1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 831

Чертова дюжина для Налогового кодекса

Президент РФ подписал тринадцать законов, вносящих изменения в Налоговый кодекс РФ. Поправки затронули как первую часть, так и десять глав второй части НК РФ, а именно главы 21 «Налог на добавленную стоимость», 22 «Акцизы», 23 «Налог на доходы физических лиц», 25 «Налог на прибыль организаций», 25.3 «Государственная пошлина», 26 «Налог на добычу полезных ископаемых», 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)», 26.2 «Упрощенная система налогообложения», 28 «Транспортный налог», 30 «Налог на имущество организаций». Кроме того, в НК РФ введена новая глава 34 «Страховые взносы». Мы рассмотрим самые значимые нововведения.

Расходы на оценку работников

Федеральный закон от 03.07.2016 № 251-ФЗ (далее — Закон № 251-ФЗ) дополнил ряд положений НК РФ поправками, касающимися отражения расходов на оплату профессионального экзамена работника компании или физического лица — соискателя на должность, который подтвердит его квалификацию.

Данные изменения появились в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». Этот закон ввел порядок проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности. Целью такой оценки является подтверждение соответствия работника или соискателя на должность положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным законодательством.

Чтобы подтвердить свою профессиональную пригодность, работник должен сдать экзамен. Оплатить его может как сам соискатель на должность, так и работодатель.

Порядок учета таких расходов установил Закон № 251-ФЗ. Соответствующие изменения внесены в главы 23, 25, 26.1 и 26.2 НК РФ.

Начнем с налога на прибыль. В том случае, когда за получением независимой оценки квалификации работника обращается компания, стоимость экзамена она может включить в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ). Это возможно при выполнении условий, предусмотренных п. 3 ст. 264 НК РФ. А именно:

  • оценка профессионального уровня работника осуществляется на основании договора оказания услуг по проведению независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации в соответствии с законодательством РФ;

  • независимую оценку квалификации проходят работники организации, заключившие с ней трудовой договор.

Есть и еще одно требование для учета таких расходов — компания обязана хранить документы, подтверждающие расходы на прохождение работником независимой оценки квалификации, в течение всего срока действия договора оказания услуг по проведению оценки и одного года работы физического лица, чей экзамен отплатила организация, но не менее четырех лет.

Расходы на подтверждение квалификации работника смогут учесть и компании, применяющие ЕСХН или УСН. Соответствующие поправки внесены в подп. 26 п. 2 ст. 346.5 и подп. 33 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Теперь о последствиях для НДФЛ. Если компания оплачивает прохождение физическим лицом независимой оценки его квалификации, то для него не возникает облагаемого НДФЛ дохода. Согласно новому п. 21.1 ст. 217 НК РФ освобождаются от налогообложения суммы платы за прохождение независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.

Если же инициатором подтверждения своего профессионального уровня является гражданин, то он может на стоимость экзамена получить социальный налоговый вычет по НДФЛ, но не более 120 000 руб. в совокупности с другими социальными вычетами. Это позволяет сделать новый подп. 6 п. 1 ст. 219 НК РФ.

Все новации Закона № 251-ФЗ вступят в силу с 1 января 2017 г.

Поправки для владельцев большегрузов

Федеральный закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ (далее — Закон № 249-ФЗ) внес изменения в порядок расчета транспортного налога, а также в правила учета расходов для целей налогообложения прибыли, ЕСХН и УСН. Поправки касаются компаний, которые вносят плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированными в реестре транспортных средств системы взимания платы. Поправки вступили в силу с 3 июля 2016 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 г.

Льгота по транспортному налогу

Закон № 249-ФЗ дополнил п. 2 ст. 362 НК РФ следующим положением. Сумма транспортного налога, рассчитанная организацией по итогам налогового периода в отношении каждого большегруза, уменьшается на сумму платы, перечисленную по такому транспортному средству в данном налоговом периоде. Если в итоге сумма транспортного налога окажется меньше нуля, то компания налог в бюджет не платит.

Кроме того, согласно п. 2 ст. 363 НК РФ организации — владельцы большегрузов не уплачивают исчисленные авансовые платежи по транспортному налогу. Получается, что компании рассчитать авансовый платеж по большегрузным машинам должны, а платить — нет.

Налог на прибыль

Сумма платы за причиненный вред дорогам в размере, на который был уменьшен транспортный налог за налоговый период, не учитывается в составе расходов при расчете налога на прибыль. Определение суммы указанной платы, не учитываемой для целей налогообложения прибыли по итогам отчетных периодов, производится исходя из суммы авансовых платежей по транспортному налогу, исчисленной организацией в соответствии с главой 28 НК РФ в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Такой порядок теперь предусмотрен в новом п. 48.21 ст. 270 НК РФ.

Если сумма платы превысила величину транспортного налога, то разницу можно учесть в составе расходов. По мнению Минфина России, рассматриваемая плата включается в прочие расходы, связанные с производством и реализацией (письмо Минфина России от 11.01.2016 № 03-03-РЗ/64).

Спецрежимы

Владельцы большегрузов, применяющие ЕСХН и УСН, могут учесть при расчете налога за налоговый период в составе расходов сумму платы в счет возмещения вреда дорогам, уплаченную в течение данного налогового периода. Плату, так же как и для налога на прибыль, можно отразить не полностью, а только в части превышения фактически уплаченной суммы платы над суммой транспортного налога, исчисленной за налоговый период в соответствии с главой 28 НК РФ в отношении большегрузных автомобилей.

При исчислении авансовых платежей по ЕСХН за отчетный период организации учитывают в расходах фактически уплаченную сумму платы за отчетный период, уменьшенную на сумму авансовых платежей по транспортному налогу, исчисленную за I и II кварталы в соответствии с главой 28 НК РФ в отношении большегрузов. Ведь для этого спецрежима отчетным периодом является полугодие (п. 2 ст. 346.7 НК РФ).

Аналогичный порядок расчета предусмотрен и для «упрощенного» налога, только в этом случае берутся авансовые платежи по транспортному налогу за отчетный период.

Данные изменения содержатся в подп. 45 п. 2 ст. 346.5 и подп. 37 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Поправки для НДС

Федеральный закон от 30.06.2016 № 225-ФЗ (далее — Закон № 225-ФЗ) внес в главу 21 НК РФ ряд изменений.

С 1 октября 2016 г. освобождается от обложения НДС ввоз на территорию РФ сырья и комплектующих изделий для производства медицинских товаров, аналоги которых не выпускаются в РФ. Но, чтобы не платить НДС, компании должны представить в таможенные органы документ, подтверждающий целевое назначение таких сырья и комплектующих изделий и отсутствие их аналогов, которые производятся в РФ. Этот документ будет выдаваться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов.

Если же указанные сырье и комплектующие ввозятся в РФ с территории государства — члена Евразийского экономического союза, то указанный документ представляется в налоговый орган.

Следующая поправка касается операций по выпуску товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области. Сейчас плательщики, осуществляющие такие операции, согласно подп. 1.1 п. 1 ст. 151 НК РФ не уплачивают в бюджет суммы исчисленного налога при соблюдении определенных условий. А именно на дату выпуска товаров такие компании:

  • не применяют специальные налоговые режимы;

  • не осуществляют реализацию товаров без уплаты налога (за исключением применения налоговой ставки 0%).

Последнее условие претерпело изменение. Согласно поправкам с 1 октября 2016 г. вышеназванные плательщики для применения льготы не должны использовать право на освобождение, предусмотренное ст. 145 НК РФ, и за налоговый период, предшествующий дате выпуска товаров в соответствии с указанной таможенной процедурой, не должны осуществлять операции по реализации товаров, не подлежащие налогообложению в соответствии со ст. 149 НК РФ.

Кроме того, установлено, что вышеуказанный порядок налогообложения вправе применять налогоплательщики, которые на дату выпуска товаров являются резидентами, включенными в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области, либо лицами, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области и которые по состоянию на 1 апреля 2006 г. осуществляли деятельность на основании Федерального закона от 22.01.96 № 13-ФЗ, состоящими на учете в налоговых органах Калининградской области по месту нахождения организации (месту жительства физического лица — индивидуального предпринимателя).

Уточнено положение п. 6 ст. 173 НК РФ, касающееся момента уплаты НДС. Если указанные плательщики НДС перешли на спецрежимы либо воспользовались освобождением по ст. 145 НК РФ, то они должны суммы НДС, исчисленные при выпуске товаров, уплатить в бюджет за налоговый период, на который приходится последний календарный день до даты перехода на спецрежимы, либо за налоговый период, на который приходится последний календарный день до начала использования права на освобождение по ст. 145 НК РФ, в части товаров, не использованных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, без применения освобождения от налога, установленного настоящей главой.

Согласно ст. 2 Закона № 225-ФЗ налогоплательщики, воспользовавшиеся до 1 октября 2016 г. правом не уплачивать НДС при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, подтверждают указанное право либо уплачивают НДС в порядке, установленном положениями главы 21 НК РФ, действовавшими до дня вступления в силу Закона № 225-ФЗ.

«Налог на Google»

Со следующего года иностранные компании, реализующие гражданам в интернете электронные услуги и контент, должны будут уплачивать в России НДС. Для этого они должны будут встать на учет в налоговых органах РФ.

Соответствующие поправки внесены в часть первую и вторую НК РФ Федеральным законом от 03.07.2016 № 244-ФЗ. Новации начнут действовать с 1 января 2017 г.

Электронные услуги

В главу 21 НК РФ введена новая ст. 174.2 НК РФ об особенностях исчисления и уплаты в бюджет НДС при оказании иностранными компаниями услуг в электронной форме (далее — электронные услуги). Ими признаются услуги, оказанные через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через интернет, автоматизированно, с использованием информационных технологий. К таким услугам относятся:

  • предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности;

  • оказание рекламных услуг в интернете, в том числе с использованием программ для электронных вычислительных машин и баз данных, функционирующих в интернете, а также предоставление рекламной площади (пространства) в интернете;

  • оказание услуг по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в интернете;

  • оказание через интернет услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки, функционирующей в интернете в режиме реального времени, на которой потенциальные покупатели предлагают свою цену посредством автоматизированной процедуры и стороны извещаются о продаже путем отправляемого автоматически создаваемого сообщения);

  • обеспечение и (или) поддержание коммерческого или личного присутствия в интернете, поддержка электронных ресурсов пользователей (сайтов и (или) страниц сайтов), обеспечение доступа к ним других пользователей сети, предоставление пользователям возможности их модификации;

  • хранение и обработка информации при условии, что лицо, представившее эту информацию, имеет к ней доступ через интернет;

  • предоставление в режиме реального времени вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе;

  • предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;

  • оказание услуг по администрированию информационных систем, сайтов интернета;

  • оказание услуг, осуществляемых автоматическим способом через интернет при вводе данных покупателем услуги, автоматизированных услуг по поиску данных, их отбору и сортировке по запросам, предоставлению указанных данных пользователям через информационно-телекоммуникационные сети (в частности, сводки фондовой биржи в режиме реального времени, осуществление в режиме реального времени автоматизированного перевода);

  • предоставление прав на использование электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных произведений с текстом или без текста, аудиовизуальных произведений через интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним для просмотра или прослушивания через интернет;

  • оказание услуг по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях;

  • предоставление доступа к поисковым системам в интернете;

  • ведение статистики на сайтах.

К электронным услугам не относятся, в частности:

  • реализация товаров (работ, услуг), если при заказе через интернет поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется без использования сети;

  • реализация (передача прав на использование) программ для компьютеров (включая компьютерные игры), баз данных на материальных носителях;

  • оказание консультационных услуг по электронной почте;

  • оказание услуг по предоставлению доступа к интернету.

Место оказания электронных услуг

По общему правилу местом реализации услуг признается территория РФ, если покупатель услуг осуществляет деятельность в нашей стране. Основание — подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. В этой норме приведен перечень ситуаций, когда место реализации определяется по месту нахождения покупателя. Данный перечень дополнен следующей позицией — оказание услуг, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ. При этом в отношении физического лица (не ИП), приобретающего такие услуги, местом осуществления деятельности покупателя признается территория РФ в случае, если выполняется хотя бы одно из указанных условий:

  • местом жительства покупателя является Россия;

  • место нахождения банка, в котором открыт счет, используемый покупателем для оплаты услуг, или оператора электронных денежных средств, через которого осуществляется покупателем оплата услуг, — на территории РФ;

  • сетевой адрес покупателя, использованный при приобретении услуг, зарегистрирован в России;

  • международный код страны телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг, присвоен РФ.

Если при оказании физическим лицам электронных услуг местом осуществления деятельности покупателя признается территория РФ и при этом в соответствии с законодательством иностранного государства, в котором место оказания указанных услуг определяется по месту осуществления деятельности покупателя, местом осуществления деятельности указанного покупателя признается территория такого иностранного государства, продавец вправе определить место осуществления деятельности покупателя самостоятельно.

Согласно новому п. 5 ст. 148 НК РФ документами, подтверждающими место оказания физическим лицам электронных услуг, являются реестры операций с указанием информации о выполнении вышеназванных условий, на основании которых местом осуществления деятельности покупателя признается территория РФ, а также стоимости указанных услуг.

Налоговая база

Порядок определения налоговой базы при продаже физическим лицам электронных услуг, местом реализации которых признается территория РФ, установлен в п. 2 ст. 174.2 НК РФ. Согласно этой норме налоговой базой является стоимость услуг с учетом суммы налога, исчисленной исходя из фактических цен их реализации. Данный порядок не применяется при оказании электронных услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории РФ.

Моментом определения налоговой базы является последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) услуг. При определении налоговой базы стоимость электронных услуг, указанных в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному на последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) указанных услуг (п. 4 ст. 174.2 НК РФ).

Налоговые агенты

Иностранные компании, оказывающие электронные услуги, рассчитывают и перечисляют в бюджет НДС, если обязанность по уплате налога в отношении операций по реализации данных услуг не возложена на налогового агента. Таковыми признаются иностранные организации — посредники, осуществляющие деятельность с участием в расчетах непосредственно с физическими лицами на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими электронные услуги.

Если в расчетах участвуют несколько организаций-посредников, налоговым агентом признается иностранная организация — посредник, осуществляющая деятельность с участием в расчетах непосредственно с физическими лицами независимо от наличия у нее договора с иностранной организацией, оказывающей услуги. Налоговый агент обязан исчислить и уплатить соответствующую сумму налога. Такой порядок установлен в п. 3 ст. 174.2 НК РФ.

Но посредниками могут выступать и российские организации, индивидуальные предприниматели либо обособленные подразделения иностранных компаний, расположенные на территории РФ. В этом случае применяются правила, предусмотренные п. 10 ст 174.2 НК РФ. Согласно этой норме при оказании иностранными организациями электронных услуг налоговыми агентами признаются посредники, состоящие на учете в налоговых органах и осуществляющие деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателем на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги. В случае оказания таких услуг с участием в расчетах нескольких посредников налоговым агентом признается посредник, состоящий на учете в налоговых органах и осуществляющий расчеты непосредственно с покупателем независимо от наличия у него договора с иностранной организацией, оказывающей такие услуги. Указанные налоговые агенты производят исчисление и уплату НДС в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 161 НК РФ, с учетом особенностей п. 4 ст. 174.2 НК РФ.

Если же оказание электронных услуг осуществляется иностранными организациями, в том числе на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров, организациям и индивидуальным предпринимателям, состоящим на учете в налоговых органах, исчисление и уплата налога производятся этими организациями и бизнесменами в качестве налоговых агентов в порядке, предусмотренном п. 1 и 2 ст. 161 НК РФ, если иное не предусмотрено в п. 10 ст. 174.2 НК РФ (п. 9 ст. 174.2 НК РФ).

Расчет и уплата НДС

Иностранные компании, реализующие электронные услуги, определяют сумму налога как произведение налоговой базы на ставку НДС в размере 15,25% (п. 5 ст. 174.2 НК РФ). При этом суммы налога, предъявленные иностранным организациям при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов на территории РФ, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию РФ, к вычету не принимаются (п. 6 ст. 174.2 НК РФ).

Обратите внимание: согласно новому п. 3.2 ст. 169 НК РФ иностранные организации, оказывающие электронные услуги, счета-фактуры не составляют, книги покупок, книги продаж, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в части оказания электронных услуг не ведут.

Иностранные компании и налоговые агенты должны перечислить в бюджет НДС не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 8 ст. 174.2 НК РФ).

Отчетность

Иностранные компании сдают декларации по НДС в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. В период, когда личный кабинет не может использоваться иностранными организациями для представления в налоговый орган документов (информации), сведений в соответствии с п. 3 ст. 11.2 НК РФ, декларация сдается по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота также не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 8 ст. 174.2 НК РФ).

Если исчисление и уплату НДС осуществляет налоговый агент, то именно он и представляет в налоговый орган декларацию.

Учет иностранных компаний с «налогом на Google»

Все тот же Федеральный закон от 03.07.2016 № 244-ФЗ откорректировал положения первой части НК РФ в отношении постановки на учет иностранных компаний, реализующих физическим лицам электронные услуги.

Постановка на учет и снятие с учета

Новым п. 4.6 ст. 83 НК РФ установлен порядок постановки на учет и снятия с него в налоговом органе иностранной организации, оказывающей физическим лицам (не ИП), услуги в электронной форме, указанные в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, и осуществляющей расчеты непосредственно с указанными физическими лицами. При этом местом реализации данных услуг должна признаваться территория РФ. Также эта норма регулирует постановку на учет (снятие с учета) иностранной организации — посредника, признаваемой налоговым агентом в соответствии с п. 3 ст. 174.2 НК РФ.

Постановка на учет и снятие с учета осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет (снятии с учета) и иных документов (соответствующий перечень будет утвержден Минфином России). Указанное заявление подается иностранными организациями в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала (прекращения) оказания указанных услуг. Подать заявление и документы можно через представителя, по почте заказным письмом или в электронной форме через официальный сайт ФНС России без применения усиленной квалифицированной электронной подписи (п. 5.1 ст. 84 НК РФ).

Налоговики поставят инофирму на учет в течение 30 дней со дня получения заявления и иных необходимых документов. В тот же срок они должны направить иностранной организации уведомление о постановке на учет в налоговом органе по адресу электронной почты, указанному в заявлении.

Если налоговики обнаружат в заявлении и представленных документах недостоверные сведения, они не поставят компанию на учет, проинформировав ее о данном факте. Такой порядок установлен в п. 2 ст. 84 НК РФ.

Снятие с учета иностранной компании, оказывающей электронные услуги, осуществляется в течение 30 дней со дня получения заявления, но не ранее окончания камеральной налоговой проверки декларации по НДС за налоговый период, в котором подано это заявление, и окончания предусмотренных ст. 46 и 47 НК РФ мероприятий по взысканию имеющихся у такой иностранной организации недоимки по НДС, задолженности по пеням и штрафам (п. 5.4 ст. 84 НК РФ).

Налоговый орган может снять инофирму с учета и без ее заявления. Такое право предоставлено налоговикам п. 5.5 ст. 84 НК РФ. Основанием для этого являются:

  • выявление налоговым органом недостоверных сведений, содержащихся в представленных такой организацией в налоговый орган заявлении о постановке на учет и (или) иных документах, на основании которых она была поставлена на учет в налоговом органе;

  • неисполнение такой организацией требования об уплате НДС, пеней, штрафов в течение 12 месяцев со дня истечения срока исполнения указанного требования;

  • неисполнение такой организацией требования о представлении документов (информации), направленного налоговым органом в соответствии со ст. 93 НК РФ, в течение трех месяцев со дня истечения срока исполнения указанного требования;

  • непредставление такой организацией декларации по НДС в налоговый орган в течение шести месяцев со дня истечения установленного срока ее представления при наличии у налогового органа информации, подтверждающей факт оказания в соответствующем налоговом периоде физическим лицам электронных услуг;

  • неуплата такой иностранной организацией в установленный срок сумм недоимки по НДС, задолженности по пеням и штрафам, восстановленных в соответствии с п. 1.1 ст. 59 НК РФ.

Личный кабинет

Статья 11.2 НК РФ дополнена новым п. 3. В нем сказано, что личный кабинет налогоплательщика используется иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, для получения от налогового органа документов и представления в налоговый орган документов (информации), сведений относительно оказания электронных услуг.

Доступ к личному кабинету налогоплательщика предоставляется иностранной организации со дня ее постановки на учет в налоговом органе. Если налоговики самостоятельно сняли иностранную компанию с учета, доступ к личному кабинету такой иностранной организации сохраняется для получения документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий.

Обмен документами в личном кабинете должен происходить с использованием усиленной неквалифицированной электронной подписи, сформированной в порядке, утверждаемом ФНС России в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». При наличии такой подписи электронные документы признаются равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью представителя иностранной организации.

Новации для «упрощенки»

Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ внес несколько поправок в УСН. Так, с 1 января 2017 г. увеличен с 45 млн до 90 млн руб. предельный размер доходов, при соблюдении которого организации могут претендовать на применение этого спецрежима (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

Кроме того, со 100 млн до 150 млн руб. повышен лимит стоимости основных средств (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Также увеличено с 60 млн до 120 млн руб. пороговое значение величины доходов, при превышении которого теряется право на «упрощенку» (п. 4, 4.1 ст. 346.13 НК РФ).

Откорректироны положения п. 4 ст. 346.20 НК РФ. Сейчас эта норма Кодекса дает возможность субъектам РФ установить нулевую ставку «упрощенного» налога для индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению. Законодатели уточнили, что данная льгота может быть введена в регионах для бизнесменов независимо от того, какой объект налогообложения («доходы» или «доходы минус расходы») они выбрали.

Также данная норма дополнена следующим положением: в период действия нулевой ставки индивидуальные предприниматели, выбравшие объект налогообложения «доходы минус расходы», не уплачивают минимальный налог.

Налоговый контроль

Федеральный закон от 03.07.2016 № 240-ФЗ внес поправки в первую часть НК РФ. Изменения касаются проведения проверок консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) и налогового мониторинга. Новации вступят в силу 3 августа 2016 г.

Проверки КГН

Внесены изменения в ст. 89.1 НК РФ, регламентирующую порядок проведения выездной проверки КГН. Данная норма дополнена п. 4.1, согласно которому налоговики не могут проверять правильность определения полученных доходов и осуществленных расходов участником КГН за период, за который в отношении него проводится (или был проведен) налоговый мониторинг. Правда, из этого правила есть исключения. Так, проверка возможна в следующих случаях:

  • ее осуществляет вышестоящий налоговый орган в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;

  • налоговый мониторинг досрочно прекращен;

  • участник КГН не выполнил мотивированное мнение налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налога на прибыль, которое было ему направлено;

  • ответственный участник КГН представил уточненную декларацию по налогу на прибыль по КГН за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной декларацией в связи с уменьшением доходов (увеличением расходов) участником КГН, в отношении которого проводился налоговый мониторинг.

Обратите внимание: если в отношении участника КГН проводится либо был проведен налоговый мониторинг за проверяемый период, то этот участник не указывается в решении о проведении выездной проверки КГН (п. 2 ст. 89 НК РФ).

Налоговый мониторинг

Согласно изменениям, внесенным в п. 1 ст. 105.26 НК РФ, налоговый мониторинг будет проводиться и в отношении правильности исчисления и полноты уплаты страховых взносов. Кроме того, в этой норме Кодекса появился порядок проведения налогового мониторинга КГН. Так, предметом налогового мониторинга в отношении участника КГН является правильность определения полученных им доходов и осуществленных расходов для целей налогообложения прибыли по КГН. При этом в отношении ответственного участника КГН не проверяется правильность определения другими участниками КГН полученных доходов и осуществленных расходов для целей налогообложения прибыли по КГН.

Откорректировано одно из условий, при соблюдении которых организация может претендовать на налоговый мониторинг. Сейчас в подп. 1 п. 3 ст. 105.26 НК РФ сказано, что совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, подлежащих уплате в бюджет за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, должна составлять не менее 300 млн руб. Эта норма дополнена следующими положениями.

При определении совокупной суммы налогов учитываются только те налоги, обязанность по уплате которых возложена на организацию как на налогоплательщика и налогового агента. Для организации, являющейся участником КГН (в том числе ответственным участником), в совокупную сумму налогов включается сумма налога на прибыль. Она определяется на основе полученных организацией доходов и осуществленных расходов, учитываемых при формировании консолидированной налоговой базы.

Расширен перечень сведений, которые фиксируются в регламенте информационного взаимодействия (п. 6 ст. 105.26 НК РФ). Теперь в нем нужно будет указывать порядок отражения в регистрах налогового учета налоговой базы, сведения о регистрах бухгалтерского учета, информацию о системе внутреннего контроля данной организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) не только налогов (сборов), но и страховых взносов.

Поправки конкретизировали, что следует понимать под системой внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов (п. 7 ст. 105.26 НК РФ). Это совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов), выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления), а также для своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации. Применяемая организацией система внутреннего контроля должна соответствовать требованиям к организации системы внутреннего контроля, установленным ФНС России.

Уточнен перечень документов, которые представляются налоговикам вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга (п. 2 ст. 105.27 НК РФ). Теперь регламент информационного взаимодействия можно сдать в произвольной форме. Кроме того, помимо перечисленных в данной норме документов нужно будет представить внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации.

Если в представленном регламенте информационного взаимодействия не полностью указана необходимая информация, налоговый орган не позднее одного месяца со дня получения заявления о проведении налогового мониторинга сообщает об этом организации с требованием представить в течение десяти дней необходимые пояснения (дополнительные документы, информацию) и (или) внести соответствующие изменения (дополнения) в регламент информационного взаимодействия. Такое правило теперь установлено в п. 3.1 ст. 105.27 НК РФ.

Появилось еще одно основание для отказа в проведении налогового мониторинга. Так, налоговики не возьмутся за мониторинг, если система внутреннего контроля, применяемая в организации, не будет соответствовать установленным требованиям к организации внутреннего контроля (подп. 4 п. 5 ст. 105.27 НК РФ).

Страховые взносы в НК РФ

В первую и вторую части НК РФ Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ (далее — Закон № 243-ФЗ) внесены поправки, связанные с передачей полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование налоговым органам. Они вступят в силу с 1 января 2017 г.

Мы уже рассказывали о проекте этого федерального закона, когда он был представлен на рассмотрение в Госдуму Правительством РФ (подробнее см. «БП», 2016, № 15). В процессе обсуждения законопроекта в Госдуме его текст был несколько переработан, но общая концепция осталась прежней — порядок исчисления и уплаты страховых взносов сохраняется таким же, как сейчас предусмотрен Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ).

Остановимся на отдельных моментах, которых не было в первоначальной редакции законопроекта.

Так, уточнено, что к отношениям по установлению и взиманию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой указанных страховых взносов, обжалования актов, действий (бездействия) должностных лиц соответствующих органов контроля и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется (п. 3 ст. 2 НК РФ).

Добавлена обязанность организаций сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории РФ, полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (подп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона № 243-ФЗ эта обязанность касается только обособленных подразделений, созданных после 1 января 2017 г.

Плательщики страховых взносов, применяющие УСН, основным видом деятельности которых является один из перечисленных в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ (их перечень соответствует приведенному сейчас в подп. 8 п. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ), смогут применять пониженные тарифы страховых взносов, только если их доходы за налоговый период не превышают 79 млн руб. (подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ).

Изменился срок представления расчета по страховым взносам. В первоначальном тексте законопроекта предполагалось, что сдавать его в налоговую инспекцию нужно будет: на бумажном носителе — не позднее 20-го числа, а в электронном виде — не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным (расчетным) периодом. В редакции закона, принятой Госдумой и подписанной Президентом РФ, срок сдачи расчета на бумажном носителе и в электронной форме установлен единым — не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ).

Контролировать правильность исчисления и уплаты страховых взносов будут налоговики. А вот камеральную проверку правильности заявленных в расчете расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством будут проводить территориальные органы ФСС России в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (п. 13 ст. 88, п. 8 ст. 431 НК РФ).

Если территориальный орган ФСС России вынесет решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения, налоговики выставят плательщику страховых взносов требование об уплате взносов в течение десяти дней со дня получения налоговым органом соответствующего решения (п. 2.1 ст. 70 НК РФ).

Другие поправки

Норма, в которую внесены изменения

Суть изменений

Федеральный закон, внесший изменения

Дата вступления закона в силу

Первая часть НК РФ

Пункт 1 ст. 86

При открытии счета в банке предъявлять свидетельство о постановке на учет в налоговом органе должны будут только иностранные организации, не указанные в подп. 1 п. 1 ст. 86 НК РФ, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты

от 03.07.2016 № 241-ФЗ

01.09.2016

Пункт 3 ст. 93

Установлено, что уведомление о невозможности представить истребуемые в ходе проверки документы может быть представлено в налоговый орган: лично проверяемым лицом или через его представителя;

в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи;

через личный кабинет налогоплательщика;

по почте заказным письмом, если на проверяемое лицо не возложена обязанность по представлению декларации в электронной форме.

Форма и формат указанного уведомления будут утверждены ФНС России

от 03.07.2016 № 240-ФЗ

01.08.2016

Пункт 5 ст. 93.1

Введена возможность представления уведомления о невозможности представить в налоговые органы документы, которые истребуются у контрагентов проверяемого лица

от 03.07.2016 № 240-ФЗ

01.08.2016

Глава 21 «Налог на добавленную стоимость»

Для целей налогообложения НДС понятие «финансовые инструменты срочных сделок» заменено на понятие «производные финансовые инструменты»

от 03.07.2016 № 242-ФЗ

01.10.2016

Глава 23 «Налог на доходы физических лиц»

Для целей налогообложения НДФЛ понятие «финансовые инструменты срочных сделок» заменено на понятие «производные финансовые инструменты»

от 03.07.2016 № 242-ФЗ

01.01.2017

Пункт 5 ст. 214.1

Установлено, что производным финансовым инструментом признается договор, отвечающий требованиям закона о рынке ценных бумаг. Перечень видов производных финансовых инструментов (в том числе форвардные, фьючерсные, опционные контракты, своп-контракты) устанавливается ЦБ РФ. Для целей налогообложения по НДФЛ к производным финансовым инструментам, не обращающимся на организованном рынке, относятся опционные контракты, не обращающиеся на организованном рынке

от 03.07.2016 № 242-ФЗ

01.01.2017

Пункт 20.1 ст. 217

Выведены из-под обложения НДФЛ единовременные выплаты дополнительного поощрения в денежной и (или) натуральной формах, полученные от некоммерчес-ких организаций, уставной целью деятельности которых является организационная и финансовая поддержка проектов и программ в области спорта высших достижений: спортсменами за каждое призовое место на Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских играх;

тренерами и иными специалистами в области физической культуры и спорта, принявшими непосредственное участие в подготовке спортсменов, занявших призовые места на Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских играх

от 03.07.2016 № 247-ФЗ

03.07.2016

Пункт 68 ст. 217

Освобождены от обложения НДФЛ доходы в денежной или натуральной форме в виде перечисляемых на банковский счет физлица денежных средств и (или) полной или частичной оплаты за него товаров и (или) услуг российскими и иностранными организациями. Данные доходы должны быть получены в результате участия гражданина в бонусных программах с использованием банковских карт

от 03.07.2016 № 242-ФЗ

01.01.2017

Глава 25 «Налог на прибыль организаций»

Для целей налогообложения налогом на прибыль понятие «финансовые инструменты срочных сделок» заменено на понятие «производные финансовые инструменты»

от 03.07.2016 № 242-ФЗ

01.01.2017

Глава 25.3 «Государственная пошлина»

Подпункт 4.3 п. 1 ст. 333.33

Установлена госпошлина за внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, в размере 100 000 руб.

от 03.07.2016 № 246-ФЗ

03.08.2016

Подпункт 4.4 п. 1 ст. 333.33

Установлена госпошлина за выдачу дубликата свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, взамен утраченного или пришедшего в негодность в размере 1000 руб.

Подпункт 94 п. 1 ст. 333.33

Откорректированы положения, устанавливающие порядок уплаты госпошлины в связи с лицензированием деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

от 03.07.2016 № 245-ФЗ

03.08.2016

Глава 26 «Налог на добычу полезных ископаемых»

Пункты 1, 4, 16 ст. 342.4

Откорректирован порядок расчета базового значения единицы условного топлива, коэффициента, характеризующего степень сложности добычи газа горючего природного и (или) газового конденсата из залежи углеводородного сырья, и показателя, характеризующего расходы на транспортировку газа горючего природного

от 03.07.2016 № 242-ФЗ

01.09.2016

Глава 30 «Налог на имущество организаций»

Пункт 3.1 ст. 380

Ставка налога на имущество в размере 0% будет применяться в отношении объектов, предусмотренных техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, или проектной документацией объектов капитального строительства, и необходимых для обеспечения функционирования объектов магистральных газопроводов, объектов газодобычи, объектов производства и хранения гелия

от 03.07.2016 № 242-ФЗ

01.01.2017