Быть или не быть агломерациям

| статьи | печать

Гамлетовская дилемма вновь будоражит сторонников и противников городских агломераций. Сразу на трех площадках в течение последнего месяца 2017 г. прошли дискуссии о возможных путях развития российских городов.

Затишье после расформирования Министерства регионального развития (Указ Президента РФ от 08.09.2014 № 612) длилось всего три года. Чиновники (не все!) этого федерального органа исполнительной государственной власти все десять лет его существования пытались убедить руководство страны и общественность в пользе городских агломераций. Теперь попытку предпринимает часть экспертного сообщества.

Степень развития агломераций покажет система индикаторов интегрированности и сбалансированности

В рамках проекта «Муниципальная карта России: точки роста» в Комитете гражданских инициатив прошло обсуждение доклада «Оценка уровня развития городских агломераций». Актуальность темы вызвана:

  • возрастающей концентрацией населения и экономической активности в городах;

  • запросом на осмысление феномена городской агломерации как потенциального объекта управления;

  • запросом на формирование системы индикаторов для оценки эффективности и результативности программ и проектов урбанизации.

Доклад сделали эксперты фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов и Роман Попов. Они представили методику количественной оценки степени урбанизации на основе системы индикаторов по их интегрированности и сбалансированности. По их словам, на разных стадиях развития агломерации на фоне последовательной интеграции возможны разные состояния сбалансированности. В первую очередь, характерен дисбаланс между ядром (центром) и периферией (спутниковой зоной), который снижается по мере возникновения новых точек роста. Но «подтягивание» окраин по отдельным характеристикам способно вновь нарушить баланс внутри агломерации. Поэтому эксперты предлагают вести отдельный расчет:

  • общеэкономических показателей по территории городской агломерации в целом;

  • показателей реализации межмуниципальных проектов;

  • индикаторов агломерационных процессов.

Заметим, что докладчики не посягают на сложившуюся административно-территориальную схему — муниципальные образования сохраняют свой статус в составе агломерации, которая не является административной единицей. На основе пилотных расчетов по четырем агломерациям — Владивостокской, Екатеринбургской, Новосибирской и Ростовской — они делают вывод о том, что существенные ограничения на выбор показателей связаны с общим дефицитом адекватных муниципальных статистических данных и чувствительностью результатов к нарезке муниципальных образований.

К примеру, в Екатеринбургской агломерации доля населения периферии, регулярно совершающего поездки в ядро, составляет 28% от общего числа жителей спутниковой зоны, в Новосибирской — 23, в Ростовской — 17,6, в Владивостокской — 17,3%.

По мнению участников обсуждения, предложенная методика поможет избежать многих управленческих ошибок при оценке возможных направлений развития городских агломераций.

Ключевое решение в благоустройстве городов — вовлечение граждан в этот процесс

О комплексном подходе к развитию современной городской инфраструктуры на основе единых подходов говорили в Общественной палате РФ на круглом столе «Реализация приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды». На нем были подведены итоги 2017 г., проанализированы возникшие сложности и обсуждены меры по их устранению.

По словам президента Союза российских городов Станислава Мошарова, муниципалитеты столкнулись с проблемой долгих согласований с органами государственной власти для проведения работ по федеральным субсидиям, что оставляло мало времени на саму работу по благоустройству городских территорий. Тем не менее в городах — членах союза работы закончены в более чем 1000 дворах и 70 общественных пространствах.

86% средств было получено из федерального и регионального бюджетов. Остальное — муниципальные бюджеты и деньги собственников многоквартирных домов, отметил С. Мошаров. Он убежден, что личное участие в благоустройстве своего города рождает новые качества граждан.

Всего программы по формированию комфортной городской среды реализуются в 81 субъекте Федерации из 85. Все они получили федеральное финансирование.

Это беспрецедентный случай, считает директор департамента городской среды Минстроя России Оксана Демченко. Раньше на решение подобных вопросов никогда не выделялись деньги из государственного бюджета. Выполнение проекта в целом по стране немного не дотянуло до 100% намеченного результата. Но все равно это хороший итог, поскольку фактически мероприятия начались с марта. По словам специалиста, только в обсуждении проектов приняли участие более 6 млн человек. В процессе реализации локальных программ благоустройства 646 000 человек внесли свои деньги, а более 200 000 жителей городов участвовали личным трудом. И всех волновали результаты. Почти 6000 актов приемки работ были подписаны с участием активистов местных сообществ.

«Никакое благоустройство не будет интересно людям, если они сами не будут вовлечены. Мы увидели, как изменилось отношение людей — они активно включались», — отметила О. Демченко.

Очень многое зависит от горожан, бизнеса, общественных организаций

Об участии самих горожан, их общественных организаций и бизнеса говорили и на Дне городских сообществ на фестивале «Добрые люди», прошедшем в московском Манеже.

Очень многое зависит от местных сообществ, местного бизнеса, корпораций присутствия на территории, от общественных формирований граждан, заявила председатель правления АНО по городскому и региональному развитию «Урбэкс-развитие», сооснователь центра оргтехнологий «Проектариум» Татьяна Бочкарева. По ее убеждению, местные администрации решают текущие вопросы, а граждане способны отвечать за будущее городов.

Лидер сообщества «Живой Нижний» Юлия Крузе из Нижнего Новгорода тоже считает, что людям нужно прививать мысль о том, что именно они, а не кто-то другой, решают, как будет развиваться их город.

По мнению председателя комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрея Максимова, несмотря на работающие практики, еще мало городские сообщества работают в гармоничном взаимодействии с властью и бизнесом. Значит, надо находить решения, чтобы сглаживать острые углы.

«Пусть мнения и предложения зачастую полярны, но все они о том, что нужно искать внутренние резервы для развития территорий», — сказал А. Максимов.

В ходе дискуссии были представлены разные проекты городских сообществ, в том числе инициатива «Живые города», охватывающая местные сообщества почти 70 городов. Прозвучало предложение создать рабочую группу при Министерстве экономического развития РФ по координации стратегического планирования в отношении малых территорий.

В отличие от прежних дискуссий в упраздненном Минрегионразвития, когда явно превалировало мнение о немедленной урбанизации территорий, участники трех декабрьских дебатов больше говорили о плюсах и минусах агломераций, отдавали приоритет принятия решений городским сообществам, нежели волевым решениям власти предержащих. Выходит, дискуссия о выгодах и рисках городских агломераций будет продолжена.

Валовой городской продукт крупнейших агломераций России на душу населения, тыс. руб., 2015 г.

Агломерация

Валовой городской продукт

Московская

969,2

Санкт-Петербургская

755,6

Екатеринбургская

599,0

Красноярская

552,0

Краснодарская

551,9

Иркутская

535,0

Пермская

507,3

Уфимская

504,8

Ростовская

475,8

Нижегородская

475,3

Новосибирская

460,9

Казанская

457,7

Самарско-Тольяттинская

438,8

Воронежская

431,9

Челябинская

430,3

Омская

409,6

Саратовская

386,6

Волгоградская

351,4

Источник: фонд «Институт экономики города» по данным Росстата

К сведению

Агломерация (от лат. agglomero — присоединяю, накапливаю, нагромождаю) — это скопление городов, объединенных в территориальную систему производственными, административными, трудовыми, культурно-бытовыми связями. Агломерации бывают моноцентрические, например Московская, и полицентрические, например Кузбасская.

Источник: География населения мира, понятийно-терминологический словарь