Государство поддержит импортозамещение на отечественном кинорынке

| статьи | печать

Государственный фонд кино определил кинокомпании, которые получат бюджетную поддержку в размере 1,8 млрд руб. Деньги получат Art Pictures Фёдора Бондарчука и Дмитрия Рудовского, «Дирекция кино» Анатолия Максимова, СТВ Сергея Сельянова, «Нон-стоп продакшн» Александра Роднянского и Сергея Мелькумова, «Тритэ» Никиты Михалкова, студия «Таббак» Тимура Бекмамбетова, «Централ партнершип» (ЦПШ, «Газпром-медиа») и Enjoy Movies Сарика Андреасяна, Гевонда Андреасяна и Георгия Малкова.

Фонд определял лидеров по специальной системе рейтингов, где кинокомпаниям начисляются баллы за посещаемость фильмов в кинотеатрах, рейтинги их показа на ТВ, призы на кинофестивалях. Учитывается работа компании за последние пять лет. После озвучивания списка обладателей бюджетного финансирования стало ясно, что этом году государство профинансирует проекты тех же восьми крупнейших кинокомпаний, что и в 2015-м. Всего Фонд кино распределит между продюсерами 2,8 млрд руб. из бюджета, что на 200 млн руб. меньше, чем в 2015-м. Около 1,8 млрд руб. из этой суммы получат кинокомпании-лидеры, остальное достанется другим продюсерам в рамках общего конкурса.

Правда, на сегодняшний день условия получения финансирования существенно изменились. Если ранее часть денег фонда продюсеры получали на условиях возврата полученной суммы, то в 2016-м все бюджетные средства кинокомпании будут переданы безвозмездно. «Министерство культуры приняло решение в следующем году, в Год российского кино, одноразово в качестве шага навстречу нашему кинематографическому сообществу все средства, которые выделяются Фондом кино, выделить на безвозвратной основе», — заявил министр культуры РФ Владимир Мединский. В этом году государство выделило на поддержку кинопроизводства более 5 млрд руб., из которых 3 млрд руб. Минкультуры передало Фонду кино. Этот фонд распределяет деньги между продюсерами по конкурсу, но отдаёт приоритет так называемым кинокомпаниям-лидерам (и массовым коммерческим картинам). Около 40% полученных от Минкульта денег фонд выдаёт компаниям на условиях 100-процентного возврата средств, остальное — безвозмездно. Возвращённые продюсерами деньги фонд вновь тратит на кино, прежде всего на поддержку картин в прокате. Таким образом, в этом году фонд реинвестировал в индустрию дополнительно около 900 млн руб.

Последний раз государство распределяло деньги между кинокомпаниями полностью безвозвратно в 2009 г. Тогда продюсеры могли получить от Министерства культуры около 30 млн руб. на одну картину. Но в итоге правительство сочло эту схему крайне неэффективной. Поэтому распределение денег на массовое кино от Минкультуры передали Фонду кино, который раздавал их крупнейшим российским кинокомпаниям, чьи фильмы собирали большое количество зрителей.

Первые три года фонд давал деньги продюсерам на условиях минимального возврата — он получал сумму, пропорциональную участию в бюджете картины, из 5% сборов фильма.

В результате в 2010 г. продюсеры вернули фонду всего около 100 млн руб. из 1,4 млрд руб. выделенных им денег. Прежний исполнительный директор Фонда кино Сергей Толстиков в 2012 г. объяснял, что порог возврата надо повышать, это поможет поддержать по-настоящему массовое, коммерческое кино и в конечном итоге способствовать росту киноиндустрии в стране. В 2013 г. на полностью возвратных условиях было распределено около четверти денег фонда, в 2014—2015 гг. — около 40%. В нескольких случаях фонд вынужден судиться с продюсерами, которые не возвращали ему деньги. Как объясняли сотрудники фонда, такие случаи происходят как по вине самих продюсеров, которые не справились с проектом, так и по объективным причинам — к примеру, из-за вынужденного переноса срока съёмок и, соответственно, выхода картины в прокат. Помимо поддержки «взрослого» кино, фондом запущен конкурс для молодых кинематографистов во ВГИКе на создание короткометражки — до 15 минут, которая должна быть посвящена кино, потому что весь этот проект приурочен к Году российского кино. Участие бесплатное, отбор продлится до 30 апреля. Участникам необходимо прислать заявку со сценарием, логлайном, синопсисом и режиссёрской экспликацией. По итогам отбора киностудия определит команды, которые за две недели должны будут снять фильмы под руководством известных режиссёров. Предварительное согласие на участие в работе уже дали Ираклий Квирикадзе, Жора Крыжовников и Александр Войтинский. Также киностудия планирует привлечь к этой работе Валерия Тодоровского и других актёров. Участники лаборатории, помимо собственно съёмок фильма, смогут также посетить лекции и мастер-классы преподавателей ВГИКа, ВКСР, ГИТР, Московской школы нового кино, Киношколы им. МакГаффина и Киноакадемии Никиты Михалкова.

Кроме того, киностудия Горького принимает уже готовые короткометражки, произведённые не раньше сентября 2015 г. Их продюсеры студии собираются продвигать на российских кинофестивалях. Также открыт приём готовых сценариев. Лучшие из них киностудия запустит в производство. Итоги всех конкурсов будут подведены до 15 мая этого года. Узнать их результаты можно будет на официальном сайте киностудии.

После публикации списка лидеров Фонд кино объявил о начале конкурса на получение безвозмездной финансовой поддержки на производство фильмов. Подача заявок продлится до конца марта. Питчинги, где кинокомпании презентуют претендующие на господдержку новые проекты, должны пройти в мае.

Помимо этого ВГИКу будет выделен государственный грант в размере 5 млн руб. на поддержку студентов, которые из-за кризиса не могут оплачивать своё дальнейшее обучение. Итогом и стало решение Фонда кино выделить институту грант. По оценке главы фонда Антона Малышева, эта сумма поможет завершить обучение 20 талантливым студентам, которых будет отбирать учёный совет ВГИКа.

Субсидия Фонду кино на поддержку проектов традиционно выделяется Министерством культуры РФ на условиях, прописанных в специальном соглашении. В документе этого года есть ряд нововведений. Так, все фильмы, претендующие на получение бюджетных денег, должны будут иметь тифлокомментарии и субтитры, чтобы они были доступны лицам с ограниченными возможностями по слуху и зрению.

Эффективной работа фонда будет признана при условии, что в 2016 г. будет завершено производство не менее 30 картин, которые также будут выпущены в прокат. Восемь из них — от так называемых лидеров, 22 — от других компаний. Причём доля фильмов российского производства в общем объёме проката на территории страны должна составлять не менее 22%.