Грузовой рынок, вероятно, ожидает судьба рынка такси

| статьи | печать

Ждет ли рынок грузовых перевозок судьба рынка такси и гегемония онлайн-сервисов наподобие «Яндекс.Такси» и GetTaxi? Пока на грузовой рынок России вышел лишь один подобный сервис, и первый год его работы говорит о вероятности, что вслед за этой системой придут и другие.

Выйдя на рынок легкового такси в России около пяти лет назад, онлайн-системы наподобие «Яндекса.Такси», GetTaxi, Uber смогли быстро завоевать популярность потребителей и с самого начала составили серьезную конкуренцию обычным компаниям. Так, по статистике только один сервис «Яндекс.Такси» занимает 20% от всего рынка легальных перевозок, остальные сервисы делят между собой еще как минимум 20% рынка. По прогнозам экспертов, уже по итогам 2015 г. доля сервисов на рынке легальных перевозок может превысить 50%. Борьба была бурной — с забастовками и митингами обычных таксистов, а также с лоббированием законов, которые бы не позволили подобным сервисам существовать. Но итог ее все равно однозначен: победили онлайн-сервисы, забрав себе большую часть рынка. Тем более что общественность однозначно поддерживает именно онлайны-сервисы такси — там дешевле, проще, удобнее, «моднее».

Создатели онлайн-сервисов использовали очевидный ресурс: потенциальных таксистов — людей, у которых есть автомобиль и готовность возить за плату, в стране очень много, и запустили свои системы, которые позволили этим потенциальным таксистам получить заказы через интернет. Разработчики сервисов придумали, как контролировать исполнение этих заказов и следить за качеством услуг, благо есть навигационные системы и интернет, а также как точно считать маршрут и предлагать клиенту оптимальную стоимость поездки. Дальше к делу подключилась интернет-реклама (то есть дешевый канал привлечения клиентов), и люди начали заказывать такси через сервисы. Так как потенциальных таксистов очень много, клиент получил возможность подачи машины быстрее, а поскольку онлайн-сервис в отличие от транспортной компании не забирает себе большую часть доходов, то стоимость поездки тоже стала дешевле, да и известна она теперь заранее — высчитывается с точностью до копейки с учетом расстояния и пробок. Дальше — больше. Все потенциальные таксисты, работающие в системе, должны были брендировать свои автомобили логотипами сервиса и предоставлять автомобили лишь определенного уровня в технически исправном состоянии. Клиенты получили помимо низкой стоимости и быстроты подачи еще и качественные автомобили.

Онлайн-сервисы берут себе лишь небольшой процент от заказа (у различных сервисов эта сумма составляет от 5 до 30% от стоимости поездки), но и компании-такси, с учетом всех издержек, имеют вполне сопоставимую с онлайн-сервисами маржинальность заказов. Но таксомоторная компания, у которой есть 100 машин, считается уже крупной, а в онлайн-сервисах работают тысячи водителей и даже десятки тысяч. Таксомоторные компании, как правило, являются региональными, а крупнейшие сервисы такси работают одновременно во всех регионах. И разрыв постоянно увеличивается.

Сегодня рынок грузоперевозок очень напоминает рынок такси до его завоевания интернет-компаниями: он непрозрачен, хаотичен и поделен между региональными компаниями не благодаря конкуренции, а по каким-то своим внутренним причинам и правилам.

В то же время, как показывает статистика, в России до 25% грузового автотранспорта находится в руках частных владельцев, и все они практически лишены доступа к рынку грузоперевозок и вынуждены просто «халтурить» или работать на подряде у транспортных компаний. Также существует значительный пласт небольших транспортных компаний, которые испытывают существенный дефицит клиентов. Не стоит забывать и о незагруженном полностью работой собственном автотранспорте торговых и производственных компаний. Все это — потенциальные участники рынка грузоперевозок через интернет-сервисы, подобные действующим на рынке такси. Этих потенциальных участников, по оценке экспертов, достаточно, чтобы забрать почти половину транспортного рынка.

Да, рынок грузоперевозок намного сложнее, чем рынок такси, но это не должно стать большой проблемой для интернет-бизнеса, что доказывает недолгий опыт работы первого онлайн-сервиса грузоперевозок. В Московском регионе по количеству грузовых машин он уже обогнал все крупнейшие компании отрасли и сейчас идет в другие регионы. Для сравнения: с сервисом GetTaxi в России работает около 8500 таксистов, а с грузовым онлайн-сервисом — уже 1000 грузовых автомобилей, хотя система еще не существует и года и рынок грузовых перевозок значительно менее насыщен автотранспортом.

Успешность первого на нем интернет-сервиса подтверждает, что рынок грузоперевозок, скорее всего, ждет в дальнейшем та же судьба, что и рынок такси.

«Потенциально до 80% грузоперевозок будет осуществляться через интернет-системы, — считает президент системы „ГрузоVIG“ Валерий Муратов. — Причем рынок будет расти, на него придут новые инвесторы, которым будет понятна новая прозрачная система работы. Классические транспортные компании останутся, но часть заказов они также будут получать через аналогичные системы… Подобные системы выгодны и корпоративным заказчикам, с нами уже работают сотни компаний, включая таких гигантов, как „Почта России“ и Panasonic — значит, это удобно и оправдано».