1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 472

Важную двуединую задачу решает инициативное бюджетирование

Вовлечь население в решение вопросов местного значения и сэкономить при этом бюджетные средства позволяет такая финансовая инновация, как инициативное бюджетирование.

Рождением своим инициативное бюджетирование обязано муниципалитетам Бразилии, которые четверть века назад первыми в мире начали советоваться с населением, на что потратить часть местного бюджета.

В мире это называется партиципаторным бюджетированием

Практика привлечения местных сообществ к распределению от одного до десяти процентов муниципального бюджета получила название партиципаторного бюджетирования, от английского participatory budgeti№g — формы республиканского устройства, практикуемого во многих городах.

По свидетельству социолога из Европейского университета в Санкт-Петербурге Льва Шилова, сегодня такая практика применяется в самых разных странах — в Латинской Америке и Европе, в США и КНР.

В 2013 г. инновация пришла в Россию. Европейский университет совместно с Фондом Кудрина по поддержке гражданских инициатив начали реализацию пилотных проектов в Череповце (Вологодская область) и Сосновом Бору (Ленинградская область). В обоих городах посредством обыкновенной жеребьевки среди активных жителей создали бюджетные комиссии в составе 20 человек в Череповце и 15 — в Сосновом Бору. Задача комиссий:

  • выбор приоритетных направлений расходования бюджетных средств на инициативные проекты населения;

  • распределение части средств муниципального бюджета на реализацию отобранных проектов;

  • формирование бюджетных заявок от инициативных групп граждан в городской бюджет на очередной финансовый год.

Заседания комиссий проходят обычно каждую неделю в течение двух-трех месяцев — срока, достаточного для принятия взвешенного решения большинством голосов членов комиссии. Присутствовать на заседаниях комиссии могут все желающие. Помимо этого, материалы и итоги заседаний выкладываются на специально созданной интернет-площадке, где с ними может познакомиться любой гражданин и внести свое предложение. Не исключен также формат большой пресс-конференции, на которой члены инициативной бюджетной комиссии могут рассказать об этапах и итогах своей работы.

Установлены три принципа финансовой инновации. Во-первых, утверждает Л. Шилов, должен быть свободный доступ ко всему — жеребьевке, заседаниям, информации. Во-вторых, важно, чтобы это происходило на регулярной основе. И, в-третьих, необходимо участие горожан на всех этапах муниципального бюджетного процесса, который проходят их заявки.

Мировым лидером по количеству муниципальных образований, практикующих партиципаторное бюджетирование, является Бразилия. Более 40% муниципалитетов советуются с местным населением, на что потратить часть местного бюджета. Европейский лидер — Испания имеет более чем скромный показатель — 5%. Тем не менее распространение партиципаторного бюджетирования на разных континентах свидетельствует о том, что эта финансовая инновация входит в практику муниципального управления во всех странах — развитых и развивающихся, богатых и бедных.

В России прижилось название «инициативное бюджетирование»

Труднопроизносимое по-русски словосочетание «партиципаторное бюджетирование» обрело в российской муниципальной практике иное звучание — инициативное бюджетирование.

Состоявшаяся в конце октября первая Всероссийская конференция по инициативному бюджетированию стала, по общему мнению ее участников, вехой во взаимоотношениях бюрократии и гражданского общества. Оказывается, активные граждане и неравнодушные чиновники способны понимать друг друга и договариваться. Но не по принципу «ты — мне, я — тебе», что расценивается нынче коррупцией, а в интересах всех жителей муниципальных территорий.

Выяснилось также, что и бюрократы сопереживают за развитие муниципальных образований, в которых они живут и работают. Они готовы и поработать вместе с соседями, и внести собственные сбережения в общую копилку, и поспособствовать принятию к исполнению инициативных проектов.

Собственно, организаторы форума — Комитет гражданских инициатив (КГИ), Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов России (НИФИ) и Всемирный банк — одну из задач конференции видели именно в сближении местной власти с местным населением.

— Поднятие престижа и качества планирования муниципальных бюджетов, достижение консенсуса граждан по ключевым вопросам жизни своей территории — это важнейшие составляющие решения социальных проблем страны, — сказал, в частности, председатель КГИ Алексей Кудрин.

Выступивший на конференции заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров заявил: «Под пристальным вниманием граждан средства местных бюджетов используются эффективнее». По его словам, местные бюджеты — это тот уровень, на котором граждане получают услуги в сфере образования, здравоохранения и ЖКХ, и только на местном уровне могут раскрыться все возможности инициативного бюджетирования, предполагающего прямое вовлечение граждан в отбор приоритетных направлений расходования средств. А. Лавров подчеркнул, что Министерство финансов будет участвовать в подобных проектах, поддерживать и развивать их.

На первую Всероссийскую конференцию по инициативному бюджетированию приехали представители региональных властей, главы муниципалитетов, депутаты региональных и муниципальных собраний, специалисты, занимающиеся разработкой и внедрением программ поддержки местных инициатив. Своим опытом поделились губернатор Кировской области Никита Белых и представители Ставропольского края, Вологодской, Тверской и Тульской областей. По убеждению Н. Белых, подобные практики не только повышают уровень гражданской активности людей, но и поднимают уровень доверия населения к власти. «А это — залог успешного развития регионов», — считает глава области.

Исполняющая обязанности директора Всемирного банка по России Сильви Боссутро сообщила, что в реализуемой в России Программе поддержки местных инициатив участвуют 1079 муниципальных ­образований. В 2007 г. было 106 пилотных муниципий.