1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 315

Промышленный форум: народным предприятиям — быть!

На Промышленном форуме «Народные предприятия и развитие коллективных форм хозяйствования» обсуждали, что мешает созданию предприятий, принадлежащих работникам. В США и Евросоюзе, коммунистическом Китае, десятках других стран приняты законы и реализуется политика, содействующая формированию различных форм собственности, в том числе коллективной. Именно такой должна быть многоукладная и эффективная рыночная экономика.

*****

Открывая форум, заместитель председателя Комитета Госдумы ФС РФ по промышленности, и.о. председателя Комитета ТПП РФ по промышленному развитию Павел Дорохин отметил, что развитие коллективного сотрудничества — общемировая тенденция. Демократизация производственных отношений значительно расширила участие работников в капитале, доходах и управлении. В 500 крупнейших компаниях доля акций у работников составляет в среднем 27%, а в отдельных случаях превышает 30%. (здесь и далее см. http://tpprf.ru/ru/news/na-promyshlennom-forume-v-tpp-rf-posvyashchennom-razvitiyu-narodnykh-predpri.....

Ещё более перспективна идея полной передачи предприятий в совместную собственность работников, давно и хорошо известная и успешно реализуемая на Западе.

Не случайно бывший президент США Рональд Рейган считал, что миллионы таких американских работников — лучший ответ Карлу Марксу, пророчившему по мере экономического развития возрастание доли коллективной собственности. В мире десятки тысяч таких предприятий. Однако в России их число не превышает двух сотен. Это народные предприятия в форме акционерных обществ работников и сельскохозяйственные производственные кооперативы.

В то же время, констатировал П.Дорохин, их создание не находит должной поддержки со стороны органов власти. Необходимо принять назревшие поправки в Федеральный закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)». Коллективные предприятия могут и должны стать локомотивами возрождения российской экономики.

Далее кратко излагается содержание выступлений ряда участников форума.

*****

Президент ТПП РФ Сергей Катырин в своём выступлении особо подчеркнул значение данной формы хозяйствования и выразил уверенность, что поддержанные законодательно народные предприятия и кооперативы смогут внести достойный вклад в развитие отечественной промышленности и сельского хозяйства.

Даже в условиях кризиса и режима санкций народные предприятия Московской, Калужской и Липецкой областей, Уральского региона, Республики Татарстан и Удмуртской Республики, Волгограда показывают высокие производственные результаты.

Достойный пример: испанская народная корпорация «Мондрагон» входит в топ-7 крупнейших испанских компаний. В скандинавских странах кооперативы производят более 85% сельхозпродукции, а в целом в Евросоюзе — 75%. В качестве примера следует назвать завоевавшее мировую известность финское коллективное предприятие «Валио» — с товарооборотом порядка 2 млрд евро в год.

Чтобы народных предприятий стало больше, необходимо обратиться к опыту лучших. Так, в Липецкой области благодаря этому количество народных предприятий возросло до 16, а кооперативов — в полтора раза.

С. Катырин напомнил о проекте Владимирской ТПП — «ВладимирАгро», поддержанном главой правительства Дмитрием Медведевым.

По оценкам экспертов, вновь создаваемые коллективные предприятия способны добавить российской экономике 1—2%. Тормозят создание коллективных предприятий проблемы, характерные для предприятий всех форм собственности: высокие ставки по кредитам, недостаток денежных средств в экономике, несовершенство законодательной базы, неэффективная система реализации продукции, несправедливое соотношение цен на промышленные ресурсы и продукцию сельского хозяйства.

Поддержка коллективных форм хозяйствования может и должна стать важнейшей составляющей новой экономической политики, уверен С.Катырин.

*****

Руководитель фракции КПРФ в Госдуме Геннадий Зюганов охарактеризовал в первую очередь текущее состояние российской экономики, подвергшейся глобальным и внутренним вызовам. Среди них: системный экономический кризис (два предыдущих кризиса закончились мировыми войнами), международные Трансатлантическое и Тихоокеанское соглашения, грозящие вытолкнуть нас с европейского и азиатского рынков, раскол в обществе (10% богатых захватили 87% ресурсов) и т.д.

Выход из ситуации — активное развитие отечественной промышленности, в том числе предусматривающее массовое создание народных предприятий, демонстрирующих в условиях кризиса наибольшую устойчивость. Аналогично, коллективные сельскохозяйственные предприятия способны переломить ситуацию в агропромышленном комплексе и решить продовольственную проблему в условиях западных санкций и встречного эмбарго. В России немало достойных примеров успешной деятельности экономически эффективных предприятий, основанных на коллективных формах хозяйствования и обеспечивающих справедливое участие работников в доходах. Однако в целом число таких предприятий недостаточно, и необходимы народная политика и энергичные усилия для массового создания народных предприятий во многих сферах общественной деятельности — ключевого звена решения стоящих перед страной проблем.

Г. Зюганов подчеркнул важность форума как площадки для обсуждения представителями бизнеса, науки и органов власти актуальных проблем, с которыми сталкиваются коллективные предприятия, и выработки согласованной программы развития коллективных форм хозяйствования в масштабах страны.

И заверил: решения форума будут представлены президенту России Владимиру Путину в ходе планируемой встречи.

*****

Советник Президента РФ академик РАН Сергей Глазьев охарактеризовал тему семинара актуальной с учётом реальной действительности, а коллективную форму хозяйствования — перспективной. Тотальный и криминальный характер приватизации 1990-х породил коррупцию и разрушил отечественную промышленность. С реорганизацией большинства бывших госпредприятий в открытые акционерные общества ответственные хозяева и стратегические инвесторы не появились, предприятия превратились в склады и офисы, оборудование распродавалось по заниженным ценам, эффективность производства резко упала.

Собственность должна мотивировать трудящихся к производительному труду, стать эффективным капиталом, важнейшим общественным гарантом сбалансированного достижения коммерческой выгоды и обеспечения социальной ответственности. Однако сегодня российская экономика снова приобретает черты эпохи 1990-х: недоступные кредиты, растущая доля прибыли, уходящая на их погашение, отказ от инвестиционных программ, угроза банкротств для всё большего числа предприятий и т.д.

Мир ещё 30 лет назад осознал преимущества коллективных форм хозяйствования. Научно-технический прогресс актуализирует необходимость мотивации работников, раскрытия их творческого потенциала как условия инновационных изменений. В таких условиях важно предоставить трудовым коллективам право становиться совладельцами предприятий. Это будет стимулировать их к производительному труду, даст возможность не только защищать свои интересы, но также распоряжаться доходами, принимать решения и нести солидарную ответственность за результаты совместной производственной деятельности. Данный подход полностью соответствует современным представлениям экономической науки и требует соответствующих изменений в действующем законодательстве.

*****

Заместитель директора ЦЭМИ РАН, член-корреспондент РАН Георгий Клейнер подчеркнул актуальность темы форума, посвящённой развитию одной из наиболее прогрессивных форм хозяйствования — коллективной. Предприятие — это системный ресурс, включающий капитал, труд, инвестиции и т.д. Сравнение госкорпораций, частных компаний и народных предприятий высвечивает неравенство возможностей, крайнее экономическое неравенство между ними с точки зрения их силы и связи с государством.

На народных предприятиях собственники внутри, а не вне предприятия или в офшорах. Такие собственники знают, как управлять и чего они хотят. Для них это судьба. Для других собственников акции — это проект, предусматривающий их куплю-продажу при определённых условиях. Поэтому народные предприятия — ядро новой солидарной российской экономики.

Необходимо менять само понятие собственности — собственник не должен иметь право делать с ней всё, что захочет. На Западе это уже действует. Необходимо согласовать права, обязанности и ответственность владельцев производственной собственности. Искомое равновесие между собственниками, работниками, менеджерами и специалистами достигается именно на народных предприятиях.

Чтобы решать озвученные проблемы, необходимо создать Российский союз коллективных предприятий, внести поправки в действующие законы, разработать и в последующем принять закон о предприятиях, характеризующий предприятия разных организационно-правовых форм, подчёркивающий содержательную и целевую функции предприятий, их ориентацию не только на максимизацию прибыли.

*****

В последующих выступлениях руководители коллективных предприятий (народных предприятий — акционерных обществ работников и сельскохозяйственных производственных кооперативов), представители органов государственной власти, предпринимательских и общественных структур, учёные и специалисты на конкретных цифрах и убедительных примерах ознакомили присутствующих с реальными экономическими достижениями, планами дальнейшего совершенствования производства и социальной инфраструктуры, требующими немедленного решения проблемами.

Подчёркнуто было, что коллективные формы хозяйствования имеют значение не только для экономики. Мы не добьёмся значимого успеха в создании коллективных предприятий, если не поймём, что это частный случай коллективизма как системы обустройства общества.

Одной из причин возникших в экономике проблем называют недостаточные гарантии права собственности в отечественном бизнесе. Но более перспективно и справедливо добиваться для десятков миллионов работников в российской экономике конституционного права быть совладельцами средств производства и результатов труда. Это и будет реальной гарантией права собственности!

Наибольший эффект от коллективной собственности достигается лишь при последовательном развитии различных форм самоуправления — местного (территориального), производственного и общественного, как системно взаимодействующих взаимозависимых и взаимно дополняющих друг друга составляющих единого механизма.

Отсюда следует необходимость содействовать возрождению в российском обществе коллективных ценностей в гармонии с индивидуальными и общественными, государственными интересами.

Крайне важно обеспечить политическую, информационную, просветительскую, гуманитарную и, главное, широкую общественную поддержку.

Страна не достигнет общественно значимых экономических и социальных результатов, если в СМИ (печатных, электронных, интернете) не появятся материалы, посвящённые людям труда и самому труду — мотивированному, эффективному, итогом которого является справедливое распределение доходов и растущее благополучие для всех.

Чтобы успешно решать стоящие перед страной задачи, нужны молодые кадры — инициативные, обученные единомышленники-патриоты. Дефицит специалистов, в частности, ориентирующихся на создание коллективных предприятий, очевиден. На повестке дня регулярная целевая подготовка в учебных заведениях менеджеров со специализацией 080504.65-16 — «Производственное самоуправление и переподготовка кадров». Это относится также к подготовке юристов, специализирующихся на данном направлении.

Коллективные формы хозяйствования, собственность работников, их участие в управлении и доходах столетиями волновали великие умы: Ломоносова и Менделеева, Чернышевского и Добролюбова, Майкова и Подолинского, Сисмонди, Карла Маркса и Р. Рейгана, Папу Римского Иоанна Павла II, Святослава Федорова и многих-многих других.

Именно на этом пути они видели непротиворечивый баланс между коммерческой выгодой и социальной ответственностью, интересами государства, собственника и работника.

Авторитетные эксперты утверждают, что ведущей тенденцией XXI века станет эффективное массовое сотрудничество, коллективные действия людей, преследующих не свои личные сиюминутные цели, а участвующих в том, что работает на солидарный и долгосрочный интерес. Отсюда — возможность преодолеть отчуждение большинства от распределения экономических результатов, знаний, власти и капитала.

Если не откликнемся на явные признаки недалёкого будущего, не поймём сути происходящих и предстоящих фундаментальных трансформаций, продолжим подменять эффективные действия угодливой имитацией, рискуем безвозвратно оказаться на задворках цивилизации.

Высказано единодушное мнение о необходимости донести данную информацию до руководства страны, срочно внести законодательные поправки, создать Российский союз коллективных предприятий как координирующий орган, содействующий развитию коллективных форм хозяйствования в отечественной экономике.

Сегодня как никогда высок политический рейтинг главы государства. Самое время конвертировать политическое доверие большинства в экономическое доверие большинству!

Ниже представлена единогласно принятая резолюция Форума.

РЕЗОЛЮЦИЯ
Промышленного форума «Народные предприятия
и развитие коллективных форм хозяйствования»

г. Москва
16 ноября 2015 года

Коллективное сотрудничество — набирающее силу значимое социально-экономическое явление текущего столетия. Начиная со второй половины XX века предприятия, основанные на коллективных формах хозяйствования и находящиеся в совместной собственности работников, успешно действуют в развитых и развивающихся экономиках — в США, Китае, странах ЕС. Десятки законов стимулируют их деятельность, предусматривают льготы и преференции. В Европе инициатор таких новаций — Еврокомиссия.

Российское законодательство определяет коллективные предприятия как «акционерные общества работников (народные предприятия)». Их разновидностью являются также кооперативы (производственные, снабженческо-сбытовые, кредитные и др.). Право на долю дохода работника и его благополучие увязаны с ответственностью за достигнутые всем трудовым коллективом общие результаты деятельности.

Гармонично сочетая интересы государства, бизнеса и индивида, коллективные предприятия обеспечивают баланс коммерческой выгоды и социальной справедливости. Среди них:

— ЗАО «НП „Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат имени С.П.Титова“» (Республика Татарстан) — один из лидеров отрасли;

— ЗАО «Совхоз имени Ленина» (Московская область) — крупнейший агропромышленный комплекс страны;

— ЗАО «НП „Конфил“» (г. Волгоград) — входит в число 20 крупнейших кондитерских компаний России;

— Сельскохозяйственный производственный кооператив (СХПК) «Звениговский» (посёлок Шелангер, Республика Марий Эл);

— ЗАО «НП „Красная звезда“» (Удмуртская Республика) — производство мебели;

— СХПК «Усольский свинокомплекс» (Иркутская область);

— ЗАО «НП «Знамя» (г. Сухой Лог, Свердловская область) — производство кровельных материалов;

— СХПК «Колхоз „Терновский“» (Ставропольский край);

ЗАО «НП „Жуковмежрайгаз“» (Калужская область) — услуги по газоснабжению;

— ЗАО «НП „Архангельскхлеб“» (г. Архангельск) — производство хлебобулочных и кондитерских изделий, и др.

Ценный опыт накоплен в Липецкой области, где в соответствии с долгосрочной программой развития коллективных форм хозяйствования за последние годы созданы 16 народных предприятий, более 100 кооперативов.

Президент Российской Федерации В.В.Путин в приветствии участникам игостям IVотчетно-выборной конференции Российского союза народных предприятий 12 сентября 2003 г. подчёркивал: «Появившись внашей стране сравнительно недавно, народные предприятия действуют сегодня вомногих российских регионах. Они востребованы вразличных отраслях производства ипереработки, вусловиях современной рыночной экономики стремятся укреплять свои позиции».

Однако коллективных предприятий в России всего несколько сотен. Экономический блок правительства не поддерживает развитие собственности работников на принципах совладения средствами производства и результатами труда, справедливого участия каждого сотрудника в доходах, управлении и принятии решений.

Созданию коллективных предприятий также препятствуют:

— устаревшая правовая база и противодействие внесению законодательных поправок и дополнений в единственный, принятый ещё в 1998 г. федеральный закон о народных предприятиях;

— административное давление и попытки недружественного поглощения или преобразования народных предприятий в подконтрольные коммерческие структуры другой формы собственности;

— отсутствие общероссийского центра, координирующего деятельность коллективных предприятий и т.д.

Участники Форума убеждены: возрождение в российском обществе коллективных ценностей и развитие коллективных форм хозяйствования может и должно стать стратегически действенным и мотивирующим фактором социально-экономических преобразований, эффективным элементом антикризисного плана российского правительства, возрождения и развития сельских территорий, важным направлением экономического сотрудничества и интеграции стран-участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

В этой связи участники Форума отметили следующие первоочередные задачи:

1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации для рассмотрения и принятия в ходе весенней сессии 2016 г. законопроекты с поправками в Федеральный закон от 19.07.98 №115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)», Федеральный закон от 08.05.96 №41-ФЗ «О производственных кооперативах», Федеральный закон от 08.12.95 №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». В первую очередь предусмотреть расширение перечня предприятий, которые могут быть преобразованы в коллективные предприятия (народные предприятия, кооперативы и др.), в том числе из числа государственных и муниципальных унитарных предприятий, открытых акционерных обществ, некоммерческих организаций, а также предприятий, подлежащих реорганизации, приватизации, национализации или ликвидации, предприятий-банкротов. Установить порядок такого преобразования.

2. Внести в Налоговый Кодекс Российской Федерации изменения, предусматривающие освобождение всех видов коллективных предприятий от уплаты налога на прибыль в первые пять лет деятельности.

3. Разработать долгосрочную государственную программу «Развитие народных предприятий и коллективных форм хозяйствования в Российской Федерации» с соответствующим бюджетным финансированием.

4. Создать Российский союз коллективных предприятий (РСКП).

Участники Форума считают необходимым:

1. Обратиться к руководству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Торгово-промышленной палаты Российской Федерации с предложением ходатайствовать перед Президентом Российской Федерации В.В.Путиным и Председателем Правительства Д.А.Медведевым о встрече с руководителями народных предприятий и кооперативов с участием депутатов, учёных и экспертов для обсуждения проблем развития коллективных форм хозяйствования в России.

2. Предложить Министерству образования и науки Российской Федерации организовать целевую подготовку и профессиональную переподготовку в высших учебных заведениях в рамках специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» менеджеров со специализацией 080504.65-16 «Производственное самоуправление», а также юристов соответствующего профиля.

3. Проводить на площадках Комитета по промышленности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Общественной палаты Российской Федерации слушания по вопросам демократизации производственных отношений, развития коллективных форм хозяйствования, создания коллективных предприятий, совершенствования законодательства и правоприменительной практики в этой сфере.

4. Содействовать созданию бизнес-инкубаторов «Народные предприятия России» и «Кооперативы России». Поддерживать мероприятия в субъектах Российской Федерации по развитию коллективных форм хозяйствования, руководствуясь принципом «Коллективные предприятия — в каждом российском регионе».

5. Развернуть информационную, пропагандистскую, публицистическую, научно-исследовательскую и консультационно-методическую деятельность.

6. Развивать международные связи по проблематике коллективных форм хозяйствования, в том числе в рамках ЕАЭС.

7. Образовать Оргкомитет по созданию РСКП.

8. Для выполнения настоящей Резолюции сформировать Рабочую комиссию с участием представителей заинтересованных организаций.

Участники Форума призывают все заинтересованные политические и общественные силы России к конструктивному сотрудничеству в деле развития коллективных форм хозяйствования.

Принято единогласно участниками
Промышленного форума «Народные предприятия
и развитие коллективных форм хозяйствования»


P.S. Тема народных предприятий обсуждалась 29 декабря 2015 г. на встрече Президента России Владимира Путина с председателем ЦК КПРФ Геннадием Зюгановым (http://kremlin.ru./events/president/news/51030). Г.Зюганов, информируя об инициативах КПРФ, в частности, сказал: «Мы реализовали проект, который Вы поддержали, – по народным предприятиям. Вместе с Торгово-промышленной палатой мы рассмотрели сейчас уже более 200 предприятий, которые оказались в этом году в условиях кризиса самыми эффективными. Те предприятия, которые тогда я Вам представлял, им помогали, они оказались победителями конкурса на общеевропейском смотре, где отвоёвывают уже европейские рынки даже в условиях санкций». В.Путин: «Это очень хорошие идеи. Давайте поговорим подробно».

Удастся ли в 2016 г. перейти от слов к делу — узнаем в декабре.