Власть просит о доверии, бизнес — об инвестициях в человеческий капитал

| статьи | печать

Добиться долгосрочного экономического роста можно лишь на основе доверия бизнеса и общества к власти в сочетании с повышением уровня жизни граждан. К такому выводу пришли участники Красноярского экономического форума, обсуждавшие контуры Стратегии социально-экономического развития страны до 2030 г. Кроме того, предпринимателям и государству нужно более активно заниматься интеграцией нашей экономики со странами Азии.

Доверие, благосостояние и экономический рост — вот три «кита», которые, по словам ректора Российской академии народного хозяйства и государственной службы Владимира Мау, должны лечь в основу Стратегии‑2030. Проект этого документа будет представлен правительству уже в марте нынешнего года.

«Формулировать Стратегию нужно исходя из трех принципов — доверие, благосостояние и экономический рост. Третий пункт обеспечивает первые два, но без первых двух невозможен третий — все взаимосвязано, — подчеркнул В. Мау. — Говоря об экономическом росте, я имею в виду среднесрочную и долгосрочную перспективу. Обеспечить экономический рост на ближайшие два года очень просто, но потом может наступить катастрофа. Меры, которые обеспечивают темпы роста на два года, радикально отличаются от мер, которые обеспечивают темпы роста на 15—20 лет. Все это должно обеспечивать рост благосостояния, и все это невозможно без существенного повышения уровня доверия в обществе».

«Нужно установить реальную атмосферу доверия между обществом, властью и бизнесом. При таких благоприятных условиях можно будет двигаться вперед», — отметил вице-премьер Аркадий Дворкович.

Важнейшим трендом современной экономики и общества в целом стала возрастающая роль развития человеческого капитала. «Как показывает мировая практика, сейчас наиболее конкурентоспособными являются именно те государства, которые вкладываются в людей», — считает г-н Мау.

«Стратегия должна опираться на постоянные ценности. Ее основой будет развитие человеческого капитала, — уверен глава Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин. — Второй аспект успешной реализации Стратегии — улучшение качества жизни. Любая попытка создавать прорывные университеты или проекты, не занимаясь качеством жизни, приведет к оттоку талантливых и образованных людей из страны».

Человеческий капитал деградирует

Между тем в России, по мнению проректора Высшей школы экономики Льва Якобсона, существует опасность деградации человеческого капитала. Причем скорость негативных процессов увеличивается с каждым годом. «Если мы не будем прогрессировать в отношении человеческого капитала, то скатимся вниз, — констатировал проректор ВШЭ. — Мы сейчас болтаемся где-то посредине, во многом опираясь на инерцию. Через 15 лет этого уже не будет: мы будем либо намного сильнее, либо намного слабее. К сожалению, тенденции последних лет делают вероятным последний сценарий».

За несколько лет государственные расходы на здравоохранение в реальном выражении снизились на 20%, на образование — на 15%. «Если такие тенденции продолжатся, это будет означать деградацию человеческого капитала, а вместе с ним — неизбежную деградацию экономики», — прокомментировал сложившуюся ситуацию эксперт. Правда, пока по ряду направлений у России есть реальные возможности войти в группу мировых лидеров в области развития человеческого капитала.

Предстоит заинтересовать всех участников экономической жизни в инвестициях в человеческий капитал. «Одно государство с этой задачей не справится, а бизнес не настроен вкладываться в человеческий капитал», — считает г-н Якобсон.

Среди других мер, предложенных спикерами форума, — создание целостной комфортной среды, стимулирование здорового образа жизни, формирование новых типов грамотности и развитие клиентоориентированного менеджмента в социальной сфере. Причем все это нужно сделать в ближайшие два-три года, иначе будет упущено время.

«Мир нас не ждет»

Власти и бизнесу следует более активно заниматься интеграцией в экономические процессы, происходящие на Азиатском континенте. «В Азии идут многие процессы, в которых мы должны участвовать, иначе они обойдут нас стороной, — уверен партнер консалтинговой компании McKi№sey & Compa№y Ермолай Солженицын. — Мир нас не ждет. Нам не надо обижаться, как мы обычно делаем, а надо намного более активно, начиная с психологического настроя, общаться, интегрироваться в ситуацию».

«Придется очень медленно, опираясь на спрос Китая, создавать новую инфраструктуру, занимаясь переработкой сырья, — прогнозирует развитие ситуации глава „Базового элемента“ Олег Дерипаска. — Добыча сырья и его экспорт на сегодняшний день нерентабельны. Нужно понимать, что для Сибири наступили очень тяжелые времена, и выполнение всех этих условий, создание долгового рынка, доступ предприятий Сибири к ресурсам, создание перерабатывающих производств — это приоритет».

Одним из рецептов интеграции в азиатскую экономику, по оценке руководителя ИК »Центр Капитал» Анны Нестеровой, является развитие b2b-сектора электронной коммерции, его популяризация в России: «Такие площадки должны появляться, и руководство нашей страны должно способствовать их развитию, но вся основная работа должна лечь на бизнесменов, которые будут развивать данные площадки. У нас есть успешные кейсы в несырьевых направлениях, и нам нужно, чтобы их стало значительно больше».

В России есть много предприятий, которым есть что предложить как на внутреннем рынке, так и за рубежом. Речь идет о широком спектре продукции, начиная с антибактериальных гелей для рук, труб высокого качества и заканчивая микрочипами, которые используются в производстве банковских карт. «У нас широкий спектр клиентов, и сейчас, пока эффект от ослабления рубля все еще реализуется, мы видим, что наша продукция стала особенно желанной за рубежом», — заметила А. Нестерова.

Рост доли российского несырьевого экспорта и создание привлекательных инвестиционных площадок в регионах России, по оценке члена президиума «Деловой России» Ильдара Неверова, открывают новые перспективы для создания совместных предприятий и реализации проектов, в частности, в области трансферта технологий и локализации производства.

В целом же Стратегия‑2030 должна учитывать интересы всех социальных групп общества. «Если стратегия не является консенсусом элит, то она обречена на невыполнение, — сделал вывод ректор московской школы управления „Сколково“ Андрей Шаронов. — Она должна быть воспринята, одобрена, подготовлена на базе консенсуса, в котором правительство является важным, ключевым, но не единственным игроком».