предпринимательская уверенность заметно (на 3 п.п.) снизилась относительно предыдущего квартала. Также в числе аутсайдеров остались ломбарды и прочие персональные услуги.

«Если анализировать всю совокупность показателей обследования за несколько последних лет, то ситуацию в сфере услуг можно охарактеризовать как позитивную стагнацию, — считает директор ЦР Георгий Остапкович. — Так, за десять последних кварталов значение ИПУ в основном находилось в узком интервале от –3 до –4%. Исключением стало только 1-е полугодие 2018 г., когда на фоне заметного повышения уверенности предпринимателей ИПУ почти достиг нулевого значения. Однако это относительное улучшение делового климата было в дальнейшем нивелировано. При этом надо отметить, что и обобщенные оценки предпринимателями всех основных показателей деятельности организаций, и композитный ИПУ оставались заметно лучше соответствующих значений рецессионных 2015—2016 гг.».

Не радует экономистов и Индекс PMI в сфере услуг. Главный показатель исследования IHS Markit в сервисной отрасли в начале лета составил 49,7 баллов, опустившись с майского уровня 52 балла. Впервые с января 2016 г. Индекс, с учетом сезонных колебаний, опустился ниже критической отметки 50 баллов, оказавшись в зоне неблагоприятного делового климата.

Снижение деловой активности было обусловлено сокращением новых заказов в июне, которое произошло впервые с начала 2016 г. В целом сокращение было незначительным, но ознаменовало поворот тренда от умеренного роста, наблюдавшегося еще в мае, к движению вниз.