1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 133

Не всем по нраву тишь да гладь застоя местной власти

В редакцию «ЭЖ» продолжают поступать просьбы не прекращать публикации о практике взаимодействия разных уровней публичной власти и населения по решению местных вопросов, начатые прошлой осенью.

Напомним, что газета быстро откликнулась на первые просьбы, опубликовав в ноябре — декабре прошедшего года несколько статей: «Важную двуединую задачу решает инициативное бюджетирование» («ЭЖ», 2015, № 43), «Люди не хотят ждать и пускают шапку по кругу» («ЭЖ», 2015, № 45), «Механизмы самофинансирования не должны заменять средства местного бюджета» («ЭЖ», 2015, № 47).

Мало желающих быть иждивенцем

Вопреки расхожему мнению, особенно во властных структурах, об инертности россиян социологические обследования разных слоев населения свидетельствуют об обратном. Так, согласно опросу жителей Кировской области, осуществленному в 2013 г., только 16% респондентов ответили отрицательно на вопрос «Готовы ли вы внести вклад в решение вашего поселения?» Безоговорочное «да» сказали 54% опрошенных, а еще 23% выразили готовность участвовать в общественных делах при условии улучшения условий и качества жизни для их семей. Примечательно, что число положительных ответов намного выше среди тех, кто уже лично участвовал в решении местных проблем. Они же, то есть уже вовлеченные в общие дела, превалируют в ответе на вопрос «Кто должен решать проблемы вашего поселения?»: 65% ответов «администрация вместе с населением» против 23% ответов «администрация, на то она и существует». И чем активнее люди, тем больше они доверяют местной власти. 75% респондентов, расставшихся с иждивенческим настроением, доверяют главе своего поселения больше, чем главе района и губернатору.

Результаты этого социологического исследования позволяют сделать вывод о том, что участие местных сообществ в решении вопросов местного значения содействует:

  • снижению иждивенческих настроений;

  • повышению уровня доверия органам местного самоуправления;

  • вовлечению населения в решение местных проблем;

  • развитию диалога между населением и властными структурами разных уровней публичной власти, в том числе органов государственной власти субъектов Федерации.

Между тем согласно статистическим наблюдениям 2013—2014 гг. в селах России, в которых проживает более 25% населения страны и 42% малоимущих граждан, не решены полностью проблемы, связанные с состоянием социальной и коммунальной инфраструктуры и доступом к разным услугам. Так, только в 5% сельских населенных пунктов есть канализация, в 28% нет дорог с твердым покрытием, лишь 32% сел и деревень обеспечено централизованным водоснабжением. Для сравнения: в Польше 90% сельских муниципальных образований имеют водопровод, каждая третья сельская муниципия — биологическую очистную станцию («ЭЖ», 2016, № 03).

Под лежачий камень вода не течет

Как мы уже писали, Программа поддержки местных инициатив (ППМИ) Всемирного банка реализуется в России с 2007 г. По заверению представителей глобальной финансовой структуры, каждый российский регион, заинтересованный в развитии своих территорий силами местных сообществ, может присоединиться к программе в любой момент и получить методическую и консультационную помощь, как это делается в пилотных субъектах РФ. Это, конечно, сложнее, чем принародно «выстраивать» глав муниципалитетов, как это случается в одном из приволжских регионов с губернатором из топ-20 рейтинга эффективных глав субъектов Федерации. Надо изыскать и зарезервировать средства в региональном бюджете, чтобы стимулировать муниципалитеты на активную работу с неравнодушным населением, а затем выполнить свое обязательство по субсидированию микропроектов активных граждан. Суммы на каждый инициативный проект варьируются от 500 000 до 3 млн руб. Размер субсидии, равно как и количество заявок на конкурс от органов местного самоуправления, зависит от региональных особенностей: территории реализации инициативного микропроекта, структуры и размеров муниципального образования, состояния инфраструктуры, доступности финансовых средств, наличия спонсоров или соучастия бизнеса. Предельные нормы заявок и уровни софинансирования в отдельных субъектах РФ представлены в таблице.

Еще придется смириться с отсутствием практики на местах, недостаточным профессионализмом местных кадров. И не всегда потом люди добрым словом отзовутся о губернаторском вспоможении, им виднее результат работы местной власти.

А участие Всемирного банка ограничивается техническим сопровождением ППМИ, но никак не софинансированием, несмотря на многообещающее название глобального финансового учреждения. Оно заключается:

  • в консультировании;

  • обучении;

  • мониторинге и анализе результатов;

  • распространении результатов;

  • информационном освещении.

Так, специалисты извне помогают разработать нормативно-правовую базу, организовать обучение местных кадров, подготовить отчетную документацию после реализации проекта, разработать информационную систему услуг (ИСУ) ППМИ в регионе. По свидетельству Всемирного банка, его эксперты приняли участие в проведении 1082 собраний жителей в 2014 г. на территории России, оказали консультационную помощь инициативным россиянам в 366 муниципальных образованиях, содействовали подготовке 332 отчетов о реализованных микропроектах с выездом в поселения.

В основе ППМИ можно выделить четыре основных принципа:

1) концентрация практической работы на самом низовом территориальном уровне — в селах, деревнях, улусах, аулах, кишлаках и в городских микрорайонах;

2) фокус на развитии социальной инфраструктуры и повышении качества социальных услуг;

3) непосредственное вовлечение населения в определение проблемы и решение этой проблемы;

4) развитие потенциала местных сообществ и органов местного самоуправления за счет обучающих и информационных мероприятий.

Но главное — готовность местных сообществ разделить с местной властью ответственность за решение той или иной проблемы в муниципалитете. Под лежачий камень вода не течет.

Характеристика уровня софинансирования микропроектов инициативного населения в разных регионах России

Субъект РФ

Тип муниципального образования

Максимальное число заявок на конкурс от одного органа местного самоуправления

Размер субсидии

Условия софинансирования














Республика Башкортостан

Поселение

До 2 заявок

Общая сумма заявок – до 1,5 млн руб.

Не менее 5% средств из бюджета поселения и не менее 1% от населения

Республика Северная Осетия — Алания

Поселение

1 заявка

До 0,7 млн руб. на 1 заявку

Не менее 5% средств из бюджета поселения и не менее 5% от населения

Ставропольский край

Поселение

1 заявка

До 2 млн руб. на 1 заявку

Определяется уровнем бюджетной обеспеченности по каждому поселению

Кировская область



Поселение

До 4 заявок

1 заявка – до 1,5 млн руб. или до 3 заявок до 0,5 млн руб. каждая.

Не менее 5% средств из бюджета поселения

Муниципальный район

До 3 заявок

Общая сумма заявок до 1 млн руб.

Не менее 5% средств из бюджета муниципального района

Городской округ

Неограничено (1 заявка от целевой группы)

До 3 млн руб. на 1 заявку

Не менее 10% средств из бюджета городского округа

Нижегородская область

Поселение, городской округ

До 4 заявок от каждого муниципального

образования

Общая сумма заявок до 2 млн руб.

Не менее 20% средств из местного бюджета и не менее 5% от населения

Тверская область

Поселение

1 заявка

До 0,7 млн руб. на 1 заявку

Не менее 10% средств из бюджета поселения и не менее 5% от населения

ИСТОЧНИК: Всемирный банк

Комментарий

Никита Белых, губернатор Кировской области

Это действительно один из наших самых масштабных и программных проектов. Суть в том, что мы одновременно и решаем какие-то вопросы местного значения, конкретные проблемы, и поднимаем сознательность граждан.