Новости («Новая бухгалтерия», № 05, 2019 г.)

| статьи | печать

Компенсация за использование личного авто свободна от алиментов

Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержден постановлением Правительства РФ от 18.07.96 № 841 (далее — Перечень). В подпункте «п» п. 2 Перечня было сказано, что при использовании личного имущества работника в служебных целях алименты не удерживаются с компенсационных выплат, связанных с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику.

Однако согласно ст. 188 ТК РФ компенсация выплачивается не только за использование, износ (амортизацию) инструмента, но и за использование личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику. Кроме того, возмещению подлежат и расходы, связанные с использованием этого имущества.

На практике указанная норма Перечня вызывала споры (подробнее см. на стр. 92). Проблема решилась после появления постановления Конституционного суда РФ от 01.02.2019 № 7-П, в котором высший суд признал эту норму противоречащей Конституции РФ, а Правительству РФ было предписано внести в Перечень соответствующие изменения.

Выполняя указания Конституционного суда, Правительство РФ изменило формулировку подп. «п» п. 2 Перечня. В его новой редакции сказано, что алименты не удерживаются с компенсационных выплат, связанных с использованием, износом (амортизацией) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, и возмещением расходов, связанных с их использованием.

Поправки вступили в силу 13 апреля 2019 г.

(Постановление Правительства РФ от 01.04.2019 № 388 «О внесении изменения в пункт 2 перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей»)

Утверждена форма договора поручительства

Согласно ст. 74 НК РФ в случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и в иных случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, обязанность по уплате налогов может быть обеспечена поручительством. В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней.

В пункте 2 ст. 74 НК РФ сказано, что поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством РФ договором между налоговым органом и поручителем. При этом форму такого договора должны утвердить налоговые органы.

Во исполнение указанного требования ФНС России утвердила форму договора поручительства. Он состоит их шести разделов:

— предмет договора;

— взаимодействие сторон;

— срок действия договора;

— прочие условия;

— место нахождения сторон;

— подписи сторон.

Отметим, что ранее поручительство оформлялось по форме, доведенной письмом ФНС России от 30.06.2017 № СД-4-3/12690.

(Приказ ФНС России от 06.03.2019 № ММВ-7-3/120@ «Об утверждении формы договора поручительства», зарегистрирован в Минюсте России 01.04.2019 № 54219)

Электронные услуги иностранцев: изменена декларация по НДС

Налоговики обновили форму декларации по НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме. Это потребовалось в связи с вступлением с этого года в силу поправок, внесенных в главу 21 НК РФ.

Так, с 1 января 2019 г. увеличена ставка НДС с 18 до 20%. Кроме того, утратил силу п. 9 ст. 174.2 НК РФ. Напомним, в этой норме говорилось о том, что при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ, в том числе на основании посреднических договоров, организациям и индивидуальным предпринимателям, состоящим на учете в налоговых органах, исчисление и уплата налога производятся этими организациями и индивидуальными предпринимателями в качестве налоговых агентов. Таким образом, с этого года обязанность по уплате НДС исполняют иностранные организации.

Приказ вступил в силу 29 апреля 2019 г. В письме от 28.03.2019 № СД-4-3/5686@ специалисты ФНС России рекомендовали налогоплательщикам и до вступления приказа в силу представлять налоговую декларацию за I квартал 2019 г. с учетом изменений, внесенных данным приказом.

(Приказ ФНС России от 05.03.2019 № ММВ-7-3/118@ «О внесении изменений в приложения к приказам Федеральной налоговой службы от 30 ноября 2016 года № ММВ-7-3/646@ и от 12 декабря 2016 года № ММВ-7-14/677@», зарегистрирован в Минюсте России 18.04.2019 № 54419)

Покупка товаров (работ, услуг) у самозанятых граждан

Специалисты ФНС России ответили на вопрос, может ли организация учесть в составе расходов стоимость товаров (работ, услуг), приобретенных у плательщика налога на профессиональный доход (НПД), если гражданин впоследствии утратит право на применение нового спецрежима.

Налоговики отметили, что в ряде случаев физическое лицо, в том числе и индивидуальный предприниматель, может утратить право на применение спецрежима в виде НПД. Например, это произойдет, если налоговый орган выявит несоответствие требованиям ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ (далее — Закон № 422-ФЗ). Или когда индивидуальный предприниматель до перехода на уплату НПД применял другие спецрежимы и в установленный срок не сообщил налоговикам о прекращении их применения.

Однако факт утраты права на использование нового спецрежима, по мнению налоговой службы, не должен отразиться на учете организацией расходов на приобретение товаров (работ, услуг) у самозанятого гражданина. Затраты можно отразить в налоговом учете. Главное — иметь на руках чек, подтверждающий оплату товаров (работ, услуг) и соответствующий требованиям ст. 13 Закона № 422-ФЗ.

(Письмо ФНС России от 16.04.2019 № СД-4-3/7089@)

Учитываем услуги по приему и очистке сточных вод

По мнению специалистов Минфина России, расходы на приобретение услуг по приему и очистке сточных вод, в том числе с предельно превышающими концентрациями загрязняющих веществ, учитываются для целей налогообложения прибыли в составе материальных расходов. Основание — подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ. Напомним, что по указанной норме Кодекса отражаются затраты организации, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения. Это, в частности:

— расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов;

— расходы на захоронение экологически опасных отходов;

— расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, формирование санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

— платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;

— платежи за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение и другие аналогичные расходы.

Что касается НДС, то финансисты считают, что суммы НДС, предъявленные организацией водопроводно-канализационного хозяйства по услугам по нейтрализации воздействия загрязняющих веществ на водопроводно-канализационную сеть, принимаются к вычету по правилам ст. 171 и 172 НК РФ.

(Письмо Минфина России от 27.03.2019 № 03-03-06/1/20704)

Формируем резерв на гарантийный ремонт

Специалисты финансового ведомства рассказали о принципах формирования резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию для целей налогообложения прибыли.

Порядок признания расходов на указанный резерв установлен в ст. 267 НК РФ. Так, в п. 2 данной нормы сказано, что организация самостоятельно принимает решение о создании резерва и в учетной политике для целей налогообложения определяет предельный размер отчислений в этот резерв. При этом резерв создается в отношении тех товаров (работ), по которым в соответствии с условиями заключенного договора с покупателем предусмотрены обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока. Если плательщик ранее не осуществлял реализацию товаров (работ) по гарантии, то он вправе создавать резерв в размере, не превышающем ожидаемых расходов на указанные затраты. Под ожидаемыми расходами понимаются расходы, предусмотренные в плане на выполнение гарантийных обязательств, с учетом срока гарантии (п. 4 ст. 267 НК РФ).

Проанализировав указанные положения ст. 267 НК РФ, Минфин России пришел к выводу, что налогоплательщик создает резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию в отношении всех товаров, по которым установлены гарантийные обязательства. При этом формирование для целей налогообложения прибыли отдельных резервов по каждому виду изделий Налоговым кодексом не предусмотрено.

(Письмо Минфина России от 27.03.2019 № 03-03-06/1/20669)

Объект концессионного соглашения амортизируется

Минфин России рассмотрел вопрос об амортизации имущества, полученного в рамках концессионного соглашения. По мнению финансистов, по такому имуществу организация вправе начислять амортизацию. Аргументация следующая.

Согласно подп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежит амортизации имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования.

Доходы в виде имущества и (или) имущественных прав, полученных по концессионному соглашению в соответствии с законодательством РФ, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль по самостоятельному основанию в силу нормы подп. 37 п. 1 ст. 251 НК РФ. Следовательно, такие доходы не относятся к средствам целевого финансирования.

Исходя из этого, организация, получившая имущество в качестве объекта концессионного соглашения, имеет право начислять амортизацию по указанному объекту.

При этом первоначальная стоимость такого имущества определяется как его рыночная стоимость на момент получения, увеличенная на сумму расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и доведение такого имущества до состояния, в котором оно пригодно для использования.

(Письмо Минфина России от 26.03.2019 № 03-03-06/1/20531)

Подтверждаем расходы на аренду

Расходы в виде арендных платежей относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом для целей налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. А под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

По мнению специалистов Минфина России, для документального подтверждения расходов на аренду необходимы документы, оформленные в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе заключенный договор аренды (субаренды), документы, подтверждающие оплату арендных платежей, акт приемки-передачи арендованного имущества. Финансисты считают, что ежемесячного заключения актов оказанных услуг по договору аренды (субаренды) для целей документального подтверждения расходов в виде арендных платежей для целей налогообложения прибыли не требуется.

(Письмо Минфина России от 25.03.2019 № 03-03-06/1/20067)

Как учесть затраты на топливо для служебного авто

Специалисты Минфина России напомнили, что для целей налогообложения прибыли учитываются только те расходы, которые отвечают условиям ст. 252 НК РФ, то есть обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта) учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Налоговым кодексом не предусмотрено нормирование указанных расходов, а также не установлены правила определения обоснованности таких расходов.

Вместе с тем финансисты отметили, что при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие распоряжением Министерства транспорта РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р.

(Письмо Минфина России от 22.03.2019 № 03-03-07/19283)

Контрольные соотношения формы 6-НДФЛ дополнены

Форма 6-НДФЛ утверждена приказом ФНС России от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@, а междокументные контрольные соотношения показателей указанной формы приведены в письме ФНС России от 10.03.2016 № БС-4-11/3852@.

Налоговики ввели еще одно соотношение. Оно состоит в следующем: строка 020 – строка 025 формы 6-НДФЛ > = строка 030 Приложения 1 к разделу 1 РСВ.

(Письмо ФНС России от 20.03.2019 № БС-4-11/4943@)

Иностранный НДС при расчете налога на прибыль

Доходы, полученные российской организацией от источников за пределами РФ, учитываются при определении ее налоговой базы. Такие доходы отражаются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в России, так и за ее пределами (п. 1, 2 ст. 311 НК РФ). Для указанных расходов применяются общие правила, предусмотренные главой 25 НК РФ.

Так, в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, включаются суммы налогов и сборов, начисленные в порядке, установленном законодательством РФ (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, является открытым. На основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ в нем отражаются другие прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

Кроме того, в ст. 270 НК РФ, устанавливающей закрытый перечень расходов, не учитываемых при расчете налога на прибыль, не содержится прямого указания на то, что налоги, уплаченные на территории иностранного государства, не принимаются в качестве расходов.

Исходя из этого, специалисты Минфина России пришли к выводу, что суммы НДС, уплаченные на территории иностранных государств, могут быть учтены при расчете налога на прибыль на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Финансисты отметили, что такой порядок следует применять в отношении иностранных налогов, по которым российская организация, в соответствии с законодательством иностранного государства, является плательщиком.

Кроме того, по мнению финансового ведомства, в отношении сумм НДС, предъявленных российской организации при приобретении у иностранной организации товаров (работ, услуг), местом реализации которых территория РФ не является, следует учитывать, что сумма НДС в таком случае формирует цену товаров (работ, услуг). Поэтому сумма такого налога в этом случае учитывается в цене товаров (работ, услуг), а не выделяется отдельно.

(Письмо Минфина России от 18.03.2019 № 03-03-06/1/17684)

Улучшения объекта концессионного соглашения

Операции по передаче концессионером концеденту результатов выполненных строительно-монтажных работ по реконструкции объекта концессионного соглашения НДС не облагаются. Дело в том, что передача имущества и (или) имущественных прав по концессионному соглашению в соответствии с законодательством РФ не признается реализацией товаров и, соответственно, объектом налогообложения по НДС не является (подп. 4.1 п. 3 ст. 39 и подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Особенности исчисления и уплаты НДС при осуществлении операций в рамках концессионного соглашения установлены в ст. 174.1 НК РФ. Так, в случае использования объекта для подлежащих налогообложению НДС операций по реализации товаров (работ, услуг), осуществляемых в рамках концессионного соглашения, суммы налога, предъявленные концессионеру в процессе реконструкции, принимаются им к вычету в общеустановленном порядке. Если же объект не используется для облагаемых НДС операций, суммы налога, предъявленные концессионеру по товарам (работам, услугам) в процессе реконструкции, к вычету не принимаются.

(Письмо Минфина России от 13.03.2019 № 03-07-11/16073)

Изменение госконтракта в связи с повышением ставки НДС

Специалисты финансового ведомства разъяснили порядок внесения изменений в контракт при закупке товаров (работ, услуг) для обеспечения госнужд, связанных с повышением ставки НДС. По их мнению, для изменения в контракте ставки НДС с 18 до 20% необходимо наличие совокупности следующих условий:

1) изменение осуществляется исключительно до 1 октября 2019 г. и по соглашению сторон;

2) изменение происходит только в пределах увеличения ставки НДС и только на товары (работы, услуги), в отношении которых увеличилась данная ставка и оплата которых осуществляется после 1 января 2019 г.;

3) если увеличенный размер ставки НДС не был предусмотрен условиями контракта (в том числе при обосновании начальной (максимальной) цены контракта).

(Информационное письмо Минфина России от 14.03.2019 № 24-04-02/16837)

Транспортный налог с дорогостоящих авто

Владельцы автотранспортных средств стоимостью свыше 3 млн руб. рассчитывают транспортный налог и авансовые платежи по нему с учетом повышающих коэффициентов (п. 2, 2.1 ст. 362 НК РФ). При этом перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб., подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на официальном сайте Минпромторга России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Налоговики сообщили, что вышеназванный перечень на 2019 г. размещен на сайте Минпромторга России 28 февраля 2019 г. В него включено:

— 578 марки автомобилей со средней стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более трех лет;

— 446 марки автомобилей средней стоимостью от 5 млн до 10 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более пяти лет;

— 97 марки автомобилей средней стоимостью от 10 млн до 15 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;

— 73 марки автомобилей со средней стоимостью от 15 млн руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

(Письмо ФНС России от 07.03.2019 № БС-4-21/4119)